Центральные бани
Достопримечательность | ||
Центральные бани | ||
---|---|---|
![]() | ||
Страна |
|
|
Местоположение | Москва, Театральный пр., д. 3, стр. 3, 4 | |
Ближайшая станция метро |
|
|
Архитектурный стиль | классицизм, барокко, рококо | |
Архитектор |
Семён Эйбушиц, Лев Кекушев |
|
Строительство | 1881—1893 годы | |
Основные даты | ||
Статус |
|
|
|
||
Координаты: 55°45′35″ с. ш. 37°37′22″ в. д.HGЯO |
Центральные бани (до революции — Китайские бани, до 1940-х годов — Бани № 1 Коминтерновского района), называвшиеся по фамилии владельцев также Хлудовскими банями, — комплекс городских бань в Театральном проезде Москвы, просуществовавший с 1889 по начало 1990-х годов. В настоящее время в их реконструированных зданиях размещаются ресторан и гостиница. Является объектом культурного наследия регионального значения.
История
Во второй половине XIX века московский купец 1-й гильдии Герасим Хлудов приобрёл у грузинских царевичей Ираклия и Окропира большой земельный участок от Неглинного проезда до улицы Рождественки. Именно здесь Герасим Иванович задумал построить бани, затмившие бы славу Сандуновских, успех которых у населения не давал ему покоя. Возведение комплекса было поручено известнейшему архитектору того времени Семёну Семёновичу Эйбушицу[1]. По словам заказчика, новые бани должны были стать «Сказочными. А ещё пышными. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой…»[2]. Хлудов также планировал построить на участке маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент[3].
Будучи загруженным другими заказами, с 1890 года Эйбушиц спроектировал два здания и переложил надзор за строительством и проектирование интерьеров[3] на приехавшего в Москву после окончания Петербургского института гражданских инженеров молодого талантливого помощника Льва Кекушева[4].
Первый корпус комплекса для рядовых москвичей был открыт в 1881 году, ещё при жизни Хлудова; цена входного билета составляла пять копеек. Однако строительство бань продолжалось еще двенадцать лет, и торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Герасима Ивановича, в 1893 году[5].
Герасим Иванович скончался в 1885 году. Банный комплекс достроили его дочери, а вместо декоративного дворца реконструировали гостиницу «Дюссо» и возвели доходный дом[3].
Сами бани получили название «Китайских» — по названию проезда в Китай-городе, на который выходил их фасад; в простанородье же их называли просто «Хлудовскими» — по фамилии построившей их купеческой династии[1].
После революции 1917 года Китайские бани были переименованы в «Бани № 1 Коминтерновского района», а в 40-е годы — в «Центральные». В годы Великой Отечественной войны здесь был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позднее — и для гражданских лиц, страдающих диабетом[5].
До начала 1990-х годов комплекс Центральных бань использовался по своему первоначальному назначению, однако, сначала в эпоху перестройки бани начали страдать финансово, а в 1993 году здесь случился пожар, уничтоживший большую часть интерьеров. После реконструкции, с конца 1990-х комплекс получил многофункциональное использование[6].
Интерьеры
Спроектированные Л.Кекушевым интерьеры характерны для дворцового стиля: двухуровневый вестибюль с широкой парадной лестницей оформлен в стиле рококо и украшен богатой лепниной, изящно отделанной позолотой. Потолок вестибюля также отделан позолоченной причудливой лепниной, а в центре размещён живописный плафон с изображением неба и облаков[3].
Существует версия, что великолепная мраморная лестницы с фигурами драконов с позолоченными крыльями в начале и коваными перилами, разделяющаяся на площадке с зеркалом на два симметричных рукава, подсмотрена Кекушевым в парижской Гранд Опера, однако в Париже лестница не имеет столь богатых перил с переплетающимся растительным орнаментом, украшенным позолотой[3].
На втором этаже вестибюля, где ныне расположен ресторан, имеется барная стойка. Аналогичная была здесь и в Хлудовские времена: на ней можно было оплатить банные и прочие процедуры, получить банные принадлежности. Раздевальня в стиле Ренессанс (ныне главный зал ресторана). В центре зала – квадратная колонна, поддерживающая широкую балку, разделяющую кессонированный потолок надвое. Кессоны, колонна, балка, фриз оформлены позолоченной лепниной. Тщательно проработан даже рисунок литых вентиляционных решёток[3].
