Центр драматургии и режиссуры
Театр «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР) | |
---|---|
Тип театра | Драматический |
Основан | 1998 год |
Основатель |
Алексей Казанцев, Михаил Рощин |
Местоположение | Москва, Россия Москва |
Адрес |
Ленинградский пр-т, 71Г; Беговая ул., 5; Поварская ул., 20 |
Телефон | +7(499) 728-07-67 |
Метро |
Сокол Беговая Арбатская |
Руководство | |
Директор | Александр Фокин |
Художественный руководитель | Алексей Казанцев, Михаил Рощин, Михаил Угаров, Владимир Клименко (Клим), Владимир Панков |
Сайт | [1] Официальная траница |
«Центр драматурги́и и режиссу́ры» (ЦДР) — московский драматический театр, основанный в 1998 году[1] Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным. В ЦДР дебютировали такие известные режиссёры как Кирилл Серебренников[2], Ольга Субботина[3], Михаил Угаров[1] и другие. Площадки театра располагаются на станциях метро «Сокол» (Ленинградский проспект, 71Г), «Беговая»[1] (Беговая улица, 5) и «Арбатская» (Поварская улица, 20)[4].
История центра
Руководство Рощина и Казанцева
Центр драматургии и режиссуры был создан театральными деятелями Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным в 1998 году[1]. Открытие ЦДР было приурочено к столетнему юбилею московского Художественного театра[5]. Главной целью нового театра было предоставить возможность молодым драматургам, режиссёрам и актёрам раскрыть свой талант и заявить о себе[5]. Казанцев и Рощин поощряли экспериментальную работу и нестандартное мышление. Художественные руководители практически не вмешивались в процесс создания новых постановок. Первый сезон открылся 7 декабря 1998 года спектаклем «Юдифь» режиссёра Вадима Данцигера по пьесе Елены Исаевой[6].
В первые годы работы у ЦДР не было собственного помещения, руководители центра снимали площадку в музее Высоцкого[7]. Театр также не имел постоянной труппы, и режиссёры приглашали артистов для каждого нового проекта[3]. Долгое время ЦДР не имел статуса государственного театра[8]. Казанцев зачастую занимал деньги, чтобы оплатить расходы на аренду и новые постановки[1].
В 2003 году театр получил статус государственного учреждения и собственную площадку на станции метро «Беговая»[1]. Место, предоставленное правительством центру, ранее занимал театр «Вернисаж», часть труппы которого стала работать в ЦДР после его переезда[1]. Помещение театра находится в сталинском жилом доме, построенном в 1956 году[9]. В 2014 году[10] основные показы театра начали проходить в новом здании на станции метро «Сокол», ранее принадлежавшем камерному музыкальному театру Бориса Покровского, а здание на «Беговой» стало площадкой для творческих экспериментов и прогона новых спектаклей[7].
В репертуаре театра были такие постановки, как «Шопинг & Fucking» режиссера Ольги Субботиной по пьесе Марка Равенхилла, «Ощущение бороды» по пьесе Ксении Драгунской, «Облом off» Михаила Угарова и другие[1]. В 2001 году в ЦДР прошел показ дебютного спектакля режиссера Кирилла Серебренникова «Пластилин»[2]. В 2003 году Казанцев получил премии Станиславского и «Чайка» за создание центра[11].
В 2007 году Казанцев стал председателем художественного совета ЦДР[12]. После его смерти в том же году руководство театром и принятие решений по поводу новых постановок перешло к художественному совету, в котором состояли режиссёр Ольга Субботина и драматург Михаил Угаров[13].
Руководство Михаила Угарова
В 2010 году Михаил Угаров стал руководителем художественного совета ЦДР[13]. Через год он был назначен художественным руководителем всего театра[13]. Угаров дебютировал в ЦДР с постановкой спектакля «Облом off» в 2002 году[1]. К моменту занятия поста художественного руководителя ЦДР он был известен как успешный драматург и режиссёр, а также один из создателей проекта «Театр.doc»[7].
