Центр драматургии и режиссуры

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Театр «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР)
Тип театра Драматический
Основан 1998 год
Основатель Алексей Казанцев,
Михаил Рощин
Местоположение Россия Москва, Россия Москва
Адрес

Ленинградский пр-т, 71Г; Беговая ул., 5;

Поварская ул., 20
Телефон +7(499) 728-07-67
Метро Замоскворецкая линия Сокол
Таганско-Краснопресненская линия Беговая
Арбатско-Покровская линия Арбатская
Руководство
Директор Александр Фокин
Художественный руководитель Алексей Казанцев, Михаил Рощин, Михаил Угаров, Владимир Клименко (Клим), Владимир Панков
Сайт [1] Официальная траница

«Центр драматурги́и и режиссу́ры» (ЦДР) — московский драматический театр, основанный в 1998 году[1] Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным. В ЦДР дебютировали такие известные режиссёры как Кирилл Серебренников[2], Ольга Субботина[3], Михаил Угаров[1] и другие. Площадки театра располагаются на станциях метро «Сокол» (Ленинградский проспект, 71Г), «Беговая»[1] (Беговая улица, 5) и «Арбатская» (Поварская улица, 20)[4].

История центра

Руководство Рощина и Казанцева

Центр драматургии и режиссуры был создан театральными деятелями Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным в 1998 году[1]. Открытие ЦДР было приурочено к столетнему юбилею московского Художественного театра[5]. Главной целью нового театра было предоставить возможность молодым драматургам, режиссёрам и актёрам раскрыть свой талант и заявить о себе[5]. Казанцев и Рощин поощряли экспериментальную работу и нестандартное мышление. Художественные руководители практически не вмешивались в процесс создания новых постановок. Первый сезон открылся 7 декабря 1998 года спектаклем «Юдифь» режиссёра Вадима Данцигера по пьесе Елены Исаевой[6].

В первые годы работы у ЦДР не было собственного помещения, руководители центра снимали площадку в музее Высоцкого[7]. Театр также не имел постоянной труппы, и режиссёры приглашали артистов для каждого нового проекта[3]. Долгое время ЦДР не имел статуса государственного театра[8]. Казанцев зачастую занимал деньги, чтобы оплатить расходы на аренду и новые постановки[1].

В 2003 году театр получил статус государственного учреждения и собственную площадку на станции метро «Беговая»[1]. Место, предоставленное правительством центру, ранее занимал театр «Вернисаж», часть труппы которого стала работать в ЦДР после его переезда[1]. Помещение театра находится в сталинском жилом доме, построенном в 1956 году[9]. В 2014 году[10] основные показы театра начали проходить в новом здании на станции метро «Сокол», ранее принадлежавшем камерному музыкальному театру Бориса Покровского, а здание на «Беговой» стало площадкой для творческих экспериментов и прогона новых спектаклей[7].

В репертуаре театра были такие постановки, как «Шопинг & Fucking» режиссера Ольги Субботиной по пьесе Марка Равенхилла, «Ощущение бороды» по пьесе Ксении Драгунской, «Облом off» Михаила Угарова и другие[1]. В 2001 году в ЦДР прошел показ дебютного спектакля режиссера Кирилла Серебренникова «Пластилин»[2]. В 2003 году Казанцев получил премии Станиславского и «Чайка» за создание центра[11].

В 2007 году Казанцев стал председателем художественного совета ЦДР[12]. После его смерти в том же году руководство театром и принятие решений по поводу новых постановок перешло к художественному совету, в котором состояли режиссёр Ольга Субботина и драматург Михаил Угаров[13].

Руководство Михаила Угарова

Режиссер Михаил Угаров. 2013 год

В 2010 году Михаил Угаров стал руководителем художественного совета ЦДР[13]. Через год он был назначен художественным руководителем всего театра[13]. Угаров дебютировал в ЦДР с постановкой спектакля «Облом off» в 2002 году[1]. К моменту занятия поста художественного руководителя ЦДР он был известен как успешный драматург и режиссёр, а также один из создателей проекта «Театр.doc»[7].

