Шарикоподшипниковская улица
Шарикоподшипниковская улица | |
---|---|
Общая информация | |
Координаты | 55°43′03″ с. ш. 37°40′37″ в. д.HGЯO |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Округ | ЮВАО |
Район | Южнопортовый |
Исторический район | Дубровка |
Протяжённость | 1,5 км |
Метро | Дубровка |
Почтовый индекс | 115088 |
Классификатор | ОМК УМ |
Шарикоподши́пниковская улица — улица в Юго-Восточном административном округе города Москвы на территории Южнопортового района. Расположена между улицей Симоновский Вал и 2-й улицей Машиностроения. Пересекает Новоостаповскую улицу. Справа примыкает 1-я улица Машиностроения.
«Улица начинается у Симоновского вала. У Новоостаповской улицы она поворачивает под тупым углом и идет до Кожуховской дороги. Длина её — 2,9 км, средняя ширина — 59,1 м. В последние годы улица несколько изменила своё начало. Если идти в обратном направлении, она после Новоостаповской проходит прямой линией и как бы вливается в 1-ю Дубровскую улицу»[1]
Названа в 1930 году по строящемуся здесь в то время 1-му Государственному подшипниковому заводу[2], который вступил в строй в 1932 году.
История
Улица возникла в 1929 году как проезд к «Господшипникстрою» — строительству 1-го Государственного подшипникового завода. В 1930 году по улице провели трамвайную линию[3]. В середине 1930-х годов чётная сторона улицы застроена пятиэтажными жилыми домами (№ 8—38). Постепенно она приобрела вид описанный в книге П. В. Сытина.
Между Новоостаповской улицей и шарикоподшипниковым заводом стоит большое трехэтажное здание Московского шинного завода. За шарикоподшипниковым заводом в его линии — большое четырёхэтажное здание Дома культуры с библиотекой-читальней, кино и театром. За ним расположено ещё такое же большое здание завода.
По другой стороне улицы стоят пятиэтажные жилые дома с благоустроенными квартирами для рабочих завода, в нижних этажах этих домов помещаются почта и телеграф, ателье для пошивки платья, кондитерская, гастрономический и книжный магазины, аптека, а в отдельном здании — комбинат пищевого обслуживания. От жилых домов его отделяет отходящая под прямым углом от Шарикоподшипниковской улицы 1-я улица Машиностроения.
Шарикоподшипниковская улица имеет две проезжие части, залитые асфальтом. Одна, узкая, всего в несколько метров ширины, у домов, предназначена исключительно для подъезда к ним. Другая, широкая, возле заводов и Дворца культуры — для транзитного и прочего движения. Между ними на всём протяжении центральной части улицы разбит довольно широкий бульвар. По обочине его у широкой мостовой проложены рельсы трамвая
— [4]
В 1957 году по улице провели троллейбус[5]. В 1974 году дом культуры ГПЗ переведён в новое здание на улице Мельникова. В 1999 году на улице открыта станция метро Дубровка.
Примечательные здания и сооружения
По нечётной стороне:
- № 3 — Родильный дом № 15 (1937)
- № 5 — бизнес-центр Dominion Tower (2015), арх. Заха Хадид
- № 11 — Московский шинный завод (1945)
- № 13 — 1-й Государственный подшипниковый завод (ОАО «Московский подшипник»[6]) (1932)
- № 15 — Столичная финансово-гуманитарная академия (СФГА)
По чётной стороне:
- № 4 — ОАО Научно-производственное объединение ЦНИИ технологии машиностроения (1933)
- № 14 — Храм Март-Марьям Ассирийской церкви Востока (1998)
- № 22 — мемориальная доска В. Б. Носову
- № 38 — Фабрика-кухня 1-го ГПЗ (1932)
Памятник
- у дома № 24 — Монумент Вечной славы в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, погибших в годы Великой Отечественной войны (1967, скульптор А. Н. Новиков, архитектор Ю. А. Цветков)[7] Инициатива и сбором средств для установки памятника занимался Владимир Александрович Казачков 1935 года рождения. Главный инженер 1-го Государственного подшипникового завода.
Транспорт
В конце улицы — станция метро Дубровка. По улице проходят трамвайные маршруты 12, 43, автобусные 9, 99, 186, 670, т26. В конце улицы — разворотное трамвайное кольцо.
Интересный факт
- Некоторые москвичи считают название улицы слишком сложным, а не «благозвучным, удобным для произношения, кратким и легко запоминающимся», как это должно быть согласно городскому закону № 40-70 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы». Иногда название даже сокращают до «Шарик»[8].
Примечания
- ↑ Сытин П. В. Из истории московских улиц. М., 1958. С. 773.
- ↑ Имена московских улиц. М., 1988. С. 411
- ↑ История маршрута № 43 на сайте «Московский трамвай»
- ↑ Сытин П. В. Из истории московских улиц. М., 1958. С. 773—774.
- ↑ История маршрута № 26 на сайте «Московский троллейбус»
- ↑ Продажа подшипников. Производство подшипников. Европейская поддшипниковая корпорация — Московский подшипник
- ↑ Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Москва. Все культурные и исторические памятники. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2009. — С. 75. — 512 с. — (Московские энциклопедии). — ISBN 978-5-699-31434-8.
- ↑ Екатерина Лебедева. Пройду по Грайвороновской, сверну на Газгольдерную... . Газета «Комсомольская правда. Москва» (6 октября 2008). Дата обращения: 22 июля 2011. Архивировано 28 марта 2012 года.