Чагринский Покровский монастырь
Монастырь | |
Чагринский Покровский монастырь | |
---|---|
Координаты: 52°41′07″ с. ш. 49°44′43″ в. д.HGЯO | |
Страна | Российская империя |
Посёлок | Кировский |
Епархия | Самарская |
Тип | женский |
Дата основания | 1869 |
Основные даты | |
|
|
Дата упразднения | 1928 год |
Известные обитатели | Александр Чагринский |
Статус | упразднён |
Ча́гринский Покро́вский монасты́рь — женский православный монастырь Самарской и Ставропольской епархии, действовавший в конце XIX — начале XX века в Николаевском уезде Самарской губернии. Был широко известен как место служения священника Александра Юнгерова, впоследствии причисленного к лику святых. Известный как чудотворец, своими проповедями он привлекал в монастырь тысячи паломников со всей России. После установления советской власти монастырь был закрыт, все его постройки были конфискованы, а позднее разрушены.
История
Основание
В середине XIX века в окрестностях деревни Хомяковка Колокольцевской волости Николаевского уезда Самарской губернии находилось имение станового пристава Алексея Ивановича Васильева и его супруги Пелагеи Дмитриевны[1].
Набожная Пелагея Дмитриевна много времени проводила в богомыслии и молитвах на одном из участков имения, где ей порой слышался колокольный звон. В благодарность за такие знамения она дала обет построить на этом месте женскую обитель, однако не успела его осуществить и завещала единственной дочери и наследнице всего имения Марии довести задуманное до конца[1].
Девушка, вступив во владение имением, стала искать человека, который помог бы ей осуществить материнский наказ. Таким помощником стал её сосед, самарский купец Василий Андреевич Головачёв[1]. В 1867 году он приобрёл 1149 десятин земли для обустройства и обеспечения будущей обители и обратился к самарскому епископу Герасиму с просьбой ходатайствовать об открытии общины перед Святейшим Синодом. Однако Синод отклонил прошение, указав, что в предлагаемом для общины месте отсутствуют какие-либо церковные строения, что неприемлемо для религиозной общины[2].
Тогда Мария Васильева объявила, что готова на собственные средства построить храм и жилые здания для монастыря[2]. В мае 1868 года епископ Герасим проездом посетил место, отведённое для устройства обители. Он освятил место для храма, назначил Марию Алексеевну попечительницей будущей обители и благословил её на строительство[3].
Строительство обошлось Васильевой в 12 тысяч рублей серебром. В июле 1869 года Мария Алексеевна сообщала в правление епархии, что в Покровской общине построены деревянная церковь с двумя кельями для чтения псалтыря, три деревянных корпуса для сорока сестёр, и строится ещё двухэтажный корпус для сестёр и богадельни. Кроме того она передавала общине собственный дом, на половине которого временно разместилась богадельня на пятнадцать человек. Также она писала, что в общине уже находится пятнадцать сестёр и десять престарелых женщин в богадельне. Через месяц были построены дома для причта, и Мария Алексеевна попросила прислать для управления сёстрами монахиню из Самарского Иверского монастыря. Вскоре в общину была направлена старшей сестрой монахиня Илария[3].
22 октября 1869 года епископ Герасим освятил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, благословив общину привезённой иконой святителя Николая Чудотворца. К этому времени в общине уже проживало около 20 сестёр[4]. В том же году в обители была открыта богадельня на 20 коек для престарелых сестёр, также действовали больница и училище на правах школы грамоты, в котором в 1883 году обучалось 20 учениц[5] (по другим данным училище было открыто лишь в 1879 году[6]). Законоучителями в училище были монастырские священники, остальные уроки вели сёстры, получившие свидетельства о звании учительницы в Самарской епархиальном женском училище[6].
Синод официально утвердил женскую общину 24 ноября 1874 года[2] (по другим данным — 3 февраля 1875 года[4]). При основании общины в ней насчитывалось 36 человек[5]. Первой настоятельницей обители была игуменья Серафима (С. К. Васильева)[5] — ранее монахиня Бузулукского Тихвинского монастыря[1]. Вместе с ней в общину прибыли Анна Логинова (впоследствии монахиня Агния), ставшая казначеей, и Екатерина Паршина (монахиня Евсевия), ставшая ризничей[4].
Игуменья установила общежительные правила и требования монастырской жизни, руководствуясь рекомендованными Самарской духовной консисторией правилами, составленными ранее для Спасо-Бородинского монастыря Московской губернии[4]. Создала она и монастырский хор с шестью певчими[6], обустраивала хозяйство: монахини занялись скотоводством и пчеловодством, была построена общая трапезная, под деревянный храм подвели каменный фундамент[7].
