Башкиризация

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Башкиризация — национальная политика в Республике Башкортостан (Башкирии), направленная на усиление роли башкирского языка и культуры, национальных кадров[1], а также на принудительную ассимиляцию близких в культурном плане к башкирам этносов, в первую очередь, татар, проживающих в регионеПерейти к разделу «#Башкиризация татар».

Башкиризация кадров

Известно, что бывший президент Республики Муртаза Рахимов стремился выдерживать квоты по национальностям на вершине власти в республике.[2] Башкиризация затронула от министров высшего уровня до должностей муниципальных уровней.[2][3] По различным данным, от половины до двух третей руководящих постов занимают башкиры, на что в особенности повлияло замена Муртазой Рахимовым большинство министров на башкир.[2] При этом башкиры составляют только 28,79 % всего населения.[4][5]

Государственная политика

Приоритетом политики башкиризации стало развитие юго-восточных районов Башкирии с преобладанием башкироязычного населения, большая часть инвестиций всего региона вкладываются в эти районы.[6][7][2]

В ходе переписей населения была выявлена целенаправленная политика записывать людей других национально­стей башкирами для увеличения веса башкир.[8]

Работа республиканского телевидения строится с расчетом только на башкирскую часть населения.[8]

Башкиризация татар

Предки татар, проживающих на территории современного Башкортостана, поселились в данных краях не позднее XII века и окончательно сформировались в единую общность в XIV—XV веках.[7][9][10]

Башкирская Республика была провозглашена 28 ноября 1917 года и занимала северо-восток и юго-восток нынешнего Башкортостана, а также частично территории нынешней Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. Были попытки присоединить оставшуюся часть Уфимской губернии в состав Автономной Татарской Советской Социалистической Республики через референдум, но референдума в конечном итоге проведено не было, и эта территория директивным методом была в 1922 году включена в состав Башкортостана, что стало одним из главных причин возникновения тут «татарского вопроса».[7]

Наступление на национальные права татар БАССР шла через использования вопроса о национальной идентификации в период проведения переписей населения СССР. Комплексная и целенаправленная политика башкиризации началась в 1970-х годах, через ликвидацию статуса татарского языка как государственного, фальсификацию переписи 1979 года для увеличения доли башкир, введение в татарских школах в качестве родного башкирского языка или закрытия татарских школ.[7] Главной причиной проведения такой политики был страх правящей партийной элиты Башкирского обкома КПСС потери статуса автономной республики из-за снижения численности республикообразующего этноса, то есть башкир.[7]

В 1960—1970‑е года, в связи с ростом образовательного уровня и национального самосознания башкир, в республике утвердилась тенденция к ограничению сферы действия татарского языка, вытеснению татар с ответственных постов в государственных и партийных органах, из средств массовой информации, вузов, учреждений культуры и других сфер с последующей заменой их башкирскими кадрами,[10] через ликвидацию статуса татарского языка как государственного, фальсификацию переписи 1979 года для увеличения доли башкир, введение в татарских школах в качестве родного башкирского языка или закрытия татарских школ.[10]

В 1959—1979 годах привилегий для лиц титульной национальности в Башкортостане стало ещё больше.[11] От татарских писателей требовали, чтобы они печатались на башкирском языке, татарские художники и музыканты могли рассчитывать на успех, только заявив себя башкирами. Татарину было непросто стать чиновником или директором предприятия.[11]

Второй этап башкиризации татар начинается после утверждения в должности Президента М. Г. Рахимова, который был нацелен на фальсификацию итогов переписей 2002 и 2010 годов,[7][12] на реальную смену этноязыковой идентичности татароязычного населения Башкортостана, ущемление как национально-культурных прав, так и экономико-политических интересов,[6][11] что также способствовало к его отставке в 2010 году.[7] В 2003—2009 годах прекращено обучение на татарском языке в 217 школах в связи с их переводом на башкирский язык обучения.[13]

