Цезариум Александрии

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Храм
Цезариум Александрии
Реконструкция облика цезариумаРеконструкция облика цезариума
Координаты: 31°12′03″ с. ш. 29°53′58″ в. д.HGЯO
Страна  Египет
Город Александрия
Конфессия римская религия, христианство
Архитектурный стиль Архитектура Древнего Рима
Основатель царица Клеопатра
Состояние уничтожен

Цезариум Александрии (правильнее Кесареон, греч. Καισάρειον, лат. Caesareum, или Себастеон, греч. Σεβαστεῖον, лат. Sebasteum) — древний храм, существовавший в Александрии, в Египте.

История

Первоначально строительство нового масштабного святилища в Александрии было начато царицей Клеопатрой VII, последней женщиной-правительницей Древнего Египта. Он задумывался для почитания её любовника, знаменитого римского политика и правителя Гая Юлия Цезаря[1]. Строительство было начато примерно в 44 году до н. э. и продолжалось при совместном управлении в Египте Клеопатры и Марка Антония. При этом, видимо, храм предполагался для почитания и его самого.

Однако, строительство храмового комплекса было закончено уже после присоединения Египта к Римскому государству, при Октавиане Августе. Он, после победы в 30 году до н. э. над Марком Антонием и Клеопатрой и покорения Египта, стал римским императором. На востоке, в Египте и Александрии Август уничтожал следы почитания Антония. Достроив Кесареон не позднее 13/12 года до н. э., Август сделал его значительным религиозным центром, с самым большим храмом, посвящённом императорскому культу в Египте, по-видимому, начинавшемуся с обожествлённого Юлия Цезаря[2].

Впоследствии, здесь приносились жертвы как правящим императорам, так и предыдущим правителям. Храм был возведён римской администрацией и курировался римскими властями, но его поддерживали неокоры — представители «храмовой стражи», избираемой из числа местных жителей. Долгое время Кесареон и его храмовый комплекс оставались в своем первоначальном использовании, вплоть до IV века н. э.

При императоре Константине I Великом здание храма Кесареона было преобразовано арианами в конце 345 года в христианскую церковь. Он был посвящен архангелу Михаилу и стал главным собором Александрии. С 412 по 444 год Кесареон был резиденцией патриарха Александрии Кирилла[3]. В 912 году этот собор был разрушен и более не восстанавливался.

Известная философ и математик Гипатия Александрийская была жестоко убита именно в Кесареоне разъярённой городской толпой христиан в 415 году[4].

Описание

Иудейский философ Филон Александрийский (I век до н. э. — I век н. э.), сам живший в Александрии, оставил описание главного храма Александрии, который он называет Себастеоном (Σεβαστεῖον). Согласно Филону, очевидно, что тогда Кесареон был посвящён Кесарю Себасту (Caesareum Sebasteion), то есть Цезарю Августу[5]. Себаст (Σεβαστός) — это греческий перевод латинского почётного титула Август. Таким образом, греческое название храма Себастеон, использованное Филоном, соответствует аналогичному латинскому названию Августеум (Augusteum).

Примерно в 40 году н. э. Филон даёт достаточно расплывчатый текст (в «Посольстве к Гаю» 150—151). Восхищаясь красотой храма, он оставил его подробное и возвышенное описание. По Филону храм был украшен различными статуями и изображениями, снабжён садами, дворами и портиками, а также имел свою библиотеку. Но Филон не указывает, к какому архитектурному стилю он принадлежал, и не даёт никаких подробностей о его строительстве.

Архитектура

Кесареон располагался недалеко от городской гавани Александрии. Согласно Филону, он был построен на возвышении, и поэтому был хорошо виден издали. По внешнему виду храм напоминал общественные здания в Риме. Помимо собственно храма, комплекс зданий включал в себя торжественно устроенные ворота пропилеи, помещения под открытым небом, библиотеку и сад и был богато украшен золотыми и серебряными статуями и картинами. Кесареон также был связан с большим открытым пространством, которое в древних источниках упоминается как Форум Юлия, Форум Августа и Себастийская агора.

Сразу при начале строительства Кесареона, рядом с ним были установлены три древнеегипетских обелиска, привезённые из других мест Египта. Два из них, датируемые временем правления Тутмоса III, были изначально установлены в храме бога солнца Ра в Гелиополе. Связанные античной традицией с царицей Клеопатрой, многие египетские обелиски получили в Новое время название «игл Клеопатры». До XIX века они находились в Египте. Сейчас они перевезены в другие страны. Одиниз «игл-обелисков» Кесариона находится на набережной Темзы в Лондоне, другой — в Центральном парке в Нью-Йорке.

Отдельные элементы храмового комплекса Кесареона, обнаруживаемые по обелискам, сохранялись вплоть до XIX века. От самого же здания храма на сегодняшний день мало что сохранилось. Однако его основание было обнаружено в 1874 году.

Сегодня на месте Кесареона располагается большая статуя премьер-министра Египта Саада паши Заглула (1859—1927).

Статуя Саада Заглулы-паши в Александрии, построенная на месте Цезариума.

С 2000 по 2002 год археологи из александрийского исследовательского центра раскопали место, где находился Кесареон, в то время там находились бывший гараж Люкс и кинопарк. В ходе работ здесь были обнаружены полдюжины средневековых цистерн и приходское кладбище VI века. Под кладбищем были найдены руины, принадлежащие языческому храму: колоссальная статуя из белого мрамора римского императора, облачённого в кирасу конца II века, Марка Аврелия или Септимия Севера, любого из которых можно идентифицировать по остаткам бороды, а также — остатки колонн большого диаметра из асуанского гранита.

См. также

Примечания

  1. Fletcher, Joann (2008), Cleopatra the Great: The Woman Behind the Legend, New York: Harper, с. 216–217, ISBN 978-0-06-058558-7, <https://archive.org/details/cleopatragreatwo00flet/page/216> 
  2. McKenzie, Judith. The Architecture of Alexandria and Egypt, c. 300BC to AD 700, Volume 63. — 2007. — P. 177. — ISBN 978-0300115550.
  3. Staff. The Caesarium of Alexandria – Scene of the Crime. cosmographica.com (2012). Дата обращения: 23 февраля 2012.
  4. Socrates Scholasticus. Ecclesiastical History, Bk VI: Chap. 15.
  5. Jean-Luc Arnaud, «Sources et méthodes de restitution, les obélisques et le Césaréum d'Alexandrie», Études Alexandrines, Alexandrie, Centre d'études alexandrines, no 6,‎ 2002, p. 177-190

Литература

  • Плиний Старший. Естественная история. 36.69.
  • Сократ Схоластик. Церковная история. 6.15.
  • Страбон. География. 17.1.
  • Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю / Пер. О. Л. Левинской. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа: (Против Апиона). / Пер. А. В. Вдовиченко. (Сер. «Б-ка Флавиана». Выпуск 3). — М.: Евр. ун-т в Москве; Иерусалим: Гешарим, 1994. — 400 с. — С. 13—112.