Жизнь общины сильно изменилась в 1880 году, когда её священником стал протоиерей Александр Юнгеров. Будучи уже в шестидесятилетнем возрасте, священник Троицкой церкви села Балаково Александр Юнгеров попросил руководство епархией уволить его за штат по состоянию здоровья. Однако вместо увольнения он получил назначение в довольно бедную и малоизвестную Чагринскую общину. Служба в обители была для пожилого священника легче, чем в приходском храме, так как в это время церковная служба в общинном храме проводилась не ежедневно, требы по домам местных жителей не совершались[8]. Свободное время отец Александр использовал для преподавания в монастырской школе, где он вёл Закон Божий в 1881—1892 годах[5]. Богослужения он стал сопровождать проповедями, с крестьянами проводил беседы на дому. Постепенно жители окрестных деревень стали интересоваться жизнью обители, посещать богослужения в монастырском храме, выросло число насельниц обители[1]. К 1886 году в монастыре проживало уже 163 человека[5].
В августе 1883 года Василий Головачёв и настоятельница Серафима обратились к епископу Серафиму с просьбой ходатайствовать перед Святейшим Синодом о возведении общины в звание монастыря. Серафима писала, что многие сёстры общины живут в ней с момента основания и уже в пожилом возрасте и надеются хоть перед смертью удостоиться монашеского сана. Кроме того, она сообщала, что звание монастыря должно было увеличить уважение со стороны местного населения, что община вполне преуспевает в материальном плане и не требует дополнительного финансирования[7].
К этому времени в обители проживало около 130 сестёр, община владела 1419 десятинами земли, 120 головами крупного скота, 100 овцами. На территории находилось 6 жилых корпусов, из которых два были двухэтажными. Монастырский причт в составе священника и дьякона распоряжался 70 десятинами монастырской земли, всеми церковными доходами, а также получал жалованье в 250 рублей в год и помещения[9].
Монастырская жизнь
Указом Синода от 11 января 1885 года община была преобразована в общежительный женский монастырь с наименованием Чагринский Покровский[2]. 6 апреля в Самарском кафедральном соборе настоятельница Серафима была возведена в сан игуменьи, в мае и июне были пострижены в мантию избранные Серафимой сёстры. Наконец, 7 июля благочинный монастырей Самарской губернии Нифонт провёл торжественную церемонию открытия монастыря, на которой присутствовала и основательница общины Мария Васильева[10].
Увеличившаяся популярность монастыря привела к тому, что его храм стал тесен для желавших присутствовать при богослужении. Стараниями игуменьи Серафимы, отца Александра и Василия Андреевича Головачёва с привлечением средств благотворителей началось строительство нового тёплого храма[1].
В 1888 году Серафима оставила свой пост, передав управление монастырём игуменье Агнии (А. Ф. Логиновой), занимавшей эту должность до 1916 года[5]. 1 апреля 1890 года скончалась супруга отца Александра, 8 мая — игуменья Серафима, в декабре — Василий Головачёв[11]. Осенью 1890 года было окончено строительство храма[12]. Заботы, связанные со строительством, и потери близких подорвали здоровье отца Александра, и в апреле 1893 года он был уволен за штат[12].
С этого времени началось его более широкое служение, прославившее и его, и монастырь далеко за пределами уезда и губернии. Отец Александр стал широко известен как обладатель дара прозорливости, дара рассуждения и дара чудотворений. В «Самарских епархиальных ведомостях» в 1896 году отца Александра по духовным дарованиям сравнивали со святыми Иоанном Кронштадтским, Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником[12]. Множество паломников приходило в обитель в надежде обрести избавление от душевных сомнений и смущений, найти телесное и духовное исцеление. Число посетителей, по некоторым сведениям, достигало тысячи человек в день[12].
В 1895 году для многочисленных паломников был открыт странноприимный дом в двухэтажном деревянном корпусе[5].
Сохранилось описание приёма народа отцом Александром, оставленное очевидцем[13]. Приём начинается с обычных молитословий и переходит в импровизацию, «в которой предстоящие выставляются великими грешниками, недостойными приступать к величию, святости и правде Божией, но всё же дерзновенно приступающими по вере и упованию на милосердие Божие». Первая часть заканчивается, по рассказу очевидца, общим плачем, причём многие плачут навзрыд[13].
После этого отец Александр акцентирует внимание на различных аспектах повседневной жизни присутствующих, их недостаточной, небрежной и неумелой молитве, бессредечности, обращении к ворожеям и знахарям, взаимоотношениях в семье, о вреде пьянства и курения, «о забвении Бога и неблагодарности к Нему». Часто эта речь начинается такими словами: «Братья христиане! Вы признаёте себя грешными, вы затем и пришли сюда, чтобы принести Господу Богу искреннее покаяние во грехах своих? Кайтесь же пред Ним! За покаяние вы получите от Него прощение и велию милость. Господь не отвергает никого из кающихся. И как же вам не каяться и не сокрушаться пред Ним, когда вы проводите жизнь свою совсем не по закону Божию?»[13].