Главной целью своей работы Михаил Угаров видел возвращение к экспериментальной работе, спонтанности постановок. Под его руководством режиссёр Марат Гацалов создал специальную лабораторию «Мастерская на Беговой»[7], в которой молодые театральные деятели могли представить планы новых постановок на суд совета экспертов. Именно при Угарове стали популярны «лабораторные» опыты студии, зрители проявили интерес к незавершенным и динамичным спектаклям ЦДР. Угаров также стремился сделать классические произведения актуальными: он поставил пьесу по мотивам «Маскарада» Лермонтова, режиссёр Максим Курочкин переосмыслил повесть Вольтера «Кандид»[1].
Период руководства Михаила Угарова был также отмечен конфликтом внутри театра. Часть работников ЦДР во главе с Ольгой Субботиной выступила против упразднения художественного совета[13][14][15] и посчитала методы руководства Угарова слишком радикальными. Негодование вызвали сокращения театральных работников, чрезмерное внимание художественного руководителя к экспериментальным спектаклям и пренебрежение репертуаром ЦДР[15]. Труппа выразила свое недовольство в открытом письме, опубликованном на сайте «Трибуны общественной палаты»[14].
Михаил Угаров ушел с поста художественного руководителя ЦДР в 2012 году. Тогда же место директора театра занял представитель Департамента культуры города Москвы Дмитрий Палагута[16].
Театр при Дмитрии Палагуте
После назначения юриста и экономиста Дмитрия Палагуты на должность директора ЦДР Департамент культуры города Москвы открыл конкурс на должность художественного руководителя ЦДР, который выиграл режиссёр и драматург Владимир Клименко (Клим)[16]. Однако уже в 2014 году Клименко покинул свой пост, но продолжил ставить новые спектакли на сцене ЦДР, а в 2015 году спектакль, выпущенный в ЦДР, «Возмездие 12» стал участником фестиваля «Золотая Маска», получив номинацию на Премию — «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», актриса Ксения Орлова получила Премию «Лучшая женская роль»[17].
Во время руководства Палагуты театр столкнулся с новыми проблемами. Прежде всего изменился состав труппы: из-за внутреннего конфликта театр покинули многие деятели, в частности Марат Гацалов и Полина Васильева[16]. В 2014 году по поручению Департамента культуры театр должен был пройти процесс реорганизации и объединиться с другими экспериментальными театрами — «А. Р. Т. О.» и «Открытая сцена» — для оптимизации работы трех театров[18]. Художественный руководитель проекта «А. Р. Т. О.» Николай Рощин отказался подписывать договор о слиянии театров[16][19]. Директор «Открытой сцены» Филипп Лось пытался отстоять здание своего театра на Поварской[16]. Палагута обвинял Лося в незаконной сдаче театральных помещений в аренду и плохом распоряжении финансами[16].
В 2015 году Палагута сообщил о добровольном уходе с должности директора театра. В 2016 году после проверки, проведенной в ЦДР сотрудниками правоохранительных органов, Палагуту заподозрили в мошенничестве, и против него было возбуждено уголовное дело[20]. По результатам расследования Дмитрий Палагута и его бывшие заместители Елена Максимова и Татьяна Андрианова осуждены за мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения, в крупном и особо крупном размере.[21]
Руководство Владимира Панкова
После ухода Палагуты место директора и художественного руководителя театра занял Владимир Панков[22] — создатель движения и одноименной театральной студии SounDrama[22]. В 2003 году в ЦДР прошел первый спектакль Панкова студии SounDrama — «Красной ниткой», отличительной чертой которого стало смешение жанров, стирание границ между драматическим представлением и мюзиклом[23]. Таким образом, появление Владимира Панкова в качестве художественного руководителя стало символичным как для ЦДР, так и для коллектива SounDrama Studio. Именно поэтому Панков стремился не столько к реформации театра, сколько его возрождение в том виде, в каком его когда-то задумал Алексей Казанцев[24].
