Ширали, Виктор Гейдарович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Гейдарович Ширали

Виктор Гейдарович Ширали (настоящая фамилия Ширализаде (по отцу), хотя некоторое время носил фамилию матери Лазарев; 7 мая 1945, Ленинград — 19 февраля 2018, Санкт-Петербург) — российский поэт.

Биография

Родился в мае 1945 года и назван в честь победы в Великой Отечественной войне и в честь деда, умершего от голода в блокаду. Тогда же крещён в Спасо-Преображенском соборе. Со слов самого Ширали, его отец Гейдар Гассанович Шир-Али-заде, родом из иранского Азербайджана, родился в 1916 году и работал фармацевтом[1]; отец, по словам поэта, писал стихи на тюркском. Мать, Мария Викторовна Лазарева, родилась в 1925 г. в крестьянской семье из Псковской губернии. Отец с матерью познакомились во время войны, под Ленинградом, где отец воевал. Они разошлись в 1955 г.

Окончив школу в 1963 году, Ширали работал электромонтажником, радиомонтажником, агентом по снабжению, администратором танцевального павильона, библиотекарем, сторожем на лодочной станции, в 1968 г. недолгое время заведовал музеем композитора Римского-Корсакова в Псковской области. Учился во Всесоюзном институте кинематографии на сценарном факультете с 1972 г.

Начал писать стихи в 1962 году. В 1960-е Ширали был членом литературного объединения при Ленинградской организации Союза писателей СССР, которое вели сначала Глеб Семёнов, а затем Наталья Грудинина. Кроме того, он входил в группу поэтов, собиравшуюся вокруг Татьяны Гнедич в Царском Селе (среди них были Константин Кузьминский, Борис Куприянов, Юрий Алексеев, Виктор Кривулин, Пётр Чейгин и другие заметные в дальнейшем фигуры ленинградского поэтического андеграунда).

В 1968 г. плюсская районная газета «Светлый путь» опубликовала поэмы Ширали «Путешествие 13 декабря» и «Полёт». В 1968 г. стихи Ширали вышли в альманахе «День поэзии». Уже в 1969 году Ширали был рекомендован в Союз писателей СССР Радием Погодиным с книжкой детских рассказов (книга в итоге так и не была издана). В 1979 году выпустил первую книгу стихов «Сад», которая сильно пострадала от цензуры. После этого был повторно рекомендован в Союз писателей Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским и Олжасом Сулейменовым, но принят не был из-за сопротивления членов секции поэзии Ленинградского отделения. В 1984 году был доведен до попытки самоубийства местной милицией, угрожавшей привлечь поэта к суду за тунеядство (см. В. Ширали. "Женщины и другие путешествия". СПб., 2006, с. 86).

Ширали был среди наиболее ярких фигур неофициальной ленинградской культуры, связанной с кафе «Сайгон»[2].

Поэт Елена Игнатова пишет об этом так:

"Было время популярности Виктора Ширали, на его выступления собиралась уйма народу, и стихи были хороши, и читал он их замечательно. В отличие от большинства из нас, Виктор нигде не служил, вел жизнь свободного поэта и много времени проводил в кафе «Сайгон», где его окружали поклонницы. Он казался баловнем судьбы /.../ дружил с Андреем Вознесенским, и, наконец, в издательстве «Советский писатель» вышла его книга «Сад». /.../ <Но> после редакторской обработки его обкорнанные, искалеченные стихи были неузнаваемы. В Союзе писателей это дало повод говорить: «Вот они, непризнанные, о которых столько толкуют», не нашел он сочувствия и среди собратьев по «второй литературной действительности». Между тем, Виктор Ширали оказал заметное влияние на ряд молодых поэтов нашего круга". [1] Архивная копия от 26 февраля 2018 на Wayback Machine

Среди слушателей и читателей стихов Ширали были молодые Борис Гребенщиков и Майк Науменко[источник?] (см. серию фотографий Бориса Кудрякова 72-74 гг. с чтения Ширали https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1533064253438348&set=pcb.1533067133438060&type=3&theater). В 1980-е годы стихи Ширали распространялись в самиздате, в частности, публиковались в журнале «Часы». Известный искусствовед Ю. В. Новиков публикует в «Часах» первый этюд-исследование о стихах Ширали[3]. Выходили стихи Ширали и за границей, в том числе и в переводах на английский и французский языки. Он являлся членом «Клуба-81», объединявшего неофициальных литераторов Ленинграда. Только в 1989 г. поэт смог выпустить вторую книжку стихов «Любитель» и тогда был принят в Союз писателей. Двухтомник «Сопротивление» (1992) стал первым сборником стихов поэта, включавший произведения, которые не могли быть изданы в СССР. Следующий сборник стихов «Долгий плач Виктора Гейдаровича Ширали по Ларисе Олеговне Кузнецовой и прочие имперские страсти» (1999) вышел после самоубийства возлюбленной поэта.

Последние двадцать лет жизни Ширали страдал тяжким недугом, но, несмотря на это, поддерживаемый матерью, Марией Викторовной, и женой, Галиной Московченко, продолжал писать и выпустил ещё несколько книг стихов.

Похоронен на Киновеевском кладбище в Петербурге.