Впервые в оформлении интерьеров Хлудовских бань появляются характерные для Кекушева фигуры львов: они украшают большой камин с типичным ренессансным оформлением дымохода и ангелочками-путти[3].
Две высокие двери в обрамлении золоченных лавровых гирлянд, расположенные симметрично по сторонам от камина, из раздевальни вели в курительную комнату. Декор комнаты считается мавританским, однако в нём присутствуют и среднеазиатские мотивы. Племянник Герасима Ивановича, Иван Алексеевич Хлудов, потерпев убытки при закупках хлопка в США во время Гражданской войны, решил наладить поставки сырья из Туркестана, заключив контракт с бухарским эмиром. Об этом и напоминает оформление курительной комнаты[3].
Архитектура
Комплекс Центральных бань состоит из двух расположенных друг напротив друга корпусов: правый вытянут вдоль границы двора и был предназначен для женского отделения, левый – в форме перевёрнутой буквы «Г» – для мужского отделения. Над мужским отделением на 2-м этаже были устроены парадные помещения, которые в настоящее время составляют главную достопримечательность комплекса. Они представляли собой богато отделанные позолоченной лепниной и полированным деревом залы[7].
Вход в мужское отделение начинался с двухуровневого вестибюля, оформленный в стиле рококо XVIII века. Созданная Кекушевым парадная лестница на второй этаж с разделением её в середине на 2 рукава напоминала в миниатюре лестницу Парижской оперы. Несмотря на свою многодетальную декоративную отделку, лестница не создавала впечатления перегруженности, а архитектурная пресса признавала её лучшей в Москве[7].
Особой отделкой отличались «Мавританский зал», который в многочисленных деталях прекрасно воспроизводил интерьеры замков Арабской Испании, и зал «Нимфей», выполненный в виде ротонды, между колоннами которой располагались керамические панно и скульптурные композиции божеств Древнего Рима[6].
Интересные факты
- По одной из легенд, в день открытия в 1893 году банного комплекса одна пожилая цыганка напророчила Эйбушицу, что он проработает ровно век. Плохо понимавший русский язык архитектор попросил коллегу Владимира Чагина пояснить, что имела в виду женщина. Не желая расстраивать друга, Чагин обманул того, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось лишь четыре зала[5].
- По другой легенде, незадолго до революции 1917 года одна из дочерей Герасима Хлудова решила забрать из банка золото и серебро и спрятать их до лучших времён в надёжном месте. Были отлиты три золотых и сорок серебряных тазов, которые, по одной версии, были замурованы в стены бань. В 1918 году сотрудники ВЧК заинтересовались этими ценностями: они метр за метром простучали все стены Центральных бань, в нескольких местах вскрывали полы, но так ничего и не нашли[2].
- Несмотря на казавшееся соперничество Центральных и Сандуновских бань, конкурентами друг другу они не стали: в Сандунах мылись купцы попроще, в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи; Центральные бани посещали генералы, а офицеры предпочитали Сандуны; артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а его же вокалисты предпочитали Сандуновские[5].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Соколова, 2014, с. 6.
- ↑ 2,0 2,1 Откуда пошла легенда о золотой шайке? . Главтема (16 февраля 2018). Дата обращения: 6 октября 2019.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Васекина Татьяна. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ. ХЛУДОВСКИЕ БАНИ . Пешком по Москве: Архитекторы. Васекина Татьяна. (12 июня 2020).
- ↑ Нащокина, 2012, с. 305.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Расулова, Карина. Четыре самых древних бани Москвы . Газета.Ru (25 декабря 2016). Дата обращения: 6 октября 2019.
- ↑ 6,0 6,1 Сергеев, Сергей. Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг. . Узнай Москву. Дата обращения: 6 октября 2019.
- ↑ 7,0 7,1 Нащокина, 2012, с. 308.
Литература
- Бусева-Давыдова И. Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01154-3.
- Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. — М.: ВЕГА, 2012. — 416 с.
- Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — М.: Издательство Центрполиграф, 2014. — 360 с. — ISBN 978-5-227-05115-8.
- Объекты культурного наследия России
- Появились в 1893 году
- Постройки Семёна Эйбушица
- Постройки Льва Кекушева
- Здания и сооружения, построенные в 1893 году в Москве
- Торговые здания и сооружения Москвы
- Административные здания Москвы
- Достопримечательности Москвы
- Бани Москвы
- Памятники архитектуры Москвы
- Здания и сооружения, заложенные в 1881 году