Шестова, Ксения Ивановна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ксения Ивановна Романова
Ксения Ивановна Шестова
Портрет инокини Марфы (в миру Ксении Ивановны Романовой, урожд. Шестовой) (? – 1637) Конец XVIII – начало XIX в. Копия более раннего портрета XVII в.Портрет инокини Марфы (в миру Ксении Ивановны Романовой, урожд. Шестовой) (? – 1637) Конец XVIII – начало XIX в. Копия более раннего портрета XVII в.
Дата рождения -
Дата смерти 26 января (5 февраля) 1631(1631-02-05)
Место смерти Москва
Род Романовы
Отец Иван Васильевич Шестов
Дети Михаил, Татьяна

И́нокиня Ма́рфа (великая старица Марфа; в миру Ксе́ния Иоа́нновна Романова, до брака Шесто́ва; ум. 26 января (5 февраля) 1631, Москва) — мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета), именовавшаяся в грамотах своего сына «великая государыня»[1].

Биография

Ксения Шестова происходила из костромских дворян[2]. Предположительно, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» Ивана Грозного. В родословных сказках Шестовы наряду с Морозовыми и Салтыковыми показаны потомками некого Миши Прушанина. Ксения была выдана замуж за Фёдора Романова около 1585 года[3]. Существует альтернативная (не признанная учёными) версия происхождения Ксении Ивановны из рода ярославских князей Шастуновых, впервые высказанная любителем генеалогических изысканий П. Н. Петровым[4].

Известно, что существовала икона св. царевича Дмитрия, «заказанная бабкой будущего царя Михаила Фёдоровича Романова, Марией Шестовой, которая была пострижена, по указу Бориса Годунова, в Чебоксарский Никольский девичий монастырь, где вскоре и умерла»[5].

При Годунове

При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество. В 1601 году сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера[6] и разлучена с детьми — Михаилом и Татьяной (единственные выжившие из её шести детей). Детей взяла к себе тётка, Марфа Никитична Черкасская. Тайком она увезла их из Белозерского края в село Клин Юрьевского уезда, старинную вотчину Романовых[7].

По преданию, «…уединенный терем узницы был построен нарочно и был он очень тесен». Стоял «… в близком расстоянии от церкви, с северной стороны, рядом стояла караульня московских приставов, всё было окружено забором»[8].

Филарет был сослан в Сийский монастырь на Русском Севере.

Посланный с Филаретом в Сийский монастырь пристав Воейков был свидетелем, как сильно тосковал по жене и детям Филарет Никитич[6]:

Жена моя бедная, наудачу уже жива ли? — говорил несчастный. — Где она? Чаю, где-нибудь туда её замчали, что й слух не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети: как помянешь их, так словно кто рогатиною в сердце кольнет!

Совет Михаила Фёдоровича Романова и инокини Марфы - Ксении Ивановны Романовой

Известно, что находившаяся в заточении инокиня Марфа получала сведения о судьбе Филарета Никитича. Их «проведывал» толвуйский священник Ермолай Герасимов. За это священник и его потомки получили щедрые пожалования после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова[9].

Смутное время

Г. И. Угрюмов. «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»

В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать своё родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Дочь Татьяна (умерла либо 21 июля 1611 года[источник не указан 2018 дней], либо 4 ноября 1612 года[источник не указан 2018 дней]) вышла замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского[3].

Годы 16061608 Марфа прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет был поставлен в митрополиты. В 1608 году Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их «столицу», а в начале 1610 года он попал в Москву. Сюда же переселилась, неизвестно когда, и Марфа с сыном[3].

Они находились в Москве до 1612 года, после чего смогли её покинуть. Отпущенная поляками, Марфа выехала в свою приданную вотчину, село Домнино (Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о пленном муже. По другим сведениям, с того года Марфа жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре. Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность, но в 1613 году он все-таки был избран[10][11].

Мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такое высказывание, приписываемое Марфе[12]:

ст.‑слав. Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

Великая государыня инокиня Марфа Ивановна

Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича, в Ипатьевский монастырь.

