Шлезингер, Джон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джон Шлезингер
John Richard Schlesinger
Имя при рождении Джон Ричард Шлезингер
Место рождения Лондон, Великобритания
Место смерти Палм-Спрингс, Калифорния, США
Профессия кинорежиссёр
Награды «Оскар» (1970)
Командор ордена Британской империи

Джон Ричард Шлезингер (англ. John Richard Schlesinger; 16 февраля 1926, Лондон — 25 июля 2003, Лос-Анджелес) — британский режиссёр театра и кино. Один из кинорежиссёров, определивших облик британского кино в послевоенный период. С 1973 года работал также в Королевском национальном театре. Командор ордена Британской империи (CBE).

Жизнь и карьера

Джон Шлезингер родился в Лондоне в еврейской семье, в которой он рос старшим из пяти детей. Его отец Бернард Эдвард Шлезингер (1896—1984), выпускник Кембриджского университета, был врачом-педиатром, служил в Медицинской службе Вооружённых сил Великобритании. Родители как отца, так и матери (Генриетты Винифред) происходили из Франкфурта-на-Майне. Его племянник — публицист Иен Бурума.

В 1943 году Шлезингер был призван в армию, где увлёкся экспериментальным театром и развлекал сослуживцев показом фокусов. После войны изучал английскую литературу в Оксфорде. В конце 1950-х гг. снимал документальные фильмы для Би-би-си. Его документальный фильм «Конечная станция» (1961) о буднях вокзала Ватерлоо стал событием на фестивале в Венеции.

В начале 1960-х Шлезингер снял свои первые игровые фильмы — «Такого рода любовь» (1962; «Золотой медведь» Берлинского фестиваля) и «Билли-лжец» (англ. Billy Liar, 1963). С этих картин началось его многолетнее сотрудничество с актёрами Аланом Бейтсом и Джули Кристи. Изображение Шлезингером будней рабочего класса на севере Англии получило восторженную оценку Британской киноакадемии. Тематически примыкает к этим фильмам экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» (1967).

Запечатлев культуру «свингующего Лондона» в картине «Дорогая» (англ. Darling, 1965) режиссёр обратился к теме однополой любви (прежде остававшейся табу) в своих наиболее известных лентах «Полуночный ковбой» (1969) и «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971). Первый из этих остросоциальных фильмов принёс ему «Оскар» за лучшую режиссуру и орден Британской империи. Апатию, охватившую английское общество в начале 1970-х годов, Шлезингер тонко отразил в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (англ. Sunday, Bloody Sunday, 1971), который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения после бума 1960-х годов, когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны «хоть на половину куска». Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуала и интеллигентной молодой женщины, которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов бросающего обоих и уезжающего в Америку.

В США незадолго до этого отправился и сам режиссёр, снявший там свой наиболее известный фильм «Полуночный ковбой» (англ. Midnight Cowboy, 1969). Тему компенсации жизненных разочарований в тепле межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Джон Войт и Дастин Хоффман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом. Во многом благодаря Хоффману успех сопутствовал политическому триллеру «Марафонец» (англ. Marathon Man, 1976). Мастерски сделанная экранизация жестокой сатиры Н. Уэста на Голливуд 1930-х годов «День саранчи[англ.]» (англ. The Day Of The Locust, 1975) оказалась слишком академичной для кассового успеха.

С 1980-х Шлезингер снимает кино в самых различных жанрах: теледраму для Би-би-си «Англичанин за границей[англ.]», 1984) о встрече в Москве бывшего шпиона Гая Бёрджесса из группы Кима Филби с Корэл Браун[англ.], актрисой театра «Олд Вик», мистический триллер «Верующие[англ.]» (англ. The Believers, 1987); мелодраму «Мадам Сузацка» (англ. Madame Sousatzka, 1988) — историю обучения и воспитания подростка-индуса эксцентричной пианисткой (Ширли Маклейн — премия «Золотой глобус», приз МКФ в Венеции за лучшую женскую роль); триллеры «Район «Пасифик-Хайтс»» (англ. Pacific Heights, 1990), «Невинный» (англ. Innocent, 1993); комедию «Лучший друг» (англ. The Next Best Thing, 2000) с Мадонной и Рупертом Эвереттом в главных ролях.

В 1998 году прошёл операцию коронарного шунтирования, в декабре 2000 года перенёс инсульт. Скончался в возрасте 77 лет 24 июля 2003 года, на следующий день после выписки из палаты интенсивной терапии медицинского центра Палм-Спрингс[1].

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1956 кор Воскресение в парке Sunday in the Park Режиссёр
1961 кор Конечная станция Terminus Режиссёр
1962 ф Такого рода любовь A Kind of Loving Режиссёр
1963 ф Билли-лжец Billy Liar Режиссёр
1965 ф Дорогая Darling Режиссёр
1967 ф Вдали от обезумевшей толпы Far from the Madding Crowd Режиссёр
1969 ф Полуночный ковбой Midnight Cowboy Режиссёр
1971 ф Воскресенье, проклятое воскресенье Sunday Bloody Sunday Режиссёр
1975 ф День саранчи The Day of the Locust Режиссёр
1976 ф Марафонец Marathon Man Режиссёр
1979 ф Янки Yanks Режиссёр
1981 ф Хонки-Тонк шоссе Honky Tonk Freeway Режиссёр
1982 тф За отдельными столиками Separate Tables Режиссёр
1983 ф Англичанин за границей An Englishman Abroad Режиссёр
1984 ф Агенты Сокол и Снеговик The Falcon and the Snowman Режиссёр, продюсер
1987 ф Верующие The Believers Режиссёр, продюсер
1988 ф Мадам Сузацка Madame Sousatzka Режиссёр, сценарист
1990 ф Тихоокеанские высоты Pacific Heights Режиссёр
1993 ф Невинный The Innocent Режиссёр
1994 тф Неуютная ферма Cold Comfort Farm Режиссёр
1996 ф Око за око Eye for an Eye Режиссёр
1997 тф Суини Тодд The Tale of Sweeney Todd Режиссёр
2000 ф Лучший друг The Next Best Thing Режиссёр

Награды и номинации

Оскар

  • Лучший режиссёр (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучший режиссёр (1970) («Полуночный ковбой») — победа
  • Лучший режиссёр (1972) («Воскресенье, проклятое воскресенье») — номинация

BAFTA

  • Лучший короткометражный фильм (1962) («Конечная станция») — победа
  • Лучший британский фильм (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучшая режиссура (1970) («Полуночный ковбой») — победа
  • Лучшая режиссура (1972) («Воскресенье, проклятое воскресенье») — победа
  • Лучшая режиссура (1980) («Янки») — номинация
  • Лучший драматический фильм (1984) («Англичанин за границей») — победа
  • Лучший драматический фильм (1992) (A Question of Attribution, телефильм) — победа
  • BAFTA Academy Fellowship Award (1996)

«Золотой глобус»

  • Лучший режиссёр (1966) («Дорогая») — номинация
  • Лучший режиссёр (1970) («Полуночный ковбой») — номинация
  • Лучший режиссёр (1977) («Марафонец») — номинация

Примечания

  1. Diaries 1996–2004 // Untold Stories. — P. 335.