Цириц, Грета фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Грета фон Цириц
Основная информация
Профессии композитор, пианистка

Грета фон Цириц (нем. Grete von Zieritz; 10 марта 1899, Вена — 26 ноября 2001, Берлин) — немецкая пианистка и композитор австрийского происхождения.

Биография

Дочь офицера. С шестилетнего возраста училась игре на фортепиано, а затем и композиции, в Граце, её основными учителями были Родерих Мойзисович фон Мойшвар и Хуго Крёмер. Окончив курс в 1917 г., перебралась в Берлин, где совершенствовала своё исполнительское мастерство под руководством Мартина Краузе и Р. М. Брайтхаупта, одновременно в 19191921 гг. преподавая в Консерватории Штерна. Успех первой композиции Цириц — Японских песен для сопрано и фортепиано (1919) — заставил её всерьёз обратиться к сочинительской карьере. В 19261931 гг. Цириц совершенствовалась как композитор у Франца Шрекера, в 1928 г. была удостоена Премии имени Мендельсона.

Грета фон Цириц работала как композитор на протяжении всей жизни, однако после Второй мировой войны на долгое время ушла в тень (отчасти в связи с тем, что в годы нацистской Германии участвовала, хотя и не на первых ролях, в музыкальном обслуживании фашистского режима). В этот период она выступала как пианистка-концертмейстер, в том числе с такими певцами, как Элизабет Грюммер, Рита Штрайх, Яро Прохаска, работала также радиоведущей. В 1986 г., однако, заметный интерес вызвало сочинение Цириц «Клики Кассандры» (нем. Kassandra-Rufe) — цикл инструментальных пьес по мотивам серии картин художника Кристофа Нисса, развивающих тему пророчицы, которую никто не хочет слышать: сама Цириц поясняла, что непосредственным импульсом для создания этого произведения послужила для неё Чернобыльская катастрофа. Последние работы Цириц относятся к 1990-м годам (в частности, Концерт для органа, 1995).

В 19221929 гг. Цириц была замужем за австрийским писателем Гербертом Иоганнесом Гиглером (1895—1978), вошедшим в историю преимущественно статьёй «Музыка и климат» (1923), обосновывавшей мировой приоритет германской музыки климатическими факторами в дополнение к расовым[1]; в этом браке родилась дочь. С 1934 г. Цириц жила вместе с историком-архивистом То́ской Леттов (1895—1985), с которой познакомилась в берлинском «Кружке творческих женщин».

В 2009 г. именем Цириц была названа улица в Вене (нем. Zieritzgasse).

Примечания

  1. Brendan Fay. Judging Performance, Performing Judgments: Race and Performance in Weimar Germany Архивная копия от 28 июля 2017 на Wayback Machine // Current Musicology. — No. 96 (Fall 2013). — P. 80-81. (англ.)

Литература

  • Aigner, Rita. Grete von Zieritz. Leben und Werk. — Berlin: Ries & Erler, 1991.