Чеховиц, Мартин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мартин Чеховиц
Имя при рождении Marcin Czechowic
Дата рождения 1532(1532)
Место рождения Збоншинь
Дата смерти 1613(1613)
Место смерти Люблин
Род деятельности протестантский мыслитель

Мартин Чеховиц (польск. Marcin Czechowic; 1532, Збоншинь, Польша1613, Люблин) ― польский теолог, идеолог левого крыла радикально-реформационного движения в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском.

Биография

Родился в семье ремесленника[1]. Учился в католической семинарии в Познани, затем, около 1554 года, был направлен в Лейпцигский университет. До 1555 года был католическим священником в Курнике, однако был вынужден оставить служение из-за своих симпатий к протестантизму[1].

В 1559 году по приглашению магната Николая Радзивилла Чёрного приехал в Вильну, где занял должность учителя школы при местном кальвинистском сборе, находившимся под патронатом Радзивилла. Здесь под влиянием идей Петра из Гонёндза начал склоняться в сторону радикального направления реформации — антитринитарианства.

В июне 1561 года по заданию Радзивилла ездил в Швейцарию к Жану Кальвину с целью помирить его с Джорджио Бландратой, которого Кальвин обвинял в пропаганде идей Мигеля Сервета, тогда как сам Радзивилл ему симпатизировал. Прибыл в сентябре в Цюрих, Мартин привёз с собой письма и щедрые подарки от своего патрона. За три дня пребывания в городе Чеховиц разузнал у известного протестантского школьного учителя описание порядков местной школы, которые планировал использовать как образец для создания подобного учебного заведения в Вильне. По дороге домой посетил Моравию, где ознакомился с укладом жизни одной из анабаптистских общин.

Вернувшись в Вильну, начал проповедовать в кальвинистском сборе в духе социального радикализма. Кроме проповеднической деятельности, участвовал в синодах литовских антитринитариев, где выступал в защиту учения анабаптистов, чем вызывал недовольство умеренных антитринитариев. В 1564 году состоялся его трёхдневный диспут с Николаем Вендговским, на основе которого Чеховиц подготовил трактат «Трехдневный диспут о крещении детей», по причине смерти Радзивилла изданный только в 1583 году[2].

Из-за давления со стороны кальвинистов и магистрата был вынужден покинуть Вильну и поселиться в Куявии, в имении Яна Немоевского, который, будучи кальвинистом, под его влиянием склонился в пользу антитринитаризма. В имении Немоевского Чеховиц организовал общину, члены которой около 1570 года отказались от всех занимаемых государственных постов и продали имущество, раздав деньги бедным. Вместе с Немоевским Чеховиц перебрался в Люблин, где ими была организована крупная община польских братьев.

После смерти Немоевского в 1598 году под давлением социниан Чеховиц оставил должность министра сбора, но до конца жизни продолжал вести полемику с ними, также как и с кальвинистами и иезуитами. Так, в 1578 и 1581 году он дискутировал в Лоске с Симоном Будным, в 1582 году присутствовал в Любче на рассмотрении дела Будного, в 1603 году на синоде в Ракове полемизировал с Фаустом Социном[1][3].

Умер в бедности и забытьи[1]. Долгое время имя Чеховица не упоминалось и в исторической литературе, пока в 1962 году Джордж Уильямс не опубликовал о нём статью в филадельфийском протестантском журнале, вскоре перепечатанную в издании польской Академии наук.

Общественные и религиозные взгляды

Титульные страницы «Христианских бесед» Чеховица в экспозиции Пиньчувского музея

Выступал против крепостничества, отрицал светскую власть и церковь, осуждал крещение младенцев. Веру считал личным делом человека, требовал религиозной веротерпимости. Проповедовал пацифизм, социальное равенство. Считал Иисуса Христа не Богом, а безгрешным человеком, происходившим от Святого Духа, избранным Богом в качестве Спасителя, наделённым силой творить чудеса и после смерти воскрешённого Творцом[1].

Сочинения

  • Стихотворный пересказ Нового Завета (1570)
  • «Христианские беседы» (Rozmowy Chrystiańskie; Краков, 1575)
  • Перевод Нового Завета (Краков, 1577; отредактированное издание Раков, 1594).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4  (белор.) Клімаў Ι. Чаховіц // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 742. — 788 с. — ISBN 985-11-0378-0.
  2. Абушенко В. Л. Чаховиц (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [3050 дней]) // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007. — 960 с. — (Мир энциклопедий).
  3. Judah M. Rosenthal Marcin Czechowic and Jacob of Belzyce: Arian-Jewish encounters. ― 1966.

Литература

  • Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы: (Вторая половина XVI - начало XVII в.) / АН БССР, Ин-т философии и права. — Минск, 1970.
  • Encyklopedyczny słownik sławnych Polaków. ― Warsaw: Adam, 1996. — ISBN 83-85207-90-2.
  • Grzegorz M. Chromik Feudalni panowie Czechowic. Warszawa, 1997.
  • Literatura polska. Przewodnik encyklopedyczny. ― Warsaw: PWN, 1984. — T. 1. — ISBN 83-01-05368-2.
  • Szczucki L. Marcin Czechowic (1532—1613). ― Warszawa, 1964.
  • The New Testament of Marcin Czechowic 1577 in University of California publications in modern philology. — Berkeley, University of California, 1989.

Ссылки