Главной целью своей работы Михаил Угаров видел возвращение к экспериментальной работе, спонтанности постановок. Под его руководством режиссёр Марат Гацалов создал специальную лабораторию «Мастерская на Беговой»[7], в которой молодые театральные деятели могли представить планы новых постановок на суд совета экспертов. Именно при Угарове стали популярны «лабораторные» опыты студии, зрители проявили интерес к незавершенным и динамичным спектаклям ЦДР. Угаров также стремился сделать классические произведения актуальными: он поставил пьесу по мотивам «Маскарада» Лермонтова, режиссёр Максим Курочкин переосмыслил повесть Вольтера «Кандид»[1].

Период руководства Михаила Угарова был также отмечен конфликтом внутри театра. Часть работников ЦДР во главе с Ольгой Субботиной выступила против упразднения художественного совета[13][14][15] и посчитала методы руководства Угарова слишком радикальными. Негодование вызвали сокращения театральных работников, чрезмерное внимание художественного руководителя к экспериментальным спектаклям и пренебрежение репертуаром ЦДР[15]. Труппа выразила свое недовольство в открытом письме, опубликованном на сайте «Трибуны общественной палаты»[14].

Михаил Угаров ушел с поста художественного руководителя ЦДР в 2012 году. Тогда же место директора театра занял представитель Департамента культуры города Москвы Дмитрий Палагута[16].

Театр при Дмитрии Палагуте

После назначения юриста и экономиста Дмитрия Палагуты на должность директора ЦДР Департамент культуры города Москвы открыл конкурс на должность художественного руководителя ЦДР, который выиграл режиссёр и драматург Владимир Клименко (Клим)[16]. Однако уже в 2014 году Клименко покинул свой пост, но продолжил ставить новые спектакли на сцене ЦДР, а в 2015 году спектакль, выпущенный в ЦДР, «Возмездие 12» стал участником фестиваля «Золотая Маска», получив номинацию на Премию — «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», актриса Ксения Орлова получила Премию «Лучшая женская роль»[17].

Во время руководства Палагуты театр столкнулся с новыми проблемами. Прежде всего изменился состав труппы: из-за внутреннего конфликта театр покинули многие деятели, в частности Марат Гацалов и Полина Васильева[16]. В 2014 году по поручению Департамента культуры театр должен был пройти процесс реорганизации и объединиться с другими экспериментальными театрами — «А. Р. Т. О.» и «Открытая сцена» — для оптимизации работы трех театров[18]. Художественный руководитель проекта «А. Р. Т. О.» Николай Рощин отказался подписывать договор о слиянии театров[16][19]. Директор «Открытой сцены» Филипп Лось пытался отстоять здание своего театра на Поварской[16]. Палагута обвинял Лося в незаконной сдаче театральных помещений в аренду и плохом распоряжении финансами[16].

В 2015 году Палагута сообщил о добровольном уходе с должности директора театра. В 2016 году после проверки, проведенной в ЦДР сотрудниками правоохранительных органов, Палагуту заподозрили в мошенничестве, и против него было возбуждено уголовное дело[20]. По результатам расследования Дмитрий Палагута и его бывшие заместители Елена Максимова и Татьяна Андрианова осуждены за мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения, в крупном и особо крупном размере.[21]

Руководство Владимира Панкова

Режиссёр Владимир Панков на вручении премии «Золотая маска». 2015 год

После ухода Палагуты место директора и художественного руководителя театра занял Владимир Панков[22] — создатель движения и одноименной театральной студии SounDrama[22]. В 2003 году в ЦДР прошел первый спектакль Панкова студии SounDrama — «Красной ниткой», отличительной чертой которого стало смешение жанров, стирание границ между драматическим представлением и мюзиклом[23]. Таким образом, появление Владимира Панкова в качестве художественного руководителя стало символичным как для ЦДР, так и для коллектива SounDrama Studio. Именно поэтому Панков стремился не столько к реформации театра, сколько его возрождение в том виде, в каком его когда-то задумал Алексей Казанцев[24].

