Шалль, Эккехард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эккерхард Шалль
Ekkehard Schall
Место смерти Букков
Гражданство  ГДР
 Германия
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности 19—2005
Театр «Берлинер ансамбль»

Эккерхард Шалль (нем. Ekkehard Schall; 29 мая 1930, Магдебург, — 3 сентября 2005, Букков) — немецкий актёр театра и кино и театральный режиссёр. Считался одним из лучших брехтовских актёров.

Биография

Эккерхард Шалль родился в Магдебурге, после Второй мировой войны вошедшем в состав ГДР. Ещё в школьные годы Шалль увлёкся театром и в 1946—1948 годах учился в театральной студии в родном городе. В 1947 году дебютировал на сцене; в 1948—1951 годах был актёром Драматического театра во Франкфурте-на-Одере[1].

В 1952 году Шалль навсегда связал свою судьбу с театром «Берлинер ансамбль». В том же году был введён на роль Эйлифа в легендарном спектакле «Мамаша Кураж и её дети» Бертольта Брехта и Эриха Энгеля[1]. В этой роли особенно запомнился московским и ленинградским театралам во время гастролей «Берлинер ансамбль» в СССР в 1957 году — критики подробно описывали его воинственный танец, ставший одной из кульминаций спектакля[2]. «Он несется в своём танце, — писал Ю. Юзовский, — безумный, безудержный, он и в самом деле кажется несколько помешанным (и, пожалуй, это ему нужно, чтобы выдержать давление своей кровавой миссии), — несётся бездушная машина войны, „мясорубка“ войны… И зритель уже полон захватывающих его ассоциаций — да, в самом деле, это олицетворённая в одной фигуре военщина, да ещё особенная, германская, прусская, пруссаческая…»[3]

Широкую известность Эккерхарду Шаллю принесла роль Артуро Уи в спекатакле, поставленном в 1959 году Манфредом Веквертом и Петером Паличем и удостоенном в том же году Национальной премии ГДР. С этого времени Шалль был одним из ведущих актёров «Берлинер ансамбль»; среди лучших его ролей — Кориолан в одноимённой трагедии У. Шекспира, Роберт Оппенгеймер в «Деле Оппенгеймера» Х. Кипхардта, Галилей в «Жизни Галилея» Б. Брехта[1]. В 1968 году «Берлинер ансамбль» привозил на гастроли в СССР «Карьеру Артуро Уи» и «Кориолана»; на российской сцене в то время уже существовал свой блистательный Артуро Уи — Евгений Лебедев, и Шалль в этой роли убедил не всех[4]. По поводу же его Кориолана, Павел Марков отмечал, что Шалль пользуется приёмом «очуждения» чаще, чем его партнёрша по спектаклю Елена Вайгель: «Его больше тянет посмотреть на образ как бы со стороны, но это стремление не мешает ему схватить самое зерно образа. Он не только дает „портрет“ Кориолана в самых разных ракурсах, показывая его с разных точек зрения и в разных позициях, он раскрывает одновременно постыдную биографию человека…»[4].

В кинематографе Шалль дебютировал ещё в 1957 году, однако, снявшись в течение двух лет в пяти фильмах, в дальнейшем снимался очень редко, отдавая предпочтение театру. Но многие спектакли «Берлинер ансамбль» с его участием, начиная с «Мамаши Кураж», были увековечены на киноплёнке.

В 1974 году Шалль дебютировал в качестве режиссёра, поставив в «Берлинер ансамбль» раннюю пьесу Брехта «Жизнь Эдуарда II Английского». В 1977 году, когда театр в качестве интенданта возглавил Векверт, Шалль стал заместителем интенданта. В 1991 году, в связи с переменами, произошедшими в стране и в театре (вынужденной отставкой Векверта), Шалль удалился в частную жизнь, занялся литературным трудом, время от времени выступал с литературными программами[1].

Эккехард Шалль был женат на дочери Брехта и Елены Вайгель Барбаре Брехт, актрисе (выступала под сценическим псевдонимом Барбара Берг) и художнике по костюмам. Из двух дочерей, родившихся в браке, старшая, Йоханна Шалль, стала актрисой, младшая, Йенни Шалль, художником по костюмам.

Актёр умер в Буккове под Бранденбургом, где жил в последние годы[1], и был похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине.

Творчество

Актёрские работы в театре

Фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Bernd-Rainer Barth. Schall, Ekkehard // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Т. 2. — ISBN 978-3-86153-561-4..
  2. Таршис Н. А. Учеба у Брехта // Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. — СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. — С. 52.
  3. Юзовский Ю. О театре и драме: В 2 т. / Сост.: Б. М. Поюровский. — М.: Искусство, 1982. — Т. 1. Статьи. Очерки. Фельетоны. — С. 279—280. — 478 с.
  4. 4,0 4,1 Марков П. А. На спектаклях Берлинского Ансамбля // Марков П. А. О театре: В 4 т.. — М.: Искусство, 1977. — Т. 4. Дневник театрального критика: 1930—1976. — С. 482—483.

Литература

  • Bernd-Rainer Barth. Schall, Ekkehard // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Т. 2. — ISBN 978-3-86153-561-4..