Центральные бани

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Центральные бани
Ресторан «Серебряный век» на месте нумерного, «полтинного» банного отделения (2018 год)Ресторан «Серебряный век» на месте нумерного, «полтинного» банного отделения (2018 год)
Страна  Россия
Местоположение Москва, Театральный пр., д. 3, стр. 3, 4
Ближайшая станция метро  Лубянка
Архитектурный стиль классицизм, барокко, рококо
Архитектор Семён Эйбушиц,
Лев Кекушев
Строительство 18811893 годы
Основные даты
  • 28 апреля (10 мая1893открытие
  • 1993пожар и последующая реконструкция
Статус Герб ОКН
Центральные бани (Центральный административный округ)
Точка
Координаты: 55°45′35″ с. ш. 37°37′22″ в. д.HGЯO

Центральные бани (до революцииКитайские бани, до 1940-х годовБани № 1 Коминтерновского района), называвшиеся по фамилии владельцев также Хлудовскими банями, — комплекс городских бань в Театральном проезде Москвы, просуществовавший с 1889 по начало 1990-х годов. В настоящее время в их реконструированных зданиях размещаются ресторан и гостиница. Является объектом культурного наследия регионального значения.

История

Во второй половине XIX века московский купец 1-й гильдии Герасим Хлудов приобрёл у грузинских царевичей Ираклия и Окропира большой земельный участок от Неглинного проезда до улицы Рождественки. Именно здесь Герасим Иванович задумал построить бани, затмившие бы славу Сандуновских, успех которых у населения не давал ему покоя. Возведение комплекса было поручено известнейшему архитектору того времени Семёну Семёновичу Эйбушицу[1]. По словам заказчика, новые бани должны были стать «Сказочными. А ещё пышными. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой…»[2]. Хлудов также планировал построить на участке маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент[3].

Будучи загруженным другими заказами, с 1890 года Эйбушиц спроектировал два здания и переложил надзор за строительством и проектирование интерьеров[3] на приехавшего в Москву после окончания Петербургского института гражданских инженеров молодого талантливого помощника Льва Кекушева[4].

Первый корпус комплекса для рядовых москвичей был открыт в 1881 году, ещё при жизни Хлудова; цена входного билета составляла пять копеек. Однако строительство бань продолжалось еще двенадцать лет, и торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Герасима Ивановича, в 1893 году[5].

Герасим Иванович скончался в 1885 году. Банный комплекс достроили его дочери, а вместо декоративного дворца реконструировали гостиницу «Дюссо» и возвели доходный дом[3].

Сами бани получили название «Китайских» — по названию проезда в Китай-городе, на который выходил их фасад; в простанородье же их называли просто «Хлудовскими» — по фамилии построившей их купеческой династии[1].

После революции 1917 года Китайские бани были переименованы в «Бани № 1 Коминтерновского района», а в 40-е годы — в «Центральные». В годы Великой Отечественной войны здесь был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позднее — и для гражданских лиц, страдающих диабетом[5].

До начала 1990-х годов комплекс Центральных бань использовался по своему первоначальному назначению, однако, сначала в эпоху перестройки бани начали страдать финансово, а в 1993 году здесь случился пожар, уничтоживший большую часть интерьеров. После реконструкции, с конца 1990-х комплекс получил многофункциональное использование[6].

Интерьеры

Спроектированные Л.Кекушевым интерьеры характерны для дворцового стиля: двухуровневый вестибюль с широкой парадной лестницей оформлен в стиле рококо и украшен богатой лепниной, изящно отделанной позолотой. Потолок вестибюля также отделан позолоченной причудливой лепниной, а в центре размещён живописный плафон с изображением неба и облаков[3].

Существует версия, что великолепная мраморная лестницы с фигурами драконов с позолоченными крыльями в начале и коваными перилами, разделяющаяся на площадке с зеркалом на два симметричных рукава, подсмотрена Кекушевым в парижской Гранд Опера, однако в Париже лестница не имеет столь богатых перил с переплетающимся растительным орнаментом, украшенным позолотой[3].