В следующей части отец Александр задаётся вопросами: «Долго ли ещё вы, братие и сестры, такою жизнью и такими скверными делами будете прогневлять милосердного, но вместе и строгого и правосудного судию Бога? Не пора ли образумиться и пожалеть себя, свои души? Не время ли поплакать о своей прежней греховной жизни, и, возненавидев грехи, начать с помощью Божией новую, духовную, христианскую святую жизнь?». Эта часть прерывается слезами слушателей, после чего проповедник, а вслед за ним и весь народ, обращается к краткой молитве[13].
В завершении отец Александр вопрошает о чистосердечном раскаивании в грехах и, получив ответ, со словами «Да поможет вам Господь», — приглашает всех преклонить главы и читает разрешительную молитву[13].
В 1900 году Александр Юнгеров скончался, но поток паломников в монастырь не иссяк. Если раньше люди приходили к старцу, то теперь они приходили к его могиле, над которой была установлена деревянная часовня с неугасимой лампадой. По благословению самарского епископа Гурия ежедневно в часовне совершались краткие литии. В житии Александра Чагринского говорится, что в полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну на могилу насыпалось несколько возов земли, но к осени она вся разбиралась богомольцами, так что под часовней образовывалась яма[12]. До закрытия монастыря сохранялся дом отца Александра, в который приходили паломники, чтобы помолиться перед иконами, перед которыми молился старец, прикоснуться к его кресту[12]. В 2001 году Александр Юнгеров, именуемый Чагринским, был причислен к лику святых[14].
К 1916 году в монастыре проживало 259 человек, в том числе: одна игуменья-настоятельница, 51 манатейная монахиня, 69 рясофорных и указных послушниц и 116 послушниц. Кроме этого, в монастыре проживало 12 девочек — учениц монастырской школы и 7 человек в богадельне[5].
Монастырь при советской власти
В 1922 году дома самарского монастырского подворья были муниципализированы и переданы под жилые помещения. 15 августа 1928 года по распоряжению Самарского окружного исполкома с Чагринской религиозной общиной был расторгнут договор на пользование церковными зданиями, которые отошли в ведение Чапаевского райисполкома. Здание Покровской церкви перешло школе крестьянской молодёжи. Церковь во имя святого Архангела Михаила использовалась как изба-читальня. Монастырские корпуса достались различным сельскохозяйственным предприятиям[15].
12 ноября 1928 года распоряжением Средневолжского облисполкома монастырь окончательно был закрыт[15].
Архитектурный комплекс монастыря в основном был уничтожен в 1930-е годы[16], Покровская церковь была разрушена в 1949 году из-за ветхости[15].
Настоящее время
От Чагринского монастыря осталось две могилы: Александра Чагринского и первой настоятельницы Серафимы, а также колодец, ныне именуемый святым источником Александра Чагринского. Колодец является объектом местного паломничества[17].
В 2000 году были обретены мощи протоиерея Александра Юнгерова, в настоящее время они находятся в самарском Иверском женском монастыре, чьи землевладения некогда граничили с землями Чагринского монастыря[1].
В 2016 году по благословению епископа Кинельского и Безенчукского Софрония начато восстановление монастыря. На текущий момент на территории бывшей Чагринской обители действует малый Покровский храм, выстроенный на фундаменте утраченного. Над могилами установлены поминальные часовни, ведется строительство большого храма в честь св. прав. Александра Чагринского, а также хозяйственных построек[18].
Имущество
1419 десятин земли было пожертвовано обители купцом Головачёвым при основании. Ещё 500 десятин монастырь получил от него же по условиям завещания в 1890 году. Из имевшихся 1919 десятин удобной земли было 1164 десятины, большая часть земли засевалась хлебом[2], правда монахини использовали для хлебопашества лишь около 100 десятин, сдавая остальное в аренду[10].
Монастырскую территорию окружала деревянная ограда, которую в 1900 году заменили на новую. В ограде было четверо выложенных кирпичами ворот, с западной и восточной стороны по углам находились деревянные башни. С западной стороны стояла часовня с колодцем[15].
На территории монастыря находилось 6 корпусов и 10 флигелей. В четырёх корпусах и 6 флигелях жили сёстры, остальные здания использовались как трапезная, квасоварня, хлебопекарня, обувная мастерская и другие хозяйственные службы[5]. Был разбит фруктовый сад, устроен пчельник[6]. Здания в основном были деревянные, на каменном фундаменте, крытые тёсом или железом, крашеные масляной краской[19].
