Перейти к содержанию

Бландрата, Джорджио

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джорджио Бландрата
Имя при рождении Giorgio Biandrata
Дата рождения ок. 1515
Место рождения Салуццо
Дата смерти 5 мая 1588(1588-05-05)
Место смерти Алба-Юлия
Род деятельности религиозный деятель

Джо́рджио Бландра́та (Биандра́та; итал. Giorgio Biandrata; ок. 1515, Салуццо — 5 мая 1588, Алба-Юлия) — итальянский врач и религиозный деятель антитринитарского толка.

Биография

Представитель некогда влиятельного итальянского рода Де Бландрате, родился в Салуццо в Пьемонте. Был младшим сыном в семье Бернардино Бландрата. Учился на медицинском факультете университета Монпелье, после окончания которого в 1533 году специализировался на функциональных и нервных расстройствах у женщин. В 1544 году совершил свою первую поездку в Трансильванию, в 1553 году вместе с Джованни Паоло Алциати посетил Гризон, в 1557 году провел год в Женеве, где конфликтовал с последователями Жана Кальвина, придерживавшихся менее радикальных идей.

Письмо Жана Кальвина кальвинистскому синоду в Вильне с осуждением взглядов Бландраты

В 1558 году он уехал в Польшу, известную в то время религиозной терпимостью. Бландрата стал лидером еретической партии на соборах соборов в Пиньчуве (1558) и Ксёнже (1560 и 1562), был замечен известным меценатом кальвинистом Николаем Радзивиллом Чёрным, который стал покровительствовать ему, несмотря на то, что Кальвин писал ему о том, что Бландрата является антитринитарием.

Николай Радзивилл представил Бландрата королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу и в 1561 году послал в Пинчув, чтобы он принял участие в переводе Святого Писания на польский язык. Перевод был окончен в 1563 году, после чего была напечатана Брестская Библия.

Брандрата занимал должность придворного врача вдовствующей королевы польской и великой княгини литовской Боны Сфорца, которая сама была итальянской. Королева Бона сыграла важную роль в принятии решения о сожжении в 1539 году Катерины Вегель за отказ признать Христа сыном Бога, но после, под влиянием трудов Бернардино Окино, изменила свои взгляды на антикатолические.

В 1563 году Бландрата перебрался в Трансильванию, где выполнял те же обязанности при дворе внука Боны Сфорци Яноша Сигизмунда Запольяи. После смерти Запольяи в 1571 году Бландрата остался при трансильванском дворе на службе и князя Стефана Батория, в то время лояльно относившегося к антитринитаризму. В 1576 году Бландрата вместе с Баторием отправился в Краков, где агитировал в пользу избрания своего патрона королём польским и великом князем литовским. Бландрата не мог оставаться при католическом дворе Стефана Батория и вернулся в Трансильванию, где служил князю Криштофу, старшему брату Стефана.

В Трансильвании Бландрата активно сотрудничал с Франциском (Ференцем) Давидом, однако в 1578 году их взгляды разошлись. Чтобы повлиять на своего друга в 1578 году Бланрата пригласил в Трансильванию известного антитринитарианского богослова Фауста Социна, однако это привело только к тому, что по настоянию Социна Давид был заключён в тюрьму, где вскоре скончался. В следующем году, после того, как Криштоф Батори пригласил в Трансильванию иезуитов, Бландрата вместе с Социном вернулись в Краков. Здесь учение Социна имело большой успех, Бландрата стал королевским врачом. Согласно иезуиту Якубу Вуеку, в 1588 году он был убит своим племянником Джорджио, сыном Альфонсо.

Некоторые сочинения

  • «Gynaeceorum ex Arystoteli et Bonaciolo … noviter excerpta de fecundatione, gravitate, partu et puerperio» (1539) — трактат по гинекологии, посвящён королеве Боне Сфорци.
  • «De falsa et vera unius Dei patris, filii et spiritus sancti cognitione» (1567; «Ложное и правдивое познание Бога, Сына и Святого Духа») — теологический трактат, написан совместно с Франциском Давидом.

Ссылки