После избрания Михаила русским царём прибыла в Москву и стала оказывать на него сильное влияние. Оно было больше келейным, она практически не выступала в роли соправительницы сына, но оно ярко сказывалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа ввела своего племянника Б. М. Салтыкова, другого родственника Михалкова и др. Её прямое вмешательство известно в отношении дела архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия по поводу его книжных исправлений, сочтённых ересью[13]. Дионисий был допрошен в её покоях в Вознесенском монастыре, и Марфа изъявила согласие на его суровое наказание.

С воцарением Михаила она поселилась в деревянных хоромах вдовы царя Василия Шуйского и способствовала улучшению участи его вдовы Марии, насильно постриженной в монахини, которая в бытность царицей помогала семье Филарета.

Её власть пошла на убыль, когда Филарет в 1619 году вернулся из плена. Салтыковы были сосланы. Позже упоминается только по делу царской невесты Марии Хлоповой, которая ей была почему-то неприятна.

Погребена она в усыпальнице Романовых — в Новоспасском монастыре.

Дети

  1. Татьяна (ум. 4 ноября 1612) — супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского;
  2. Борис (ум. 20 ноября 1592 в младенчестве);
  3. Никита (ум. 29 ноября 1593 в младенчестве);
  4. Михаил (1596—1645);
  5. Лев (ум. 22 сентября 1597 в младенчестве);
  6. Иван (ум. 7 июня 1599 в младенчестве).

В культуре

Михаил Фёдорович (Софья Гославская) и его мать (Лидия Тридентская). Кадр из фильма «Воцарение дома Романовых».

Поэзия

  • Глинка Ф. Н. Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой: описательное стихотворение: в 4 частях. — М.: В Тип. М. П. Погодина, 1872. — 105 с.

Кино

Факты

  • Под именем инокиня Марфа также была насильно пострижена Мария Нагая, мать царевича Дмитрия.
  • У потомков Ключаревых (священника Ермолая Герасимова-Ключарева) в 1910 году члены этнографической экспедиции купили два старинных портрета: царя Михаила Федоровича и инокини Марфы Ивановны, изображённой ещё молодой, но уже в монашеском одеянии. Этот портрет был опубликован в книге Н. С. Шайжина «Заонежская заточница», вышедшей в Петрозаводске в 1912 году. Купленные у Ключаревых портреты были переданы в этнографический музей. Сохранились ли вышеупомянутые реликвии до наших дней, неизвестно. Возможно, какие-то из них были переданы в Краеведческий музей и находятся в его запасниках[7].

Примечания

  1. Чин бракосочетания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 1626 (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июля 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
  2. Корсакова В. Романова-Юрьева, Ксения Ивановна // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  3. 3,0 3,1 3,2 Инокиня Марфа / архивная ссылка
  4. Шастуновы и Велико-Гагины князья (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2009. Архивировано 14 октября 2012 года.
  5. Власова О. М. Иконография святого благоверного царевича Дмитрия / архивная ссылка.
  6. 6,0 6,1 Толвуйская заточница инокиня Марфа
  7. 7,0 7,1 Заонежская пленница Марфа. // Сайт Петрозаводской и Карельской епархии. архивная ссылка.
  8. Благовещенский И. И. Память о предках царствующего дома Романовых в Заонежье. // Известия изучения Олонецкой губернии. — 1913. № 1. Вып. 2. — С. 25 (Цитируется по «Толвуйская заточница инокиня Марфа»]
  9. Шамин С. М. Жалованная грамота священнику Ермолаю и его потомкам за помощь матери царя Михаила Федоровича инокине Марфе в годы годуновских гонений // Вестник церковной истории. — 2011. № 1—2(21—22). — С. 246—248.
  10. Авраамий Палицын. Сказание (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 3 октября 2008 года.
  11. Морозова Л. Е. Михаил Фёдорович // Вопросы истории. — 1992. № 1.
  12. Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 11.
  13. Марфа Ивановна // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. 25.

Литература

Ссылки