В монастыре было два кладбища, одно на территории, второе за монастырской оградой. В 1901 году над могилой протоиерея Александра Юнгерова была поставлена деревянная часовня[5]. Третья часовня находилась на монастырском кладбище[19].
Также монастырь владел ветряной мельницей, конной и паровой молотилками, жаткой, 3 сеялками и 2 косилками[15].
В Самаре на Предтеченской улице (ныне ул. Некрасовская) располагалось монастырское подворье, на котором находились все необходимые хозяйственные постройки и деревянный флигель с подвальным этажом[15].
Монастырские храмы
Первым храмом обители стала деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная при основании общины в 1869 году. В 1871 году к ней с правой стороны был пристроен придел, освящённый епископом Гурием 6 июня 1875 года во имя Николая Чудотворца. Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле и 9 мая в приделе[2].
В 1901 году на средства монастыря и пожертвованные протоиереем Александром Юнгеровым 16 тысяч рублей началось строительство нового храма — трёхпрестольной деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы[2]. Строительство было окончено в 1907 году, и 3 июня был освящён главный престол. На следующий день, 4 июня, был освящён правый придел во имя святителя Николая Чудотворца, и 8 мая 1909 года во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён левый придел. При храме имелась деревянная же колокольня. Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле, 9 мая — в правом приделе — и 8 июля в левом[5].
В 1890 году была построена и 27 ноября освящена деревянная тёплая церковь во имя святого Архангела Михаила. Престольный праздник отмечался в ней 8 ноября[5].
Монастырские святыни
В монастырских храмах находились особо почитаемые иконы. Такими считались[19]:
- образ Божией Матери «Всех скорбящих радость», риза которого была вышита жемчугом, украшена 63 стразами и несколькими гранатами;
- образ Божией Матери «Табынская» — список с известного образа, почитавшего чудотворным;
- образ Божией Матери «В скорбях и печалях утешение», написанная в Афоне на кипарисовой доске.
Настоятельницы
Первой настоятельницей общины стала монахиня Серафима (в миру Софья Константиновна Васильева). Выпускница Петербургского патриотического института в 1842 году она поступила в Новгородский Покровский Зверин монастырь, где в 1864 году приняла монашеский постриг. В дальнейшем руководила Короцкой женской общиной, Варваринской общиной и одной из общин Воронежской епархии. В 1873 году перешла в Бузулукский Тихвинский монастырь, где она руководила хором[4]. 6 апреля 1885 года была возведена в сан игуменьи. Руководила монастырём до весны 1888 года. Тогда её временно перевели в Булузукский Тихвинский монастырь, лишившийся настоятельницы. Однако спустя месяц игуменья Серафима по старости и плохому состоянию здоровья попросилась на покой, а когда её просьбу удовлетворили, вернулась в Чагринский монастырь. Скончалась 8 мая 1890 года, над её могилой был установлен памятник.[10].
1 февраля 1892 году игуменьей монастыря стала казначея, монахиня Агния (в миру Анна Логинова).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Наталия Огудина. Монастырь при Чагре // Благовест : газета. — Самара, 25 мая 2001.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Монастыри Самарского края, 2002, с. 92.
- ↑ 3,0 3,1 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 16.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 17.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Монастыри Самарского края, 2002, с. 93.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 18.
- ↑ 7,0 7,1 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 19.
- ↑ Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 22.
- ↑ Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 19-20.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 20.
- ↑ Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 23.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Житие святого праведного отца Александра Чагринского (недоступная ссылка). Самарская и Сызранская епархия. Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 «Душеполезное чтение», № 11, 1897
- ↑ Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 78.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Монастыри Самарского края, 2002, с. 94.
- ↑ О.Радченко. Монастыри самарского края: история и современность (недоступная ссылка) (24.03.2014). Дата обращения: 29 июня 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Бедула О.И. Святые источники Самарского края. Живые родники. — Второе, исправленное и дополненное. — Самара, 2010. — С. 76—78. — 112 с.
- ↑ Настоящее время | Покровский Александров Чагринский женский монастырь .
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, 2002, с. 21.
Литература
- Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара: Самарский Дом печати, 2002. — С. 92—94. — 216 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7350-0350-X.
- Чагринский батюшка: жизнь и служение протоиерея Александра Юнгерова, а также история Чагринского Покровского и Самарского Иверского женских монастырей / Авт.-сост.: Н. Огудина. — Самара: Иверский женский монастырь, 2002. — 93 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85234-180-0.
- Протоиерей Андрей Федосов. Причастник небесного звания. Жизнеописание иеросхимонаха Никандра (Сапожникова) // Духовный собеседник : журнал. — Самара: Самарская епархия, 2010. — № 58.