Перейти к содержанию

Москва — Генуя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Москва — Генуя
Постер фильма
Жанр Историко-революционный
Режиссёр Владимир Корш-Саблин
Павел Арманд
Автор
сценария
Алексей Спешнев
В главных
ролях
Григорий Белов
Людмила Хитяева
Сергей Яковлев
Оператор Андрей Булинский
Композитор Лев Солин
Кинокомпания «Беларусьфильм»
Длительность 94 мин.
Страна  СССР
Язык русский
Год 1964

«Москва — Генуя» — советский чёрно-белый историко-революционный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1964 году режиссёром Павлом Армандом. Начинал подготовку картины Владимир Корш-Саблин, который из-за болезни передал работу Арманду.

Премьера фильма в СССР состоялась 2 ноября 1964 года в канун праздника 7 ноября.

Съёмки

Сценарий фильма - первая самостоятельная работа Алексея Спешнева, которую принял к постановке художественный руководитель «Беларусьфильма» Владимир Владимирович Корш-Саблин. Однако после запуска в производство Владимиру Владимировичу потребовалась срочная операция, и он готов был передать картину только Арманду, который тоже был участником Гражданской войны и хорошо помнил события, ставшие основой фильма и разворачивавшиеся сначала в Гражданскую, потом — на Генуэзской конференции 1922 года. В первом самостоятельном сценарии Алексея Спешнева требовалось выписывать и образ главного героя, и лирическую любовную линию, а сроки поджимали. На предложение Корш-Саблина Арманд согласился сразу, на год уехав в Минск[1].

Фильм снимался в Бердянске, Севастополе, Ялте, а эпизоды самой конференции, протокольного заседания доснимали в Риге, в первом большом павильоне Рижской киностудии, где впоследствии разместился кинотеатр «Пиониерис». Монтаж и озвучание делали уже на новой киностудии, по оснащенности и масштабам считавшейся на тот момент второй в Европе, где Беларусьфильм арендовал монтажные и тон-ателье[1].

В последние дни монтажа у Арманда произошёл инфаркт, он попал в спецбольницу. Представитель Беларусьфильма предложил Павлу Николаевичу передать дальнейшую судьбу ленты в руки сценариста. Арманд согласился, и дальнейшая работа на студии происходила через консультации с режиссёром, проходившим лечение. Однако того, что к фильму поставили титры «Сценарий и постановка Алексея Стешнева, при участии Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда», режиссёр уже не пережил. Он скончался 16 августа 1964 года[1].

Уже после смерти Арманда выяснилось, что Спешнев присвоил себе не только лавры постановщика, но и режиссёрский гонорар[1].

Сюжет

В конце Гражданской войны полковой комиссар Безлыков встречает девушку Глашу, храбро сражающуюся в составе их формирования. Раненым он бежал из белогвардейского плена и на некоторое время потерял её из виду, но спустя несколько лет он случайно сталкивается с ней в Москве.

Большевик с дореволюционным стажем, владеющий иностранными языками, Безлыков получает назначение в Народный комиссариат иностранных дел. Там он попадает под патронат Чичерина и едет в составе советской делегации на Генуэзскую международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам. В ходе конференции удаётся прорвать единый фронт государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советской России, и подписать торговое соглашение с Германией.

Актуальна поныне главная мысль фильма, высказанная в речи знаменитого наркома иностранных дел Георгия Чичерина на Генуэзской конференции: «Мы не скрываем, что тот, кто первым откажется от нелепых претензий к России, получит и наибольшие выгоды от торговли и от сотрудничества между нами»...[1]

Недовольные сложившимся положением дел недоброжелатели из числа западных реакционеров и белоэмигрантов планируют провести нападение на курьеров, перевозящих секретную переписку с инструкциями Ленина для членов советской делегации.

В ролях

Съёмочная группа

Награды

  • 1964 — I Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде, вторая премия за историко-революционный фильм (Владимир Корш-Саблин)
  • 1967 — Государственная премия Белорусской ССР в области кинематографии:
    • автор сценария А. Спешнев
    • режиссёры П. Арманд и В. Корш-Саблин
    • оператор А. Булинский

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Наталия Морозова. Павел Арманд, или Душевная нежность к людям. rus.lsm.lv. Латвийские общественные медиа (7 мая 2018). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  2. Kino. Kinoskatītāja rokasgrāmata; Rīga, «Galvenā enciklopēdiju redakcija». — 1980 г.; Статья Dimiters Artūrs

Ссылки

  • «Москва — Генуя». Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 23 ноября 2012. (недоступная ссылка)