Перейти к содержанию

Храм Святого Александра Невского при Министерстве иностранных дел Российской империи

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Домовый храм
Святого Благоверного Князя Александра Невского
при Министерстве иностранных дел
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Санкт-Петербургская
Архитектор Карл Росси
Основатель Николай I
Строительство 1828
Дата упразднения 1917 год

Храм Святого Благоверного Князя Александра Невского при Министерстве иностранных дел Российской империи — домовый храм Санкт-Петербургской епархиий Русской православной церкви при бывшем Министерстве иностранных дел Российской империи.

Построен в 1828 году в Санкт-Петербурге[1]. Ныне является частью музейной экспозиции Государственного Эрмитажа[2].

История

Этот храм в честь святого князя Александра Невского являлся домовым храмом в правительственном здании, возведённом архитектором Карлом Росси, при Министерстве иностранных дел (МИД) Российской империи. Ансамбль правительственных зданий расположен на территории от реки Мойки до Невского проспекта, и МИДу была отдана его левая часть.

Храм Святого Александра Невского не был единственным в этом здании: при Главном штабе был устроен храм Святого Георгия Победоносца, оформленный при участии Н. А. Ткачёва; он не сохранился[3].

Высочайшее повеление об устройстве храма дано 1 марта 1827 года, когда строительство уже было закончено, поэтому потребовалось переделывать готовое помещение — оно размещалось на четвёртом — последнем — этаже здания по Певческому проезду. Постройку контролировали члены строительной комиссии, управляющий кабинетом граф Дмитрий Гурьев, Лев Сенявин, князь Александр Урусов и другие лица. Обязанности главного наблюдателя исполнял коллежский советник Ошеметков[4].

Площадь церковного помещения составила 133 м² (прямоугольник со сторонами 19 на 7 м[5]). Освещался храм через окна в алтаре и люкарну в куполе. Внутренняя отделка была выполнена в стиле ампир: стены покрыты искусственным белым мрамором с голубыми коринфскими пилястрами, капители которых были посеребрены, как и карниз со сложным профилем.

Иконостас заказали у охтинских резчиков Николая Тарасова и Василия Бобкова, он был одноярусным и вырезан из сосны, отличаясь белым с серебром цветом. Царские врата позолоченные с резными виноградными ветками и листьями, наверху в лучах позолоченный голубь.

Академик Василий Шебуев для этого иконостаса написал четыре образа, за эту работу ему заплатили тысячу рублей[5]. Три картины, посвящённые Божией Матери, выполнил профессор Антонио Виги[5]; их разместили на стенах храма в посеребрённых рамах. Алтарная картина — запрестольный образ — изображала Воскресение Христово. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна копией этого образа украсила свою комнату для молитв в крепости Бип в городе Павловске[5].

Иконы в храме были следующие[6]: справа от входа образ святого князя Владимира, слева — Андрея Первозванного, в простенках справа — снятие со креста, слева — Рождество Христово. Справа у клиросов икона святого Александра Невского, слева — Николая Мирликийского Чудотворца; на южной стороне в арках Введение во храм Пресвятой Богородицы, на северной стороне — Рождество Пресвятой Богородицы, на западной Успение Пресвятой Богородицы.

В парусах купола четыре евангелиста, на аналоях у правого клироса образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», у левого образ Александра Невского; на Царских вратах картина Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, на боковых дверях Архангелы Михаил и Гавриил, в центре — Спаситель и Божия Матерь, а над Царскими вратами изображение Тайной вечери. Евангелистов изобразил художник Лейбин[6].

Искусственное освещение обеспечивали, помимо бра и панакадила, четыре деревянных посеребрённых канделябра с 11-ю рожками («рукавами»)[5], что позволяло зажигать 44 свечи. Бра для стен по пять свечей в каждой и паникадило на 25 свечей изготовил мастер Гедет из позолоченной бронзы. Пол покрыли дубовым паркетом, солея возвышена на две ступени, клиросы сделали из чугуна и позолотили, хоругви из серебряного глазета с золотыми кистями и бахромой с резными деревянными позолоченными древками.

Престол сооружён из дуба, на нём Евангелие, крест и серебряные позолоченные дарохранительницы с фарфоровыми образами. На сосновом жертвеннике размещалась малахитовая дарохранительница и образ с сюжетом «Моление о чаше» — дар товарища министра Николая Муханова. За алтарём расположена ризница, предусмотрена комната для министра и квартира для священника. Для шитья церковных облачений использовали дорогие материи: малиновый бархат, белый глазет, зелёный шёлк и т. п.

Храм освятил 2 сентября по ст. ст. 1828 года архимандрит Евгений из Александро-Невской лавры, антиминс освящён епископом Никанором[4].

Храм был окружён заботой различных лиц, в первую очередь государственных. Среди них можно упомянуть управляющего Министерством Льва Сенявина, вице-директора Александра Озерова и бывшего министра, князя Александра Горчакова, Алексея Евреинова и Василия Поленова.

Метрические книги вели с 1829 года, а церковным хозяйством заведовал специально выделенный для этого чиновник. Причт на жаловании и состоял из иерея-настоятеля и двух псаломщиков, к которым в 1856 году добавили диакона на диаконскую вакансию. Кроме того, причту полагались казённые квартиры с отоплением и освещением, а также часть церковных доходов[7].

Первым настоятелем назначили молодого проповедника и богослова Ксенофонта Делекторского, исполнявшего обязанности вплоть до своей кончины в 1842 году; после него настоятелем храма при доме МИД определён в том же году Константин Боголюбов, магистр СПбДА XI курса (1835 г.), профессор СПбДС, бакалавр академии (1838), преподаватель Закона Божия в реформатском училище и наблюдатель преподавания православного Закона Божия в немецких училищах Санкт-Петербурга[7].

В 1848 году над храмом появился деревянный оштукатуренный купол с железным позолоченным 4-конечным крестом и с восемью вертикальными окнами: он заменил двойные белые стекла, давшие течь. В 1861 году серебряные покрытия декоративных украшений заменили на золочёные по левкасу, а именно: лучи Всевидящего ока, рамы окон, карнизы и прочее.

Примечания

Литература