Царевна-лягушка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Царевна-лягушка
Иллюстрация И. Я. БилибинаИллюстрация И. Я. Билибина
Жанр русская народная сказка
Язык оригинала русский

«Царе́вна-лягу́шка» — русская народная волшебная сказка, вариация бродячего сюжета о заколдованной невесте. Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах — например, в Италии[1] и в Греции[2], а также у бурятов, башкир, татар[3]. В сборнике «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева находится под номером 267—269. По классификации Аарне-Томпсона сюжету присвоен номер 402.

Сюжет

Царь повелел своим троим сыновьям жениться, а невест выбрать так: стать в чисто поле, выстрелить наугад из лука, — на чей двор стрела попадёт, на девушке той местности и жениться. Стрела младшего, Ивана-царевича попала на болото. Он нашёл свою стрелу возле лягушки, на которой пришлось жениться. С заданиями царя для невесток лягушка, в отличие от жён братьев Ивана Царевича, отлично справляется с помощью колдовства (в одной версии сказки), либо с помощью «мамок-нянек» (в другой). Когда царь приглашает Ивана с женой на пир, она приезжает в облике прекрасной девушки. Иван-царевич тайно сжигает лягушачью кожу, чем навлекает проклятие — Лягушка исчезает. Иван отправляется на поиски, находит её у Кощея Бессмертного и освобождает из заточения.

У других народов

Сюжет о царевне-лягушке перешел из русских сказок с некоторыми изменениями в сказочный фольклор ряда других народов России, например башкир и татар. Похожая сказка – опубликованная в 1930 году в сборнике «Легенды и сказки Азербайджана» под названием «Царевич и лягушка», записана инспектором нухинского городского училища В.А.Емельяновым в 1899 году, в городе Нухе (ныне Шеки, Азербайджан)[4]. В азербайджанской версии сказки принцы не стреляют из лука, чтобы выбрать невесту, они бросают девушкам яблоки. И действительно, такой обычай существовал у монголов, живших на территории современного Азербайджана в 17 веке[5]. В заключительном сюжете многослойной бурятской сказки «Ута-Саган-батор», опубликованной впервые в 1903 году, также приводится аналогичный сюжет[3]. При этом в качестве помощниц лягушки в исполнении задания свёкра (шитьё шёлковой рубашки), выступают чёрная собака и белая корова с чёрным пятном на лопатке[6].

Главная героиня

Титульный персонаж этой сказки — прекрасная девушка, оборотень, обычно обладающая познаниями в колдовстве и принуждённая жить какое-то время в облике лягушки. Этот образ рассматривался в науке как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной[7]. Невесты, превосходящие умом и знаниями жениха, довольно распространены в русских сказках.

Адаптации

Иллюстрация Виктора Васнецова

Туризм

Проект «Сказочная карта России» объявил в 2017 г. город Шадринск Курганской области местом рождения Царевны-лягушки и Елены Прекрасной[8]. Связано это с тем, что опубликованная Афанасьевым версия сказки была предоставлена ему шадринским краеведом А. Н. Зыряновым, который предположительно записал её в Шадринском уезде[9].

См. также

Примечания

  1. Italo Calvino, Italian Folktales p 438 ISBN 0-15-645489-0
  2. Georgias A. Megas, Folktales of Greece, p 49, University of Chicago Press, Chicago and London, 1970
  3. 3,0 3,1 Бурятские народные сказки. Баир Дугаров. Мир бурятской сказки. М. Современник, 1990, с. 13
  4. А. В. Багрия, 1930.
  5. Челеби Э., 1983.
  6. Бурятские народные сказки. Ута-Саган-батор. — М.: Современник, 1990.
  7. Описание Царевны-лягушки.
  8. Царевну-лягушку прописали в Шадринске
  9. Шадринская Царевна-лягушка.


Литература