Цифровая живопись

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Quetzalcoat
Цифровая картина написанная David RevoyЦифровая картина написанная David Revoy
Цифровая живопись

Цифрова́я жи́вопись — вид современного изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством воспроизведения на экране светящихся точек (пикселей); нанесения принтером красок на твёрдую или гибкую поверхность[1]. Создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Цифровая живопись – развивающаяся форма искусства, в которой используются традиционные техники рисования, такие как акварель, масло и т. д. наносятся с помощью цифровых инструментов с помощью компьютера, графического планшета и пера, а также программного обеспечения. Традиционная живопись — это живопись с помощью физического носителя, в отличие от более современного стиля, такого как цифровой. Цифровая живопись отличается от других форм цифрового искусства, особенно искусства, созданного на компьютере, тем, что не требует компьютерного рендеринга модели.

Искусствоведы часто классифицируют цифровое искусство как двоякое: объектно-ориентированные произведения искусства и процессно-ориентированные визуальные эффекты. В первом сценарии цифровые технологии являются средством достижения цели и функционируют как инструмент для создания традиционных объектов, таких как картины, фотографии, гравюры и скульптуры. Во втором случае технология-это сама цель, и художники исследуют возможности, связанные с самой сутью этой новой среды. Эта последняя категория — часто связанная с термином «новые медиа» — относится ко всему вычислимому искусству, которое создается, хранится и распространяется в цифровом виде. Другими словами, в то время как некоторые работы полагаются на цифровые инструменты для увеличения уже существующего носителя, другие используют цифровые технологии в качестве неотъемлемого и неразрывного компонента при создании артефакта.

Сравнение с традиционной живописью

Есть несколько различий между традиционной и цифровой живописи. Первый заключается в том, что традиционные художники краски на поверхности, такие как холст или бумага и цифровой художник краски на экране. Это большая разница, потому что есть зазор между перо стилуса и сенсором экрана. Это называется параллакс.[2] Новые таблетки уменьшили параллакс до минимального уровня, что привело к очень небольшому перемещению между пером и результатами перо. Традиционные художники также должны быть более намеренными, планировать свои поверхности и средства массовой информации, чтобы получить размер и эффект, который они хотят, в то время как цифровые художники имеют возможность изменять свои картины на протяжении всего процесса. Цифровая живопись также занимает гораздо меньше места. С традиционной живописи, это типично иметь мольберт, палитру, место, чтобы положить кисти, воду, чтобы очистить кисти, тряпки и т.д.[3] Тогда как с цифровой живописи все, что нужно, это планшет, который часто достаточно мал, чтобы поместиться в круг художника.

Общая информация

Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (линейная перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, светотень, блики, рефлексы и т. д.).

Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные техники (например, фотоимпрессионизм).

Гибридные технологии применяются и в изобразительном искусстве (помимо косметического исправления или улучшения ручного оригинала). Два основных направления: сначала делается ручное изображение, которое не доводится до завершения (в основном ограничиваются эскизом), а завершается работа в компьютере; модификация завершённого ручного изображения с помощью компьютерного редактора. В последнем случае диапазон глубины обработки очень широк: от изменения только настроя (через цветовую гамму) через модификацию образа до полного изменения исходного образа — до неузнаваемости.

Прогресс цифровой живописи

В конце XX — начале XXI веков цифровая живопись бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярна в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

Доступность

Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня, необходимо иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Всё это обойдётся в сумму ~1500$ в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, повышающие удобство работы).

Большая скорость работы

Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид.

Уникальный инструментарий

В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции и супер развитые художественные возможности такие как: работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры, трансформации и коррекции; огромное количество оттенков цветов и текстур; разнообразные структуры линий.

Перспективы

Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор почти не добавилось ничего нового — по-прежнему у художника есть краски, пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. Современная компьютерная живопись уже далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств, в том числе устройств визуализации изображений (проекторы или голография).

Начиная с 2021 года цифровую живопись можно продавать на онлайн аукционах в виде NFT токенов, (opensea, rarible, foundation и т. д.), за криптовалюту.

Доступность обучения и работы

Если пользователь умеет работать на компьютере и обладает навыками рисования или имеет художественное образование — ему не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой же, как и у большинства Windows-программ, и имеет вполне логичный цифровой инструментарий художника. В Интернете доступны видеоуроки по работе в той или иной программе, содержащие запись всех этапов работы художника над цифровой картиной.

