Энгель, Эрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрих Энгель
нем. Erich Engel
Имя при рождении нем. Erich Gustav Otto
Дата рождения 14 февраля 1891(1891-02-14)
Место рождения Гамбург
Дата смерти 10 мая 1966(1966-05-10) (75 лет)
Место смерти Берлин
Гражданство  Германская империя
 Германия
 ГДР
Профессия актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр
Годы активности 1918 - 1966
Театр Берлинер ансамбль
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» в серебре (ГДР) Кавалер ордена «Знамя Труда»
IMDb ID 0257068

Эрих Густав Отто Энгель (нем. Erich Gustav Otto Engel; 14 февраля 1891, Гамбург — 10 мая 1966, Берлин) — немецкий режиссёр и театральный деятель, близкий друг Бертольта Брехта; один из крупнейших режиссёров Веймарской республики, Энгель был и одним из лучших интерпретаторов драматургии Брехта на немецкой сцене, как в довоенные, так и в послевоенные годы.

Биография

Эрих Энгель окончил в 1910 году театральную школу Л. Меснера в Гамбурге[1]; театральную карьеру начинал там же как актёр, затем служил в берлинском «Маленьком театре под липами». В 1917—1918 годах Энгель заведовал литературной частью гамбургского «Шаушпильхауза», в 1918 году в мюнхенском «Каммершпиле» дебютировал в качестве режиссёра. Известность принесли ему поставленные «Каммершпиле», где он работал до 1922 года, антимилитаристские пьесы экспрессионистов — Г. Кайзера и Э. Толлера[2].

В 1922—1924 годах Энгель был главным режиссёром мюнхенского Государственного театра, где поставил несколько шекспировских пьес: «Мера за меру», «Макбет», «Юлий Цезарь». Здесь же состоялось его знакомство с Бертольтом Брехтом, — в 1923 году Энгель поставил в мюнхенском Резиденцтеатре его пьесу «В чаще городов»[2][3].

В 1924 году Энгель окончательно поселился в Берлине, был постоянным режиссёром Немецкого театра, ставил спектакли на других столичных сценах. Наряду с Бертольтом Брехтом и Эрвином Пискатором Энгель стал практиком и теоретиком «эпического театра»; осуществлённую им в 1925 году в Берлине постановку шекспировского «Кориолана» Брехт назвал для эпического театра «решающе важной». Энгель был и одним из самых значительных сценических интерпретаторов драматургии Брехта, — в 1928 году сенсационный успех имела поставленная им в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм «Трёхгрошовая опера»[2]. Леонгард Франк, чью пьесу «Карл и Анна» Энгель поставил годом позже, отозвался о нём как об «особенно чутком» режиссёре[4]

После прихода нацистов к власти в 1933 году Энгель остался в Германии и продолжал работать в театре, но ставил исключительно классическую драматургию.

После окончания Второй мировой войны режиссёр в 1945—1947 годах был интендантом мюнхенского театра «Каммершпиле», с 1947-го работал на киностудии DEFA[3], а в 1948 году, после возвращения из эмиграции Брехта, принял участие в создании театра «Берлинер ансамбль», открывшегося в январе 1949 года спектаклем «Мамаша Кураж и её дети» по пьесе Брехта — совместной постановкой Энгеля и автора[5]. В «Берлинер ансамбль» Энгель поставил ряд спектаклей, в том числе совместно с Брехтом «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1949) и «Жизнь Галилея» — спектакль, удостоенный в 1957 году Национальной премии[2]. После смерти Брехта в 1956 году Энгель в течение десяти лет был художественным руководителем театра (при интендантстве Елены Вайгель)[3].

В 1930 году фильмом «Убийца Дмитрий Карамазов» Энгель дебютировал в качестве кинорежиссёра. Среди немногочисленных снятых им кинофильмов преобладают лёгкие комедии. Крупного успеха в области кино Энгель добился, сняв в 1949 году фильм «Дело Блюма».

Творчество

Могила Эриха Энгеля на Доротеенштадтском кладбище в Берлине

Театральные постановки

Театр «Каммершпиле», Мюнхен (1918—1922)
Немецкий театр
Театр на Шифбауэрдам
Берлинер ансамбль
В других театрах
  • 1923 — «В чаще городов» Б. Брехта. Художник Каспар Неер — Резиденцтеатр, Мюнхен
  • 1925 — «Кориолан» У. Шекспира — «Лессинг-театр», Берлин
  • 1928 — «Человек есть человек» Б. Брехта. Художник Каспар Неер — «Фолькобюне», Берлин
  • 1929 — «Карл и Анна» Л. Франка — Государственный театр («Шаушпильхауз»), Берлин

Фильмография

  • 1922 — Мистерии одной парикмахерской / Mysterien eines Frisiersalons (Германия)
  • 1930 — Убийца Дмитрий Карамазов / Der Mörder Dimitri Karamasoff (Германия)
  • 1935 — Пигмалион / Pygmalion (Германия)
  • 1939 — Отель «Захер» / Hotel Sacher
  • 1940 — Наша фройляйн доктор / Unser Fräulein Doktor
  • 1948 — Дело Блюма / Affaire Blum (Германия)
  • 1949 — Бобровая шуба / Der Biberpelz (ГДР)
  • 1958 — Эскадрилья «Летучая мышь» / Geschwader Fledermaus (ГДР)

Награды

  • Национальная премия ГДР (1949, 1957) — за спектакли «Мамаша Кураж и её дети» и «Жизнь Галилея» в театре «Берлинер ансамбль»

Примечания

  1. Энгель Эрих // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Энгель, Эрих // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  3. 3,0 3,1 3,2 Renate Rätz. Engel, Erich // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Т. 1. — ISBN 978-3-86153-561-4..
  4. Leonhard Frank. Links wo das Herz ist. — Berlin: Aufbau-Verlag, 1972. — С. 223.
  5. Берлинер ансамбль // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 1.

Ссылки