И уже при переписи 2010 года, при управлении республикой Рустэмом Хамитовым, башкирский национализм пошел на спад, ослаб и не наступает.[12] Однако, по информации научного сотрудника Казанского Института языка, литературы и искусств Дамира Исхакова, глава республики Радий Хабиров уже в 2020 году возложил на ведущего исторических программ на телеканале «БСТ» Салавата Хамидуллина, новые обязанности — заниматься переписью 2020, ездить по деревням Башкортостана и уговаривать всех записаться башкирами,[14] и который позже, в сентябре 2021 года под ником «Malevich» в телеграм-канале интернет-издания «Миллиард татар», занимался оскорблением и троллингом разных национальностей, в основном татар и чувашей, при этом используя нецензурную брань.[15]

Рост численности башкир в данные периоды был обусловлен действиями властей в период проведения всеобщих переписей населения, в частности, административным давлением на респондентов, с целью заставить их записываться башкирами.[11] В XX веке в Башкортостане более 590 исторических татарских деревень в западном и северо-западном регионах республики были переписаны в башкирские, так по справке, составленной научным сотрудником Казанского Института языка, литературы и искусств Дамиром Исхаковым, на анализе данных переписей 1926—1979 было установлено, что за этот период в 373 населенных пунктах БАССР, местное население переписано с татар на башкир,[16] а с 1989 по 2002 годах, проживающие в 219 татарских деревнях жители, переписаны башкирами, а сами деревни — башкирскими.[13]

В октябре 2021 года журналист Рамис Латыпов побывал в деревнях Илишевского района Башкортостана, где по официальным данным проживают 78 % процентов башкир, и пообщавшись с жителями убедился, что при переписи татар, удмурт и марийцев переписывают в башкир, после чего жителям навязывается башкирский язык, на татарское население оказывается административное давление, местная пресса на татарском языке старается не использовать слово «татары», все больше пишут вместо татарского языка «родной язык».[17]

Реакция

Выступая 20 февраля 2020 года, на седьмом заседании Госсовета Татарстана шестого созыва, Депутат парламента Республики Татарстан Рамиль Тухватуллин предложили противостоять политики башкиризации в Башкортостане и заявил, что до 200 тысяч татар в Башкортостане во время прошлых переписей населения были записаны башкирами, в результате политики башкиризации, и на северо-западе Башкортостана замечены попытки пропаганды идеи северо-западного диалекта башкирского языка, которая предполагает, что родным языком татароязычного населения западных районов РБ является не татарский, а башкирский язык.[18][19]

Ранее известный этносоциолог Валерий Тишков заявлял, что в при Рахимове в переписи не менее 100 тысяч человек было переписано в башкиры, а также, что в республике отдается предпочтение одной группе и большинство мест в правительстве Башкортостана, законодательном собрании принадлежит башкирам — и это явно не демократично с точки зрения гражданских прав, не правильно.[12]

Также в средствах массовой информации появляются материалы, о том, что татарское население, проживающие в Башкирии, периодически жалуется, что их склоняют к фальсификации данных в переписях населения, в татарских деревнях по домам хотят агитаторы, призывая записываться башкирами.[20][21]

Правительственные чиновники Республики Башкортостан также не отрицают, что в республике идет процесс башкиризации. По словам Сергея Кабашова, заместителя заведующего отделом Кабинета министров, 16 из 33 министров являются башкирами. А со слов Ильдара Юлбарисова, отвечающего за национальные отношения в администрации Президента, Рахимов стремился выдерживать квоты по национальностям на самой вершине власти, и башкиризация затронула не только министров, но и все влиятельные должности.[2]

В середине ноября 2021 года научный руководитель Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Валерий Тишков, на заседании экспертного совета федерального агентства по делам национальностей, в Москве назвал представителей Башкортостана, заместителя премьер-министра РБ Азата Бадранова, заведующего отделом социокультурного анализа Института стратегических исследований РБ Юлдаша Юсупова и ведущего научного сотрудника Азата Бердина, проводниками «крайних проявлений башкирского этнонационализма». С его слов, именно эти люди, используя статус федеральных экспертов и даже ресурсы президентского гранта для НКО, осуществляли программу сооружения в татарских районах памятных стел с написанием названий мифических башкирских родов, переквалицификацию местного татарского языка в северо-западный диалект башкирского языка и вели агитацию среди населения данного региона Башкортостана с призывом записаться башкиром в ходе переписи населения.[22]

