Чёртова дюжина (фильм, 1961)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чёртова дюжина
Постер фильма
Жанр комедия
Режиссёр Павел Арманд
Автор
сценария
Всеволод Воронин, Ефим Севела
В главных
ролях
Лидия Пупуре
Павел Шпрингфельд
Раднэр Муратов
Марк Бернес
Кинокомпания Рижская киностудия
Страна  СССР
Год 1961
Ссылки
IMDb ID 0254225

«Чёртова дю́жина» — советский художественный комедийный фильм 1962 года режиссёра Павла Арманда. Этим фильмом Павел Николаевич вернул в кино Марка Бернеса, который называл Арманда своим «крёстным отцом в кино»[1].

Сюжет

Действие фильма происходит в поезде Рига — Москва. Среди пассажиров находится врач, которая постоянно говорит о гуманном отношении к людям. Однако, когда у одной из пассажирок начались роды, она отказалась ей помогать. Принятием родов занялись проводницы, машинисты и пассажиры поезда.

В основе сценария подлинное событие. В вагоне № 13 поезда № 13, следующего из Риги в Москву, родился ребенок. Большинство пассажиров поезда, а также железнодорожники помогли роженице. … На первый взгляд пожилой хозяйственник (артист М. Бернес) кажется не очень чистоплотным в делах человеком; проводница (артистка В. Телегина) неприветливой, злой; бригадир поезда (артист П. Шпрингфельд) бюрократом; молодой кавказец (артист К. Кавсадзе) ловеласом. На самом же деле обнаруживается, что все они отзывчивые, честные, работящие люди.

Кино Советской Латвии. — М.: Искусство, 1976. — 135 с. — стр. 75

В ролях

Съёмочная группа

Критика

Критика отмечала, что фильм вышел неудачным — актёры, режиссёр и оператор справились с работой, но потенциально хороший сюжет был слабо реализован сценаристом:

Сценарий получился надуманным. Слабо написанные роли, недостатки живых черт в характерах авторы хотели восполнить неожиданной трансформацией персонажей. Но даже одарённые и опытные актеры не смогли преодолеть нарочитость этой схемы. Режиссёр П. Арманд уже в процессе постановки пытался обогатить фильм комедийными выдумками. Но они получились тяжеловесными и не придали динамики действию. Высокопрофессиональная работа оператора З. Витола (серия пейзажных планов, снятых со стремительно мчащегося поезда), хорошая музыка И. Калныня, удачно решенный финал (счастливый отец мечется на московском перроне он хочет отблагодарить всех, кто помог жене, но это невозможно; их очень много, и они растворяются в толпе) все это лишь в какой — то мере скрашивает медлительное, скучно развивающееся действие.

Кино Советской Латвии. — М.: Искусство, 1976. — 135 с. — стр. 75-76

Литература

  • Чёртова дюжина // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — стр. 494

Примечания

  1. Наталия Морозова. Павел Арманд, или Душевная нежность к людям. rus.lsm.lv. Латвийские общественные медиа (7 мая 2018). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  2. Эфраим Севела. Биографическая справка

Ссылки