Перейти к содержанию

Шлейф (одежда)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шлейф дамского платья. Португалия, около 1845

Дарит улыбкою приветливой своей
Пажа, парчовый шлейф несущего за ней,
‎Их догаресса.

Ж. М. де Эредиа. Догаресса.
Пер. О. Н. Чуминой. 1897[1]

Шлейф (от нем. Schleif[2], нем. schleifen — «волочить»[3]), также трен, трэн (от фр. traîne, фр. traginare — «тащить»[4]) и хвост[4] — заднее удлинённое полотнище платья или юбки, волочащееся по полу[5][6]. Шлейф известен в истории костюма не позднее XIV века, по некоторым данным, вошёл в моду благодаря Агнессе Сорель и долгое время осуждался церковью[7]. Шлейф отделывали кружевами и воланами[8]. Элегантный элемент торжественного дамского туалета придавал фигуре стройность и подчёркивал знатность[9]. Съёмные шлейфы в зависимости от моды крепили к талии или плечам. В современной моде удлинённый подол платья в виду своей непрактичности присутствует только в костюмах для торжественных случаев[4].

Славянское название «хвост» для детали одежды встречалось ещё в первой половине XIX века, затем было вытеснено синонимами «шлейф» и «трен» и ныне употребляется только в шутливом или ироническом смысле. Французское слово «трен» появилось в русском языке во времена императрицы Елизаветы Петровны, отмеченные переориентацией на французскую культуру, и считался предпочтительнее в поэтических текстах до начала XX века[4].

В первые годы XIX века составлял единое целое с платьем для прогулок и визитов, которое шилось преимущественно из лёгких тканей. Позднее он становится отдельной деталью, шился из тяжёлых дорогих тканей и являлся частью придворного костюма. При дворе Первой империи, согласно этикету, утверждённому Наполеоном, шлейф могли носить исключительно принцессы крови[10].

В русский быт шлейф вошёл в начале XVIII века как обязательный атрибут придворной одежды, имевшей черты церемониальной и обрядовой, и сохранялся вплоть до 1917 года. Самый длинный шлейф, как считается, носила Екатерина II в коронационном туалете, его длина составила около 70 метров, ширина — 7 метров, на церемонии его несли полсотни пажей[7]. Длина трена придворных дам отражала их знатность и положение при дворе. Шлейфы монархов и членов их семей на торжественных церемониях носили пажи и высшие сановники. Шлейф как модная деталь для создания «современного» силуэта распространился в XIX веке, в 1870-е годы с появлением турнюра шлейф стал важным формообразующим элементом силуэта. Для придерживания шлейфа использовалась петля из тесьмы «пажик»[11], надевавшаяся на запястье[5]. Особое искусство требовалось, чтобы присесть на стул в платье со шлейфом: его нужно было изящно откинуть ногой, чтобы не запутаться в нём, вставая. На время танцев в XVIII веке шлейф снимали или закладывали в специальный большой карман на юбке. Появляться на улице в платье с шлейфом считалось неприличным. Юный герой романа «Подросток» Ф. М. Достоевского, сетовавший на пыль, которую поднимали на бульварах шлейфами светские женщины, вероятно принимал за них дам полусвета. В первой половине XIX века шлейф носили девушки, вступавшие в брачный возраст, во второй — только замужние дамы[4][8].

Примечания

Литература