Примечания

  1. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 «Regional Sepаratism in Russia: Ethnic Mobilisation or Power Grab?» Europe-Asia Studies. — 1998. — Vol.51 . — №.2 . — P. 245—274.А вторский перевод Кучумова И. В. 1999.
  3. Филатов С., Щипков А. Башкортостан: религия и власть // Дружба народов. 1996. № 5. С. 99.
  4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2021. Архивировано 30 апреля 2020 года.
  5. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. Архивная копия от 13 мая 2020 на Wayback Machine: см. Архивная копия от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Государственная программа возрождения и развития башкирского народа: Проект. Уфа, 1995. С. 33, 53, 71.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Төбәк тарихы буенча журнал [Родной край: Краеведческий журнал]. Специальный выпуск. I. Казан: Бөтендөнья татар конгрессы. 2020. С. 151—168.
  8. 8,0 8,1 Иванова Ю. В. «Этническая проблема Башкортостана». Уфа.. Дата обращения: 19 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  9. История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Коллективная монография. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. — 464 с. + 4 с. цв. вкл.
  10. 10,0 10,1 10,2 Башкортостан. Татарская энциклопедия.. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 17 апреля 2022 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Горенбург Д. Татары — башкиры — снова татары: изменения: изменения этнической идентичности в Башкортостане // Обретая себя: проблемы идентичности тюркского населения Урало-Поволжья на страницах зарубежных исследований. Казань, 2006.
  12. 12,0 12,1 12,2 Валерий Тишков: «При Рахимове в переписи 2002 года наверняка не менее 100 тыс. татар переписали в башкиры». Дата обращения: 18 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  13. 13,0 13,1 Татарско-башкирский вопрос в переписи населения. Борис Семенов. ИП «Уфимский Журнал» (Республика Башкортостан), 13 апреля 2010 года.. Дата обращения: 19 июня 2021. Архивировано 28 ноября 2019 года.
  14. Дамир Исхаков: «Татары в Башкортостане фактически на втором месте после русских».. Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  15. Кто такой «Malevich» или разоблачение Салавата Хамидуллина.. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  16. Историк, политолог, кандидат исторических наук Гарифуллин И. Как из татар "делали" башкир. Часть I.. Дата обращения: 1 октября 2021. Архивировано 1 октября 2021 года.
  17. Казанский журналист выявил фальсификации данных переписи населения в Башкортостане.. Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  18. В Госсовете Татарстана предложили противостоять башкиризации татар.. Дата обращения: 31 июля 2021. Архивировано 31 июля 2021 года.
  19. Ринат Гатауллин: «Башкортстанда татарларга каршы иң күп сөйләүчеләр үзләре татар».. Дата обращения: 31 июля 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.
  20. «Почему меня заставляют стать башкиром, что за цирк?». Дата обращения: 31 июля 2021. Архивировано 31 июля 2021 года.
  21. Как татарам Чекмагушевского района Башкортостана пытались навязать «башкирскую» историю.. Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  22. «Вот они, красавчики! Это они насаждали «башкиризацию»: Тишков возмущен башкирскими экспертами нацсовета.. Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.

Литература

  • Сафин Ф. Принципы этнополитического развития Башкортостана. М., 1997.
  • Горбачев А. А. Языковая политика в Башкортостане в сфере школьного образования (1970—2010 гг.). дис. … кандидата исторических наук: 07.00.02. Казань, 2012. — 250с.
  • Горенбург Дм. Татары — башкиры — снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане// Обретая себя. Серия «Башкортостан в зарубежных исследованиях». Казань 2006. С.103-126.
  • Образование Башкирской автономной Советской социалистической республики. Сборник документальных материалов. Уфа, 1959. — 990с.
  • Кульчик Ю. Этнополитические процессы в Башкортостане. М., 1992. С. 37.
  • Халим А. Книга печали, или Записки аборигена. Вильнюс, 1991. C. 166.
  • Slezkine Yu. The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism // Slavic Review. 1994. Vol. 53. No. 2.