Творчество

В молодости Виктор Ширали был близок с Л. Аронзоном, одним из первых выдающихся поэтов старшего поколения оценившим его и оцененным им. Вместе с В. Кривулиным, Т. Буковской и В. Кривошеевым[4] Ширали издал манифест «конкретной поэзии». Собственный неповторимый голос, свою поэтику Ширали обрел уже к концу 1960-х гг. В 1976 году Т. Г. Гнедич характеризовала Ширали как «поэта талантливого, очень современного, очень ленинградского, <официально изданную> книгу которого давно ждут поклонники его поэзии, а из поэтов, выходящих ныне к широкому читателю, он пользуется наибольшей известностью и популярностью»[1]. Славу поэту принесла прежде всего его тонкая и проникновенная любовная лирика, в которой он выказал себя одним из редких продолжателей пушкинской традиции, которую соединял с традицией французского авангарда (Аполлинер). В эти же годы Ширали знакомится с режиссёром Отаром Иоселиани, высоко оценившим стихи поэта[5]. В их творчестве можно найти немало общего — спонтанность, открытость в восприятии мира «здесь и сейчас», ориентацию на экзистенциальную эстетику. В 1970-е годы, особенно после смерти Л. Аронзона, Ширали «становится едва ли не самым ярким любовным лириком в петербургской поэзии»[5]. Вместе с тем, в стихах Ширали всё сильнее звучит и гражданская тема, они отстаивают достоинство личности и слова, право слышать других и звучать самому, как это видно особенно по стихам цикла «Сопротивление». С начала «перестройки» и вплоть до распада СССР в творчестве поэта наступает кризис, но в начале 1990-х, несмотря на то, что Ширали к этому времени теряет былую популярность, голос возвращается к нему, он находит вдохновение в сострадании проходящей через тяжелейший политический, духовный и культурный кризис стране и её людям. В лучших стихах Ширали этого периода глубокий трагизм соединяется с библейскими и христианскими мотивами. Ширали опубликовал две книги прозы — «Всякая жизнь» (1999), «Женщины и другие путешествия» (2006); обе они содержат интереснейшие и живые (порой даже слишком) зарисовки из жизни многих современников, в том числе И. Бродского, Л. Аронзона, С. Довлатова, В. Кривулина, воспоминания о наиболее значимых моментах своей жизни. В 2004 году была издана книга «Поэзии глухое торжество», получившая премию журнала «Нева». Этот том включил и более ранние стихи, и написанные в последнее время, вдохновение для которых поэт черпал в стоянии перед лицом смерти, испытании старостью и болезнями, любви к жене и ближним[6]. Стихи последних лет жизни поэта вошли в сборник «Старость — это не Рим» (2017). В этих стихах Ширали по-новому звучит и религиозная тема, неотделимая, как и прежде, от любовной[7]. Ширали продолжал писать до самых последних дней своей жизни. Большое число его стихов всех периодов посвящено Городу. Это поистине один из самых петербургских из современных поэтов.

Библиография

  • Сад. — Л.: Лениздат, 1979. — 63 с.
  • Любитель / предисловие М. А. Дудина — Л.: Советский писатель, 1989. — 144 с.
  • Сопротивление. — СПб., 1992. Кн. 1 и 2.  — 315 с (1), 156 с (2).  — ISBN 5-88226-003-5
  • Поэзии глухое торжество / предисллвие Г. И. Беневича. — СПб.: Изд-во журнала «Нева», 2004. — 399 с. — ISBN 5-87516-058-6
  • Долгий плач Виктора Гейдаровича Ширали по Ларисе Олеговне Кузнецовой и прочие имперские страсти / предисловие Г. Беневича. — СПб.: Культура, 1999.
  • Всякая жизнь: Рассказы. — СПб., 1999.
  • Флейтисточка. — СПб.: Агат, 2001 — 128 с. — ISBN: 5-94300-004-6
  • Женщины и другие путешествия. — СПб.: Изд-во журнала «Нева», 2006. — 280 с. — ISBN: 5-87516-089-6
  • Избранные стихотворения. Избранные возлюбленные. Избранные рисунки Елены Мининой. — СПб.: Изд-во ИПК «Вести», 2013. — 348 с. — ISBN 978-5-86153-289-1.
  • Флейтисточка : избранная любовная лирика. — СПб.: Лимбус Пресс, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-8370-0799-6.
  • Старость — это не Рим. — СПб., 2017. — 128 с.
  • Простейшие слова / предисллвие Г. И. Беневича. — Спб., Москва: Пальмира (Серия: "Часть речи"), 2018 — 287 с. — ISBN: 978-5-386-10881-6
  • Сопротивление / предисловие Г.Беневича -- СПб.,: Лимбус Пресс, 2018 -- 368 с. — ISBN 978-5-8370-0865-8

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Страница Виктора Ширали Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine в антологии К. Кузьминского «У Голубой лагуны»
  2. Е. Здравомыслова. Ленинградский «Сайгон» — пространство негативной свободы Архивная копия от 23 февраля 2018 на Wayback Machine // «Новое литературное обозрение». 2009, № 100.
  3. Ю. Новиков. «Пройдя до половины…» (этюд о поэзии Виктора Ширали) Архивная копия от 12 апреля 2018 на Wayback Machine // «Часы», 1983, № 42
  4. О Кривошееве см. здесь Архивная копия от 6 марта 2018 на Wayback Machine.
  5. 5,0 5,1 Г. И. Беневич. Виктор Ширали в контексте петербургской поэзии 1960—1970-х годов Архивная копия от 20 февраля 2018 на Wayback Machine // «Новое литературное обозрение», 2016, № 2 (138).
  6. Г. И. Беневич. В. Ширали. Портрет поэта на фоне смерти Архивная копия от 20 февраля 2018 на Wayback Machine // «Нева», 2004, № 10.
  7. Г. И. Беневич. «Мы ещё будем молоды, друзья»: О поздней лирике Виктора Ширали Архивная копия от 20 февраля 2018 на Wayback Machine // «Нева», 2015, № 9.

Ссылки