Цам
Цам (монг. Цам; тиб. འཆམ་ (Чам); бур. Сам) — торжественное религиозное служение в форме танца, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) России (Бурятия, Калмыкия, Тува), Монголии, Бутана[1], Непала и Тибета[2].
Данная мистерия является характерной для тибетского буддизма. В других направлениях буддизма подобные мистерии отсутствуют. Предположительно мистерия цам имеет корни в тибетской религии Бон. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий.
Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.
Цам проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.
История
По легенде в VIII веке в Тибете начал распространяться буддизм. Для нейтрализации злых духов монах Бадамджунай (Падмасамбхава) из монастыря Самье провел обряд с использованием ритуального танца[3]. Вторым легендарным моментом истории Цам является убийство монахом жестокого царя Ландарма в 842 году. В XVI веке в память о тираноубийстве в монастыре Ташилунпо начали проводить мистериальные действия. В XVIII веке Цам проникает в Монголию (монастырь Эрдэни-Дзу)[4].
Время Цама
Типы Цама
- разговорный — с диалогами и импровизациями, актёры-ламы разговаривают со зрителями;
- пантомима — с участием от 4—5 до 108 человек;
- посвящённый какому-либо персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Исполняется только посвящёнными монахами, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.
- Дуйнхор-цам или цам Калачакры изображает ожившую мандалу. Танцоры перемещаются по кругу в разноцветных одеяниях и поют мантры.
Функции Цама
- средство, ведущее к просветлению[5];
- способ умиротворения и нейтрализации злых духов[5]
- подготовка человека к смерти, переходу в состояние бардо[6].
Реквизиты, музыкальные инструменты и маски
Маски делаются из дерева или, чаще, из папье-маше. Костюмы (халаты) - из парчи или шёлка. Поверх костюма одевается воротник, а на него бусы с изображением колеса Дхармы. Танцоры также могут держать в руках мечи или булавы-ваджра, символизирующие молнию.
В качестве музыкальных инструментов используются длинные медные трубы-дунгчен (ухэр-бурээ), медные тарелки дэншик, колокольчики (хэнгэрэг), барабаны-дамару и ганлинг, изготавливаемый из кости человека.
Цветовая символика
- Синий - восток.
- Белый - север (Белый Старец).
- Красный - юг (Джамсаран).
- Желтый - запад (также буддизм, понимаемого как желтая вера).
Сюжеты танцев
Главные сцены мистерии:
- танец с мечами в исполнении мирян;
- танец чёрных шапок (шанаги) с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете, однако его убил стрелой во время танца монах в черном плаще и черной шляпе (отсюда "танец черных шапок") Палдже Дордже[6]
- танец с барабанами;
- танец читипати (shin yong)[7] — «хранителей кладбищ»;
- танец зверей: птица, олень, як, лев;
- танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.
Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг — олицетворение Ландармы или его министра Машанги.
Характер и последовательность танца
Кружение, подскоки, покачивание, паузы в сочетании с жестикуляциями рук в форме мудра. Иногда исполнители демонстрируют танец-борьбу где добавляется элемент топания.
Первыми выходят исполнители в масках животных (як и олень), затем появляются скелеты "хранители кладбищ" (хохимаи). В середине представления происходит комедийное выступление Белого Старца. Завершает действо выход быкоголового Чойжила. В финале происходит сожжение символических грехов и неприятностей[8].
Персонажи Цама
- читимати, хохимой или дуртоды - скелеты, сопровождающие бога смерти Ямараджу[5]
- докшиты ("защитники веры" из обращенных демонов)[5] (дхармапала)[9].
- быкоголовый в короне из пяти черепов Чойчжал (Чойджил, Эрлик-Хан, Ямараджа)[5] — главный персонаж Цама. Перед его шествием лили кровь из чаши в форме человеческого черепа[10]
- черноликий Махакала в короне из 5 черепов c ваджрой в руке[5],
- красноликий Джамсаран[5],
- синеликая Лхамо (Дзамунди) со свитой из дакини[5]
- белобородый Белый Старец[5][9] (Цаган Эбуген, Сагаан Убгуна) в белом халате.
- локапалы[9], в том числе светлоликий хранитель севера Кубера[5] (Намсарай)
- Птица Гаруда[9][11]
- Синий трехглазый и рыжеволосый Ваджрапани с булавлй-ваджрой
См. также
Примечания
- ↑ Dances of Bhutan - Colourful and Vibrant Cham Dance
- ↑ 2,0 2,1 Мистерия Цам
- ↑ Монгольская мистерия "Цам"
- ↑ Цендина А.Д. "История цама в Монголии" - сочинение настоятеля монастыря Гандан габджу Эрдэнипэла // Oriental Studies, 2018
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Монгольские маски и их значения — символика тибетского буддизма
- ↑ 6,0 6,1 Цам - танцы гневных буддийских божеств
- ↑ Cham Masks
- ↑ Жигмитова А.А. [Эволюция мистерии Цам в театрализованное действо] // Вестник культуры и искусств, 2017
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Мистерия цам
- ↑ Цам
- ↑ Мистерия Цам (Гаруда)
Литература
- Цам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Вестник Академии наук СССР. М., 1982. С. 117.
- Абзаев В.М. Мистериальный театр цам: дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.01. – М., 1990. – 190 с.
- Жигмитова А.А. Мистерия Цам в современной Бурятии (этнотеатроведческие аспекты): дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.01. – СПб, 2020.
- Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988.
- Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. – Улан-Удэ: Бурят. Ин-т. обществ. наук СО РАН, 1997. – 39 с.
- Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб., 1887. С. 392—403.
Ссылки
- Цам в Тамчинском дацане (отрывок из фильма В. Пудовкина «Потомок Чингисхана», 1928)
- Цам (монгольский документальный фильм)
- Цам в Улан-Баторе, 1989 (видео)