На втором этаже вестибюля, где ныне расположен ресторан, имеется барная стойка. Аналогичная была здесь и в Хлудовские времена: на ней можно было оплатить банные и прочие процедуры, получить банные принадлежности. Раздевальня в стиле Ренессанс (ныне главный зал ресторана). В центре зала – квадратная колонна, поддерживающая широкую балку, разделяющую кессонированный потолок надвое. Кессоны, колонна, балка, фриз оформлены позолоченной лепниной. Тщательно проработан даже рисунок литых вентиляционных решёток[3].

Впервые в оформлении интерьеров Хлудовских бань появляются характерные для Кекушева фигуры львов: они украшают большой камин с типичным ренессансным оформлением дымохода и ангелочками-путти[3].

Две высокие двери в обрамлении золоченных лавровых гирлянд, расположенные симметрично по сторонам от камина, из раздевальни вели в курительную комнату. Декор комнаты считается мавританским, однако в нём присутствуют и среднеазиатские мотивы. Племянник Герасима Ивановича, Иван Алексеевич Хлудов, потерпев убытки при закупках хлопка в США во время Гражданской войны, решил наладить поставки сырья из Туркестана, заключив контракт с бухарским эмиром. Об этом и напоминает оформление курительной комнаты[3].

Архитектура

Комплекс Центральных бань состоит из двух расположенных друг напротив друга корпусов: правый вытянут вдоль границы двора и был предназначен для женского отделения, левый – в форме перевёрнутой буквы «Г» – для мужского отделения. Над мужским отделением на 2-м этаже были устроены парадные помещения, которые в настоящее время составляют главную достопримечательность комплекса. Они представляли собой богато отделанные позолоченной лепниной и полированным деревом залы[7].

Вход в мужское отделение начинался с двухуровневого вестибюля, оформленный в стиле рококо XVIII века. Созданная Кекушевым парадная лестница на второй этаж с разделением её в середине на 2 рукава напоминала в миниатюре лестницу Парижской оперы. Несмотря на свою многодетальную декоративную отделку, лестница не создавала впечатления перегруженности, а архитектурная пресса признавала её лучшей в Москве[7].

Особой отделкой отличались «Мавританский зал», который в многочисленных деталях прекрасно воспроизводил интерьеры замков Арабской Испании, и зал «Нимфей», выполненный в виде ротонды, между колоннами которой располагались керамические панно и скульптурные композиции божеств Древнего Рима[6].

Интересные факты

  • По одной из легенд, в день открытия в 1893 году банного комплекса одна пожилая цыганка напророчила Эйбушицу, что он проработает ровно век. Плохо понимавший русский язык архитектор попросил коллегу Владимира Чагина пояснить, что имела в виду женщина. Не желая расстраивать друга, Чагин обманул того, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось лишь четыре зала[5].
  • По другой легенде, незадолго до революции 1917 года одна из дочерей Герасима Хлудова решила забрать из банка золото и серебро и спрятать их до лучших времён в надёжном месте. Были отлиты три золотых и сорок серебряных тазов, которые, по одной версии, были замурованы в стены бань. В 1918 году сотрудники ВЧК заинтересовались этими ценностями: они метр за метром простучали все стены Центральных бань, в нескольких местах вскрывали полы, но так ничего и не нашли[2].
  • Несмотря на казавшееся соперничество Центральных и Сандуновских бань, конкурентами друг другу они не стали: в Сандунах мылись купцы попроще, в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи; Центральные бани посещали генералы, а офицеры предпочитали Сандуны; артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а его же вокалисты предпочитали Сандуновские[5].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Соколова, 2014, с. 6.
  2. 2,0 2,1 Откуда пошла легенда о золотой шайке?. Главтема (16 февраля 2018). Дата обращения: 6 октября 2019.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Васекина Татьяна. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ. ХЛУДОВСКИЕ БАНИ. Пешком по Москве: Архитекторы. Васекина Татьяна. (12 июня 2020).
  4. Нащокина, 2012, с. 305.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Расулова, Карина. Четыре самых древних бани Москвы. Газета.Ru (25 декабря 2016). Дата обращения: 6 октября 2019.
  6. 6,0 6,1 Сергеев, Сергей. Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.. Узнай Москву. Дата обращения: 6 октября 2019.
  7. 7,0 7,1 Нащокина, 2012, с. 308.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01154-3.
  • Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. — М.: ВЕГА, 2012. — 416 с.
  • Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — М.: Издательство Центрполиграф, 2014. — 360 с. — ISBN 978-5-227-05115-8.