Панков провел ребрендинг театра[25], занялся вопросами ремонта и решением финансовых проблем. Многие артисты Студии SounDrama вошли в труппу ЦДР, первой премьерой объединенной труппы стал спектакль «Москва — открытый город. Переход»[26]. Над спектаклем работали несколько режиссеров, которым Панков дал полную свободу самовыражения.
5 сентября 2017 года новый театральный сезон открылся спектаклем по пьесе Алексея Казанцева «Старый дом», посвященной памяти одного из создателей центра[27]. Спектакль имеет большой успех у зрителей и получил немало положительных откликов у театральных критиков[28]. По итогам сезона 17/18 Марина Райкина присудила несколько премий МК ЦДР за спектакли «Старый дом» и «Кеды».[29] При новом художественном руководителе театр постоянно выпускает премьеры, устраивает концерты, появилась программа для выпускников творческих ВУЗов «ЦДР.Старт»[30]
ЦДР и движение «новая драма»
ЦДР стал одной из площадок развития движения «новой драмы», возникшего в конце 1990-х в среде молодых театральных деятелей. Предтечами «новой драмы» называют писателей и драматургов Владимира Сорокина, Людмилу Петрушевскую и Нину Садур[31]. С 2002 года на разных площадках проводится одноименный фестиваль современной драматургии «Новая драма», в котором участвуют молодые драматурги и режиссёры из ЦДР[6].
Отличительной чертой движения стало обращение драматургов и режиссёров к неприглядной повседневности, к мелочам жизни и ее неурядицам, к проблемам простых людей. Авторы часто не дают ответа на поставленные вопросы, оставляя зрителя в напряжении. В пьесах новых драматургов используется сниженная и ненормативная лексика[31].
Михаил Угаров является одним из создателей и организаторов фестиваля «Новая драма». По его мнению, фестиваль задает направление современной театральной жизни и влияет на выбор репертуаров многих театров[32].
Новая драма – это актуальное театральное искусство. Это большое движение, и у каждого автора есть ощущение, что он не один.
— Михаил Угаров о значении “новой драмы”, 2003 год[31]
Современная драматургия продолжает развиваться, начиная с 2016 года ЦДР снова стал её домом, сейчас в репертуаре театра пьесы таких драматургов, как Елена Исаева, Юрий Клавдиев, Люба Стрижак, Ася Волошина, Сергей Давыдов, Олег Михайлов, Мартин Макдонах, Евгений Казачков и др.
ЦДР и современная режиссура
Целью создателей ЦДР было помочь молодым режиссёрам реализовать свои замыслы в поиске новых театральных идей. В разные периоды в ЦДР работали такие режиссёры как Ольга Субботина, Владимир Скворцов, Владимир Панков, Марат Гацалов, Кирилл Серебренников, Вадим Данцигер, Владимир Агеев[33]. В 2016 году в ЦДР было учреждено несколько лабораторий, в том числе:
- режиссёрская лаборатория — эксперимент в области театра, музыки, перформанса и драматургии. Куратор — художественный руководитель театра Владимир Панков. Участники лаборатории 2016—2017: Александр Барменков, Алексей Золотовицкий[34], Дмитрий Акриш.
- хореографическая лаборатория — эксперимент в области танца, реализуемый на пересечении трех профессий — режиссёра, хореографа и критика. Кураторы — художественный руководитель театра Владимир Панков, хореограф Екатерина Кислова и балетный критик Лейла Гучмазова.[35] Участники лаборатории 2016—2017: Александр Исаков, Виктория Янчевская, Илья Карпель, Полина Миронова, Наталья Чернуха, Павел Глухов.[36]
- акустическая читка — международная творческая лаборатория, разрабатывающая новые формы музыкального театра, а также новые принципы взаимодействия композиторов и режиссёров при создании спектакля.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего. «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего . МИА «Россия сегодня» (3 мая 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 2,0 2,1 Петр Кассин. Чем известен Кирилл Серебренников . АО «Коммерсантъ». (22 августа 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 3,0 3,1 Центр драматургии и режиссуры . Сетевое издание «TIMEOUT». Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Сайт "Театра "Центр драматургии и режиссуры" - раздел "Площадки" . Центр драматургии и режиссуры. Дата обращения: 12 декабря 2018.