Панков провел ребрендинг театра[25], занялся вопросами ремонта и решением финансовых проблем. Многие артисты Студии SounDrama вошли в труппу ЦДР, первой премьерой объединенной труппы стал спектакль «Москва — открытый город. Переход»[26]. Над спектаклем работали несколько режиссеров, которым Панков дал полную свободу самовыражения.

5 сентября 2017 года новый театральный сезон открылся спектаклем по пьесе Алексея Казанцева «Старый дом», посвященной памяти одного из создателей центра[27]. Спектакль имеет большой успех у зрителей и получил немало положительных откликов у театральных критиков[28]. По итогам сезона 17/18 Марина Райкина присудила несколько премий МК ЦДР за спектакли «Старый дом» и «Кеды».[29] При новом художественном руководителе театр постоянно выпускает премьеры, устраивает концерты, появилась программа для выпускников творческих ВУЗов «ЦДР.Старт»[30]

ЦДР и движение «новая драма»

ЦДР стал одной из площадок развития движения «новой драмы», возникшего в конце 1990-х в среде молодых театральных деятелей. Предтечами «новой драмы» называют писателей и драматургов Владимира Сорокина, Людмилу Петрушевскую и Нину Садур[31]. С 2002 года на разных площадках проводится одноименный фестиваль современной драматургии «Новая драма», в котором участвуют молодые драматурги и режиссёры из ЦДР[6].

Отличительной чертой движения стало обращение драматургов и режиссёров к неприглядной повседневности, к мелочам жизни и ее неурядицам, к проблемам простых людей. Авторы часто не дают ответа на поставленные вопросы, оставляя зрителя в напряжении. В пьесах новых драматургов используется сниженная и ненормативная лексика[31].

Михаил Угаров является одним из создателей и организаторов фестиваля «Новая драма». По его мнению, фестиваль задает направление современной театральной жизни и влияет на выбор репертуаров многих театров[32].

Новая драма – это актуальное театральное искусство. Это большое движение, и у каждого автора есть ощущение, что он не один.

Михаил Угаров о значении “новой драмы”, 2003 год[31]

Современная драматургия продолжает развиваться, начиная с 2016 года ЦДР снова стал её домом, сейчас в репертуаре театра пьесы таких драматургов, как Елена Исаева, Юрий Клавдиев, Люба Стрижак, Ася Волошина, Сергей Давыдов, Олег Михайлов, Мартин Макдонах, Евгений Казачков и др.

ЦДР и современная режиссура

Целью создателей ЦДР было помочь молодым режиссёрам реализовать свои замыслы в поиске новых театральных идей. В разные периоды в ЦДР работали такие режиссёры как Ольга Субботина, Владимир Скворцов, Владимир Панков, Марат Гацалов, Кирилл Серебренников, Вадим Данцигер, Владимир Агеев[33]. В 2016 году в ЦДР было учреждено несколько лабораторий, в том числе:

  • режиссёрская лаборатория — эксперимент в области театра, музыки, перформанса и драматургии. Куратор — художественный руководитель театра Владимир Панков. Участники лаборатории 2016—2017: Александр Барменков, Алексей Золотовицкий[34], Дмитрий Акриш.
  • хореографическая лаборатория — эксперимент в области танца, реализуемый на пересечении трех профессий — режиссёра, хореографа и критика. Кураторы — художественный руководитель театра Владимир Панков, хореограф Екатерина Кислова и балетный критик Лейла Гучмазова.[35] Участники лаборатории 2016—2017: Александр Исаков, Виктория Янчевская, Илья Карпель, Полина Миронова, Наталья Чернуха, Павел Глухов.[36]
  • акустическая читка — международная творческая лаборатория, разрабатывающая новые формы музыкального театра, а также новые принципы взаимодействия композиторов и режиссёров при создании спектакля.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего. «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего. МИА «Россия сегодня» (3 мая 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  2. 2,0 2,1 Петр Кассин. Чем известен Кирилл Серебренников. АО «Коммерсантъ». (22 августа 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  3. 3,0 3,1 Центр драматургии и режиссуры. Сетевое издание «TIMEOUT». Дата обращения: 20 сентября 2017.
  4. Сайт "Театра "Центр драматургии и режиссуры" - раздел "Площадки". Центр драматургии и режиссуры. Дата обращения: 12 декабря 2018.
  5. 5,0 5,1 Эпизоды. Алексей Казанцев. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (2005). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  6. 6,0 6,1 Вислова, 2009.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Алёна Солнцева. «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего. Московские новости (30 мая 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  8. Маргарита Лялинская. Владимир Панков: «Работать надо с теми, кто хочет». Сетевое издание «TIMEOUT» (14 июня 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  9. Театр “Центр драматургии и режиссуры” на Беговой. Портал культурного наследия России Культура.РФ. Дата обращения: 20 сентября 2017.
  10. Григорий Заславский. В ЦДР на Соколе - сплошной "Шалом". И это - не весело.... Радиостанция Вести ФМ (12 сентября 2014). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  11. Скончался драматург Алексей Казанцев. ООО «Лента.Ру» (6 сентября 2007). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  12. Биография Михаила Рощина. МИА «Россия сегодня» (10 февраля 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Алексей Крижевский. Не сошлись в сцене. АО «Газета.Ру» (18 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  14. 14,0 14,1 Часть труппы Центра драматургии и режиссуры выступила против худрука. ООО «Лента.Ру» (16 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  15. 15,0 15,1 В Центре драматургии и режиссуры обсудили конфликтную ситуацию. МИА «Россия сегодня» (17 апреля 2012). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Алексей Киселев. Как происходит реорганизация экспериментальных театров в Москве. ООО «Компания Афиша» (20 апреля 2015). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  17. Возмездие 12. Golden Mask. Дата обращения: 14 августа 2018.
  18. Елизавета Авдошина. Владимир Панков сменил Дмитрия Палагуту на посту директора театра «ЦДР». Независимая газета (8 августа 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  19. Марина Токарева. Слиться в экстазе не получится. Новая газета (15 февраля 2015). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  20. Директора московского театра уличили в мошенничестве. ООО «Лента.Ру» (20 мая 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  21. В Москве вынесен приговор экс-руководителям Центра драматургии и режиссуры (рус.). Дата обращения 14 августа 2018.
  22. 22,0 22,1 Владимир Панков сменил Дмитрия Палагуту на посту директора театра «ЦДР». Colta.ru (8 августа 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  23. КРАСНОЙ НИТКОЙ (недоступная ссылка). SOUNDRAMA. Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 1 октября 2017 года.
  24. ЦДР Сегодня. Сайт Театра "Центр драматургии и режиссуры". Центр драматургии и режиссуры. Дата обращения: 12 декабря 2018.
  25. Главная роль. Худрук Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (30 мая 2017). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  26. 7 лучших спектаклей июня (рус.), Time Out. Дата обращения 14 августа 2018.
  27. Марина Токарева. Зачем Ларисе красные колготки. Новая газета (20 сентября 2017). Дата обращения: 21 сентября 2017.
  28. Реновация коммуналки // Газета "Коммерсантъ". — 2017-09-21. — С. 11.
  29. Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся (рус.). Дата обращения 14 августа 2018.
  30. Майоров), Ирина Колесникова | Фото: culture.ru, mayorovphoto.livejournal.com (Владимир. «Зритель соскучился по тишине» (англ.). Дата обращения 14 августа 2018.
  31. 31,0 31,1 31,2 Григорий Заславский. На полпути между жизнью и сценой. Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" (июль 2004). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  32. Фестиваль современных пьес "Новая драма". Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (5 сентября 2007). Дата обращения: 20 сентября 2017.
  33. Лабораторная работа. Из чего состоит театр «Центр драматургии и режиссуры». Официальный сайт мэра Москвы (28 ноября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2019.
  34. ТЕМНАЯ СИЛА РОДА | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт). ptj.spb.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.
  35. Центр драматургии и режиссуры. Две сказки - Русский блоггер. rblogger.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.
  36. Сказки, рассказанные взрослым - Русский блоггер. rblogger.ru. Дата обращения: 14 августа 2018.

Литература

  • Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. — М.: Университетская книга, 2009. — 272 с. — ISBN 978-5-98699-050-7.

Ссылки