Цветок зла (фильм, 2003)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цветок зла
La fleur du mal
Постер фильма
Жанр Драма
Режиссёр Клод Шаброль
Продюсер Марин Кармитц
Автор
сценария
Клод Шаброль
Каролин Элишефф
Луиз Ламбрихс
В главных
ролях
Натали Бай
Бенуа Мажимель
Сюзанн Флон
Оператор Эдуарду Серра
Кинокомпания France 3 Cinema
MK2 Productions
Год 2003

«Цветок зла» (фр. La fleur du mal) — фильм французского режиссёра Клода Шаброля, вышедший на экраны в 2003 году.

В 2003 году «Цветок зла» был включён в конкурсную программу Берлинского международного кинофестиваля. В 2004 году фильм был номинирован на испанскую кинопремию Гойя как лучший европейский фильм[1].

Сюжет

Действие картины происходит в небольшом городке в районе Бордо. Франсуа Вассер (Бенуа Мажимель) возвращается домой после 4-летнего пребывания в США. В аэропорту его встречает отец, вежливый и обходительный Жерар (Бернар Ле Кок), который владеет аптекой и небольшой неофициальной лабораторией при ней. Дома Франсуа ожидают его пожилая, активная и доброжелательная тётя Лин (Сюзанн Флон), а также любовь его детства, сводная сестра и кузина, студентка психологии, симпатичная и привлекательная Мишель (Мелани Дутей).

Вскоре приезжает мачеха Франсуа Анн Шарпен-Вассер (Натали Бай). Четыре года назад она серьёзно занялась политикой, стала членом местного муниципалитета и в данный момент баллотируется в мэры. Её повсюду сопровождает её помощник и заместитель Матье (Тома Шаброль), которого Жерар явно не любит, считая, что тот вовлекает Анн в политику, отрывая от семьи.

Накануне голосования Матье привозит компрометирующую Анн листовку, в которой изложены факты порочного прошлого семей Шарпенов и Вассеров. В частности, говорится о том, что во время Второй мировой войны дед Анн был коллаборационистом и выдал нацистам своего сына, которого потом казнили. Говорится также о том, что Анн Шарпен и Жерар Вассер поженились после того, как в 1981 году в автокатастрофе погибли их тогдашние муж и жена.

У Франсуа и Мишель давний роман, она любит его с 13 лет. Боясь «сделать что-то не то» в их отношениях, Франсуа в своё время уехал сначала учиться в Париж, а затем в Америку. Желая побыть наедине, Франсуа и Мишель уезжают на три дня в семейный дом на морском побережье. Молодые наводят порядок в доме, затем гуляют вдоль берега, заходят в хорошо знакомый местный ресторанчик. Мишель говорит, что именно здесь Анн четыре года назад объявила о решении выставить свою кандидатуру в муниципалитет, что привело Жерара в бешенство. И Франсуа, и Мишель не любят Жерара, но любят Анн. Франсуа называет отца лицемером, лжецом и злобным сластолюбцем. Он также подозревает, что вообще не сын Жерара, на это как будто намекала ему мать. Франсуа и Мишель подозревают, что пасквиль на семью написал Жерар, надеясь, что после этого Анн откажется от участия в выборах. Они делятся своими подозрениями с приехавшей тётей Лин. Позднее тётя Лин говорит им, что погибшие мать Франсуа и отец Мишель любили друг друга, и у них был роман.

Анн и Матье проводят не очень удачные и тяжёлые визиты к избирателям. Из разговоров между избирателями выясняется, что в пасквиле написано, что тётя Лин убила своего отца и деда Анн за то, что он отдал нацистам своего родного сына, которого Лин любила. Тем временем Жерар в личном офисе своей аптеки принимает молодую девушку. Ночью Анн говорит Жерару, что не бросит выборы из-за пасквиля.

На приёме в мэрии накануне выборов старый мэр заявляет об уходе в отставку и в частном порядке предрекает победу Анн. Анн подозревает, что пасквиль написал её главный конкурент на выборах, но тот как будто бы ни при чём и даже рассчитывает на сотрудничество с Анн. Жерар знакомится с парижской артисткой Доминик, они договариваются о встрече в его аптеке на следующий день.

На следующий день тётя Лин разбирает документы в аптеке Жерара, и одновременно ищет подтверждения того, что это Жерар написал пасквиль. Она видит, как в офис приходит Доминик, и про себя называет Жерара свиньёй.

Утром на выборах Жерар голосует против жены. После обеда Анн, Жерар и Франсуа уезжают на оглашение итогов выборов. Вечером, когда Мишель занимается в кабинете, неожиданно входит пьяный Жерар и начинает к ней приставать. Защищаясь, Мишель бьёт его лампой, он падает, ударяется об угол стола и умирает. Мишель бежит за помощью к тёте Лиин, вместе они перетаскивают труп в спальню на второй этаж.

Тётя Лин рассказывает ей, что во время войны её отец работал на нацистов, составлял списки евреев и борцов сопротивления, и когда её любимый брат ушёл в партизаны, он позволил убить и его. За это тётя Лин убила отца и не жалеет об этом. По звонку Мишель приезжает Франсуа, вместе они укладывают труп в спальне. Тётя Лин говорит Франсуа и Мишель, что она сознаётся в убийстве Жерара, и они никогда не должны никому говорить, что имели к этому убийству отношение. Для тёти Лин такое признание станет избавлением после 60 лет вынужденного одинокого молчания, когда она ни с кем не могла поделиться своей тайной. Домой приезжает победившая команда Анн. Франсуа и Мишель спускаются вниз и празднуют победу Анн.

Фильм затрагивает события из жизни трёх поколений французской провинциальной буржуазной семьи, в которой под фасадом благополучия скрыты страшные факты супружеской неверности, предательства и убийств. Представляет интерес и достаточно увлекательный взгляд Шаброля на французскую местную политику. Фильм полон интересных образов и достаточно удачных актёрских ролей, отлично снят и достаточно увлекателен, хотя ему несколько не хватает композиционной плотности и напряжённости, а также всепроникающего чувства страха, которые отличали лучшие работы Шаброля. К слабым сторонам картины следует отнести перегруженный отвлекающими деталями сценарий, а также призванный раскрыть многие тайны немного скомканный монолог тёти Лин в финале картины.[источник не указан 1064 дня]

В ролях

Натали Бай — Анн Шарпен-Вассер
Бенуа Мажимель — Франсуа Вассер
Сюзанн Флон — Тетя Лин
Бернар Ле Кок — Жерар Вассер
Мелани Дутей — Мишель Шарпен-Вассер
Тома Шаброль — Матье Лартиг

Примечания