- ↑ 5,0 5,1 Эпизоды. Алексей Казанцев . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (2005). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 6,0 6,1 Вислова, 2009.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Алёна Солнцева. «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего . Московские новости (30 мая 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Маргарита Лялинская. Владимир Панков: «Работать надо с теми, кто хочет» . Сетевое издание «TIMEOUT» (14 июня 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Театр “Центр драматургии и режиссуры” на Беговой . Портал культурного наследия России Культура.РФ. Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Григорий Заславский. В ЦДР на Соколе - сплошной "Шалом". И это - не весело... . Радиостанция Вести ФМ (12 сентября 2014). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Скончался драматург Алексей Казанцев . ООО «Лента.Ру» (6 сентября 2007). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Биография Михаила Рощина . МИА «Россия сегодня» (10 февраля 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Алексей Крижевский. Не сошлись в сцене . АО «Газета.Ру» (18 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 14,0 14,1 Часть труппы Центра драматургии и режиссуры выступила против худрука . ООО «Лента.Ру» (16 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 15,0 15,1 В Центре драматургии и режиссуры обсудили конфликтную ситуацию . МИА «Россия сегодня» (17 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Алексей Киселев. Как происходит реорганизация экспериментальных театров в Москве . ООО «Компания Афиша» (20 апреля 2015). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Возмездие 12 . Golden Mask. Дата обращения: 14 августа 2018.
- ↑ Елизавета Авдошина. Владимир Панков сменил Дмитрия Палагуту на посту директора театра «ЦДР» . Независимая газета (8 августа 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Марина Токарева. Слиться в экстазе не получится . Новая газета (15 февраля 2015). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Директора московского театра уличили в мошенничестве . ООО «Лента.Ру» (20 мая 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ В Москве вынесен приговор экс-руководителям Центра драматургии и режиссуры (рус.). Дата обращения 14 августа 2018.
- ↑ 22,0 22,1 Владимир Панков сменил Дмитрия Палагуту на посту директора театра «ЦДР» . Colta.ru (8 августа 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ КРАСНОЙ НИТКОЙ (недоступная ссылка). SOUNDRAMA. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 1 октября 2017 года.
- ↑ ЦДР Сегодня . Сайт Театра "Центр драматургии и режиссуры". Центр драматургии и режиссуры. Дата обращения: 12 декабря 2018.
- ↑ Главная роль. Худрук Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (30 мая 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ 7 лучших спектаклей июня (рус.), Time Out. Дата обращения 14 августа 2018.
- ↑ Марина Токарева. Зачем Ларисе красные колготки . Новая газета (20 сентября 2017). Дата обращения: 21 сентября 2017.
- ↑ Реновация коммуналки // Газета "Коммерсантъ". — 2017-09-21. — С. 11.
- ↑ Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся (рус.). Дата обращения 14 августа 2018.
- ↑ Майоров), Ирина Колесникова | Фото: culture.ru, mayorovphoto.livejournal.com (Владимир. «Зритель соскучился по тишине» (англ.). Дата обращения 14 августа 2018.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 Григорий Заславский. На полпути между жизнью и сценой . Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" (июль 2004). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Фестиваль современных пьес "Новая драма" . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (5 сентября 2007). Дата обращения: 20 сентября 2017.
- ↑ Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры» . Официальный сайт мэра Москвы (28 ноября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2019.
- ↑ ТЕМНАЯ СИЛА РОДА | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт) . ptj.spb.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.
- ↑ Центр драматургии и режиссуры. Две сказки - Русский блоггер . rblogger.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.
- ↑ Сказки, рассказанные взрослым - Русский блоггер . rblogger.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.
Литература
- Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. — М.: Университетская книга, 2009. — 272 с. — ISBN 978-5-98699-050-7.