Центр современного искусства (Женева)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Центр современного искусства
фр. Centre d'Art Contemporain Genève
нем. Kunsthalle Genf

Центр современного искусства (фр. Centre d'Art Contemporain Genève, CAC; нем. Kunsthalle Genf) — художественный музей в швейцарском городе Женева, основанный в 1974 году; является самым старым музеем, посвящённым современному искусству, во франкоязычной Швейцарии; не имеет собственной постоянной коллекции и представляет свои площади (1300 м²) художникам для экспериментов и исследований; на третьем (верхнем) этаже находится кинотеатр (Cinema Dynamo) и книжный магазин.

История и описание

Центр современного искусства в Женеве был основан Аделиной фон Фюрстенберг в 1974 году — первой выставкой центра стал показ работ художника Яноша Урбана (Janos Urban). Фюрстенберг стремилась к междисциплинарности в выставочной политике зала — она старалась представлять женевской аудитории различные художественные практики; в центре проходили выставки изобразительного искусства, архитектуры, видео-арта; также проходили танцевальные программы и концерты экспериментальной музыки. Предполагалось, что в год будет проводиться по 7—8 временных выставок. В 1982 году центр был зарегистрирован как художественная ассоциация; по решению городского совета от 21 декабря 1983 года он стал получать ежегодной финансирование и, таким образом, был признан кунстхалле Женевы.

Первые пятнадцать лет своего существования центр не имел постоянной площадки — мероприятия проходили в различным помещениях города: между 1977 и 1979 годами он размещался на улице Рю Плантамур, дом 6; в период с 1979 по 1982 занимал площади по адресу улица Rue d’Italie, дом 16; в 1983—1986 годах находился в бывшем Дворце выставок на бульваре Пон-д’Арв; до пожара 1 августа 1987 года размещался во Дворце Вильсона (Palais Wilson), а затем — в музее Рат и в помещениях 12-го муниципалитета Женевы.

Осенью 1989 года городские власти предоставили центру помещения на бывшей фабрике компании «Société genevoise d’instruments de physique» (SIP), основанной в 1862 году Огюстом де ла Ривом (Auguste de la Rive) и Марком Тури (Marc Thury) — и производившей научные инструменты; комплекс зданий получил название «Bâtiment d’art contemporain» (Bac). В том же здании был открыт и Музей современного искусства.

Художник и куратор Паоло Коломбо (Paolo Colombo) взял на себя управление центром в 1989 году: он отдавал предпочтения тем художникам, «которые [по его мнению] задавали интеллектуальные вопросы, а не теме, кто гордился данными ими самими ответами». В течение тринадцати лет его руководства в центре прошли десятки персональных выставок (в том числе таких художников как Кики Смит, Аллан МакКоллум, Тони Уэслер, Луиза Лоулер, Розмари Трокель, Гэвин Тюрк и Уго Рондиноне) и целая серия коллективных экспозиций. В 2002 году куратор Катя Гарсия-Антон (Katya García-Antón) возглавила центр; она видело его как место «слияния людей и идей», в котором искусство не только презентуется, но и исследуется — а также и производится. Новый директор хотела бы отказать от представления о выставочном зале как о «храме искусства». Находясь на данном посту до 2012 года Гарсия-Антон разработала программу, в которой одновременно были представлены как начинающие, так и известные авторы; в залах центра прошли персональные выставки таких авторов как Сантьяго Сьерра, Филипп Декраузат, Мартин Бойс, Джордж Шоу, Памела Розенкранц, Джоан Йонас, Тарин Саймон и Стерлинг Руби.

С 2012 года историк искусства, куратор и искусствовед Андреа Беллини (Andrea Bellini, род. 1971) стал руководителем женевского Центра современного искусства. При нём был открыл кинотеатр «Cinema Dynamo» (собственный кинозал на верхнем этаже здания, рассчитанный на тридцать мест) и резиденция для художников, принимающая по три человека в год — он также возобновил биеннале «Biennale de l’Image en Mouvement» (BIM), которое состоялось в сентябре 2014 года. Беллини также стремится укрепить репутацию центра на международном уровне, расширяя сотрудничество с культурными учреждениями в Европе, США и в мире в целом.

Вводные курсы по истории видео-арта, а также проведение конференций и дебатов стало возможно в связи с появлением нового кинозала. Деятельность центра поддерживается специальным фондом и союзом «Ассоциация друзей Центра современного искусства», основанном в 2010 году. Женевский центр фотоискусства (Centre pour l’image contemporaine) также стал частью выставочного зала. Кроме того CAC реализует проект «Le Project Space», в рамках которого представляет выставочный зал площадью около 60 квадратных метров для продвижения начинающих местных (региональных и швейцарских) художников.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

  • Centre d'art contemporain (нем.). museums.ch. Swiss Museums Association; ICOM Switzerland. Дата обращения: 4 августа 2019.