Чемпионат Европы Формулы-2

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чемпионат Европы Формулы-2
Фрагмент заезда 1970 годаФрагмент заезда 1970 года
Общая информация
Категория Одноместная
Страна или регион  Европа
Дебютный сезон 1967
Роспуск 1984
Пилоты 32 (1984) год
Команды 18 (1984) год
Конструкторы 49[П 1]
Поставщики двигателей 12[П 2]
Поставщики шин Великобритания Dunlop
Соединённые Штаты Америки Firestone
Соединённые Штаты Америки Goodyear
Италия Pirelli
Последний чемпион Новая Зеландия Майк Такуэлл
Последняя команда-чемпион Великобритания Ralt[англ.]

Чемпионат Европы Формулы-2 — это автоспортивное соревнование для машин класса Формула-2, проводимое на различных трассах Европы с 1976 по 1984 годы.

Общая информация

История

Между мировыми войнами параллельно с гонками Гран-при существовали и соревнования малолитражек, позволявшие малообеспеченным и неопытным пилотам-частникам проявить себя в мире автогонок. Также эти соревнования давали возможность участвовать в спорте на межнациональном уровне маленьким фирмам-автопроизводителям, не имеющим ресурсов для построения «настоящих» автомобилей для гонок Гран-при. К началу II мировой войны правила для малолитражек ограничивали объём двигателя полутора литрами (без нагнетателя), а автомобили Гран-при должны были иметь атмосферный двигатель объёмом не более 4,5 литров или двигатель с нагнетателем объёмом не более трёх литров.

После войны эти гонки хоть и обрели самостоятельный регламент уже в 1948 году, получивший название Формула-2, но долгое время не имели самостоятельного общеевропейского первенства, санкционируя под свой регламент лишь отдельные гонки. К 1967 году ситуация постепенно стала меняться: концепция была вновь выделена из проекта Формула-Юниор и получила сначала самостоятельный статус, а к 1967 году и общеевропейское первенство.

FIA предложила всем желающим новый регламент класса, где силовая установка предполагалась в виде 1,6-литрового четырёхцилиндрового двигателя без наддува, а чтобы поднять престиж гонок в них дали возможность стартовать и пилотам чемпионата мира Формулы 1, правда не дав им возможности бороться за позиции в личном зачёте и лишь сохраняя их результаты в протоколах гонок. Регламент новой серии Формулы-2 также допускал частную доработку купленных заводских двигателей, что впоследствии повлияло на превращение небольших тюнинговых, по сути, бюро до статуса самостоятельных производителей.

К 1972 году, впрочем, назрела новая техническая революция: двигатели Ford Cosworth фактически выкинули из гонок всех конкурентов и по спортивным соображениям FIA пришлось пересмотреть регламент на силовые установки для Формулы-2, увеличив их рабочий объём до двух литров, а число цилиндров — до шести. Новый регламент дал увеличение числа производителей, но не слишком сказался на увеличении их зрелищности, а значит и посещаемости. Гонки серии Формулы-2 всё больше превращались в мировое молодёжное первенство, а борьба за титул зачастую всё менее зависела от чистой скорости пилота, но всё более и более – от его опыта в таких гонках и уровня техники, предоставляемой ему командой.

К началу 1980-х годов ситуация усугубилась с приходом в серию компании Honda, занимавшейся постройкой и доводкой собственных силовых агрегатов, а также помощью в улучшении шасси своего партнёра – компании Ralt. В итоге их альянс, даже выставляя на гонки серии лишь по две машины, год за годом оказывался сильнее многих конкурентов, выиграв к 1985 году три из четырёх последних личных титулов в серии Формула-2. Борьба с этим альянсом всех других команд привела к удорожанию участия в серии, так что к 1985 году назрела очередная смена регламента, вообще, упразднившего Формулу-2 как класс и вводившего вместо неё Формулу-3000, куда японский автоконцерн уже не решился идти.[1]

Победители

За 18 лет своего проведения в чемпионате побеждали 18 пилотов, представлявших семь государств (больше всего побед на счету французов: семь). Эти гонщики представляли девять команд (самой успешной из которых стал проект March), восемь производителей шасси (лидер списка также March — шесть титулов) и пять моторостроительных компаний (успешнее прочих были компании Cosworth и BMW).

Чемпионы серии

Сезон Личный зачёт Командный зачёт Лучшая машина
1967 Бельгия Жаки Икс Великобритания Tyrrell Racing Matra-Cosworth
1968 Франция Жан-Пьер Бельтуаз Франция Matra Sports Matra-Cosworth
1969 Франция Джонни Серво-Гавен Великобритания Matra International Matra-Cosworth
1970 Швейцария Клей Регаццони Италия Tecno Racing Team Tecno-Cosworth
1971 Швеция Ронни Петерсон Великобритания March Engineering March-Cosworth
1972 Великобритания Майк Хэйлвуд Великобритания Team Surtees Surtees-Cosworth
1973 Франция Жан-Пьер Жарье Великобритания March Engineering March-BMW
1974 Франция Патрик Депайе Великобритания March Engineering March-BMW
1975 Франция Жак Лаффит Франция Ecurie Elf Martini-BMW
1976 Франция Жан-Пьер Жабуи Франция Equipe Elf Elf 2J-Renault
1977 Франция Рене Арну Франция Ecurie Renault Elf Martini-Renault
1978 Италия Бруно Джакомелли Германия Polifac BMW Junior Team March-BMW
1979 Швейцария Марк Зурер Германия Polifac BMW Junior Team March-BMW
1980 Великобритания Брайан Хентон Великобритания Toleman Group Toleman-Hart
1981 Великобритания Джефф Лиз Великобритания Ralt Racing Ltd. Ralt-Honda
1982 Италия Коррадо Фаби Великобритания March Racing Ltd. March-BMW
1983 Великобритания Джонатан Палмер Великобритания Ralt Racing Ltd. Ralt-Honda
1984 Новая Зеландия Майк Такуэлл Великобритания Ralt Racing Ltd. Ralt-Honda

Примечания

Комментарии

  1. За все годы выступлений, в качестве конструкторов выступали 49 производителей шасси. (AGS, Alexis, Alpine, AMS, BMW, Boxer, Brabham, Chevron, Condor, Cooper, Crossle, De Tomaso, Docking Spitzley, Eifelland, Elf, Ensign, Ferrari, GRD, Leda-Tui, Lola, Lotus, Maco, March, Martini, Matra, Maurer, Maurer, McLaren, Merlyn, Merzario, Minardi, Mirage, Motul, Osella, Parnell, Pilbeam, Pilbeam, Protos, Pygmee, Ralt, Spirit, Surtees, Surtees, Tecno, Tiga, Toj, Toleman, U2, Wheatcroft).
  2. За все годы выступлений, поставщиками двигателей были. (Alfa Romeo, Amaroli, AMS, BMW, Chrysler, Cosworth, Ferrari, Ford, Hart, Honda, Lotus, Renault).

Источники

  1. История возникновения гонок Формула 2 (Формула 3000). carracer.ru (февраль 1992). Дата обращения: 4 февраля 2015.

См. также

Ссылки