Москва — Генуя
Москва — Генуя | |
---|---|
![]() | |
Жанр | Историко-революционный |
Режиссёр |
Владимир Корш-Саблин Павел Арманд |
Автор сценария |
Алексей Спешнев |
В главных ролях |
Григорий Белов Людмила Хитяева Сергей Яковлев |
Оператор | Андрей Булинский |
Композитор | Лев Солин |
Кинокомпания | «Беларусьфильм» |
Длительность | 94 мин. |
Страна |
|
Язык | русский |
Год | 1964 |
«Москва — Генуя» — советский чёрно-белый историко-революционный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1964 году режиссёром Павлом Армандом. Начинал подготовку картины Владимир Корш-Саблин, который из-за болезни передал работу Арманду.
Премьера фильма в СССР состоялась 2 ноября 1964 года в канун праздника 7 ноября.
Съёмки
Сценарий фильма - первая самостоятельная работа Алексея Спешнева, которую принял к постановке художественный руководитель «Беларусьфильма» Владимир Владимирович Корш-Саблин. Однако после запуска в производство Владимиру Владимировичу потребовалась срочная операция, и он готов был передать картину только Арманду, который тоже был участником Гражданской войны и хорошо помнил события, ставшие основой фильма и разворачивавшиеся сначала в Гражданскую, потом — на Генуэзской конференции 1922 года. В первом самостоятельном сценарии Алексея Спешнева требовалось выписывать и образ главного героя, и лирическую любовную линию, а сроки поджимали. На предложение Корш-Саблина Арманд согласился сразу, на год уехав в Минск[1].
Фильм снимался в Бердянске, Севастополе, Ялте, а эпизоды самой конференции, протокольного заседания доснимали в Риге, в первом большом павильоне Рижской киностудии, где впоследствии разместился кинотеатр «Пиониерис». Монтаж и озвучание делали уже на новой киностудии, по оснащенности и масштабам считавшейся на тот момент второй в Европе, где Беларусьфильм арендовал монтажные и тон-ателье[1].
В последние дни монтажа у Арманда произошёл инфаркт, он попал в спецбольницу. Представитель Беларусьфильма предложил Павлу Николаевичу передать дальнейшую судьбу ленты в руки сценариста. Арманд согласился, и дальнейшая работа на студии происходила через консультации с режиссёром, проходившим лечение. Однако того, что к фильму поставили титры «Сценарий и постановка Алексея Стешнева, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда», режиссёр уже не пережил. Он скончался 16 августа 1964 года[1].
Уже после смерти Арманда выяснилось, что Спешнев присвоил себе не только лавры постановщика, но и режиссёрский гонорар[1].
Сюжет
В конце Гражданской войны полковой комиссар Безлыков встречает девушку Глашу, храбро сражающуюся в составе их формирования. Раненым он бежал из белогвардейского плена и на некоторое время потерял её из виду, но спустя несколько лет он случайно сталкивается с ней в Москве.
Большевик с дореволюционным стажем, владеющий иностранными языками, Безлыков получает назначение в Народный комиссариат иностранных дел. Там он попадает под патронат Чичерина и едет в составе советской делегации на Генуэзскую международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам. В ходе конференции удаётся прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советской России, и подписать торговое соглашение с Германией.
Актуальна поныне главная мысль фильма, высказанная в речи знаменитого наркома иностранных дел Георгия Чичерина на Генуэзской конференции: «Мы не скрываем, что тот, кто первым откажется от нелепых претензий к России, получит и наибольшие выгоды от торговли и от сотрудничества между нами»...[1]
Недовольные сложившимся положением дел недоброжелатели из числа западных реакционеров и белоэмигрантов планируют провести нападение на курьеров, перевозящих секретную переписку с инструкциями Ленина для членов советской делегации.
В ролях
- Григорий Белов — Чичерин
- Людмила Хитяева — Глаша
- Сергей Яковлев — Безлыков
- Ростислав Плятт — Менье
- Николай Ерёменко — Русанов
- Владимир Белокуров — Ллойд-Джордж
- Сергей Мартинсон — Барту
- Павел Молчанов — Литвинов
- Карп Клетниекс — Воровский (в титрах указан как — П. Клетниекс)
- Иван Шатилло — Красин
- Александр Смирнов — Йозеф Вирт
- Григорий Шпигель — Мальцан
- Сергей Карнович-Валуа — Ратенау
- Александр Гречаный — дипкурьер
- Игорь Комаров — дипкурьер
- Александр Петров — генерал
- Николай Засеев-Руденко — Хемингуэй
- Владимир Цоппи — Факта
- Альфред Видениекс — американский посол
- Андрей Файт — король Италии Виктор Эммануил III
- Георгий Георгиу — Журкин
- Глеб Глебов — нэпман
- Эммануил Геллер — парикмахер
- Александр Ловков — Шурка
- Текст читает — Алексей Консовский
- В титрах не указаны:
- Владимир Волчик — участник конференции
- Артур Димитерс — руководитель бельгийской делегации[2]
- Леонид Недович — эпизод в привокзальном буфете
- Владимир Сошальский — фотокорреспондент
- Херберт Зоммер, Олга Круминя, Майя Сержане, Луй Шмитс
Съёмочная группа
- Сценарий Алексея Спешнева
- Режиссёры — Владимир Корш-Саблин, Павел Арманд
- Главный оператор — Андрей Булинский
- Композитор — Лев Солин
- Звукооператор — Константин Бакк
- Художники:
- Декорации — М. Корякин, Вячеслав Кубарев
- Костюмы — А. Лозицкий
- Грим — Лев Емельянов, Ю. Фомин
- Комбинированные съёмки — П. Слабинский, Ю. Лупандин
- Операторы — Сергей Чавчавадзе, Юрий Марухин
- Вторые режиссёры — Кузьма Кресницкий, Л. Чижевская, Н. Бриллиантщикова
- Ассистенты:
- режиссёра — М. Давидович, В. Паскарь
- оператора — Л. Сушкевич
- по монтажу — Л. Кузьмич
- Консультанты:
- по сценарию — Б. Штейн, Н. Любимов (участники Генуэзской конференции)
- по фильму — А. Эрлих (участник Генуэзской конференции)
- Военный консультант — генерал-майор М. Кикнадзе
- Редактор — Константин Губаревич
- Директор картины — Валентин Поршнев
Награды
- 1964 — I Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде, вторая премия за историко-революционный фильм (Владимир Корш-Саблин)
- 1967 — Государственная премия Белорусской ССР в области кинематографии:
- автор сценария А. Спешнев
- режиссёры П. Арманд и В. Корш-Саблин
- оператор А. Булинский
Примечания
Ссылки
- «Москва — Генуя» . Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 23 ноября 2012. (недоступная ссылка)