Недостатки цифровой живописи

Сложность освоения

На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, склонные самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

На данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благотворно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

Текущий предел возможностей компьютерной техники

Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. То есть, монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но это порождает третью проблему cg-арт’а:

Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату. Как результат — некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили. Тем не менее, 100 % совпадения достичь не получается, так как даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства.

Другая проблема — мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), как правило имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

Проблема авторского права

Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикс и даже более — удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

Гибридная техника

Существуют и другие методы, при которых художники также рисуют в цифровой форме; они могут варьироваться от использования различных программ до достижения различных эффектов. Как при выполнении определенных аспектов в одной программе, а затем переносе в другую для другого аспекта, это, как правило, как 3D художники работают. Чаще всего практиковались бы начальные этапы рисования на листе бумаги или холсте, а затем фотографирование или сканирование его в цифровом программном обеспечении для последующего завершения произведения.

Программы для цифровой живописи

Свободные программы

Проприетарные программы

  • Illustrator — один из наиболее популярных векторных редакторов от компании Adobe.
  • Photoshop — один из наиболее популярных редакторов растровой графики от компании Adobe.
  • CorelDraw — векторный редактор от компании Corel.
  • Painter — редактор растровой графики от компании Corel.
  • ArtRage — программа, ориентированная на эмуляцию традиционных средств в рисунке и живописи, простой и минималистичный интерфейс.
  • Pixarra TwistedBrush Pro Studio — программа для рисунка и живописи. Более 5000 различных кистей с возможностью редактирования, много типов основ для рисования — бумаги, дерева, холста. Есть бесплатная версия TwistedBrush Open Studio.
  • Microsoft Expression Graphic Designer — программа, которая позволяет работать как с векторной графикой так и растровой + имеет инструментарий художника. Есть бесплатная демоверсия.
  • OpenCanvas — бесплатная версия программы Open Canvas, адаптированная для рисования несколькими художниками через Интернет одновременно. Всего три инструмента и ластик.
  • Adobe Flash — изначально программа была предназначена для создания мультипликации, однако явные преимущества работы на графическом планшете с плавным нажатием пера в отличие от других графических пакетов оценили многие иллюстраторы.
  • SAI — программа, предназначенная для цифрового рисования в среде Microsoft Windows, разработанная японской компанией SYSTEMAX.

Оборудование

Цифровая картина требует одного из двух типов оборудования. Первый - с графическим планшетом, подключенным к компьютеру, а второй - с автономным планшетом. Графические планшеты можно разбить на две категории: планшеты без экрана и планшеты с экраном.[4] Первый не имеет собственного экрана, поэтому площадь поверхности планшета отображается на дисплее компьютера. Это может быть сложнее использовать, так как существует разрыв между поверхностью, которая рисуется на и экран, отображающий изображение.[5] Во втором имеются экраны, которые, как правило, легче использовать, но значительно дороже. Таблетки также могут иметь как чувствительность к давлению, так и реакцию на наклон.[6] Это означает, что давление и угол стилуса влияют на цифровую кисть. Есть много компаний, которые производят графические таблетки, наиболее заметными являются Шасом, XP-Pen и Huion.

Автономные планшеты имеют повышенную переносимость, так как их не нужно привязывать к компьютеру, но они обычно меньше, чем графические планшеты с эквивалентной ценой. Некоторые планшеты, которые могут быть использованы для цифровой живописи, включают IPad, Microsoft Surface и Wacom Mobile Studio.

Примечания

  1. В. Л. Филиппов. МАГИСТЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ / И. Н. Цой. — Луганск: ЛАКИ, 2014. — С. 23. — 50 с.
  2. SweetMonia. What is parallax? And is it really bad in a pen display like Cintiq or Kamvas? (англ.) ?. Sweet Drawing Blog (6 сентября 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.
  3. admin. A Complete List of Oil Painting Supplies that every Beginning Oil Painter needs (англ.) ?. EmptyEasel.com (17 августа 2007). Дата обращения: 31 декабря 2022.
  4. Drawing Tablets Without a Screen - Advantages and Disadvantages (англ.). Drawing Tablet World (11 июля 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.
  5. Must-Know Tips to Improve Your Tablet Drawing Experience (англ.) ?. Art Rocket. Дата обращения: 31 декабря 2022.
  6. Tilt sensitivity and rotation in Stylus: Do you really need it? (англ.) ?. essentialpicks.com (21 марта 2019). Дата обращения: 31 декабря 2022.