Перейти к содержанию

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приходской храм
Николая Чудотворца
в Хамовниках
Координаты: 55°43′55″ с. ш. 37°35′29″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва, улица Льва Толстого, 2
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Московская
Архитектурный стиль Русское узорочье
Первое упоминание 1625 год
Строительство 16791682 годы
Статус Герб ОКН
Состояние Действующий
Сайт nikola-khamovniki.ru
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (Центральный административный округ)
Точка

 памятник архитектуры (федеральный)

Храм Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках (Храм Святителя Николая в Хамовниках, Николо-Хамовнический храм) — храм Центрального благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Расположен в центре Москвы, рядом со станцией метро «Парк культуры» и Фрунзенской набережной.

Храм построен в 16791682 годах в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.

При храме работают воскресная школа и православная гимназия.

История

Фотография из альбома Николая Найденова. 1883 год

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году, в 1657 году он был уже каменный, а в 1677-м храм уже назван своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующий храм заложен несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 года при царе Фёдоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с южным приделом святителя Алексия, митрополита Московского, и колокольня были пристроены позднее (антиминс для придельного престола был выдан 17 декабря 1694 года). В 1757 году в трапезной был устроен северный придел во имя новопрославленного святителя Ростовского Димитрия (в 1872 году переосвящён в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»).

В 1812 году во время Отечественной войны храм был разорён внутри, но быстро восстановлен. В трапезной были установлены новые иконостасы приделов в стиле классицизма, сохранившиеся до наших дней. В 1845 году в храме появилась настенная роспись, несколько позднее был «обновлён» главный храм (освящён митрополитом Московским Филаретом 2 октября 1849 года). В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Во время большевицкого изъятия церковных ценностей в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья из храма были вывезены 5 пудов 28 фунтов 12 золотников серебра[1][2]. В 1922 году по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей арестован настоятель храма Павел Лепёхин, осуждён Московским революционным трибуналам к пяти годам заключения. В 1923 году освобождён по амнистии[3].

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960). Храм почти полностью сохранил внутреннее убранство XIX века; сохранились и старинные колокола (старейший относится к 1685 году). В 1959 году при прокладке Комсомольского проспекта церковная ограда была перенесена ближе к храму[2].

В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов (1728 кг).

В 2008 году храм Святителя Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Ко храму Святителя Николая приписан храм иконы Божией Матери «Умиление» при Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени Сербского.

Архитектура

Церковь Николая Чудотворца — типичный пятикупольный посадский храм второй половины XVII века с характерно ориентированным планом («кораблём», когда трапезная и колокольня поставлены на главную ось церкви) и традиционным завершением глухого сомкнутого свода ярусами кокошников[4][5]. Основной объём своей высотой, большими симметрично размещёнными окнами и строгим чередованием крупных кокошников, в нижнем ряду напоминающих закомары, похож на «соборный» тип храма[5]. Детали декора немногочисленны и лаконичны (особенно в сравнении с такими богато украшенными посадскими храмами как церковь Николы в Столпах и церковь Николы в Пыжах); они ограничиваются наборными наличниками и изразцами в кокошниках. Зодчие отказались от обычной для русского узорочья нарочитой запутанности декора фасада; внутренняя бесстолпная конструкция храма наглядно выражена в оформлении фасада. Архивольты средних «закомар» опираются здесь на своего рода кронштейны (верхняя часть которых находится на уровне пят свода), а не на обыкновенные для русского зодчества колонки или лопатки. Немногочисленность и однотипность декора компенсируется яркой раскраской фасада. Красно-зелёная роспись наличников, оттенённая белизной стен, перекликается с зелёным цветом помещённых по три внутрь кокошников ромбовидных «муравлёных» изразцов[4][5][2].

Изящная, богато украшенная колокольня храма — один из лучших примеров архитектуры русского узорочья[6]. Высота её увеличена за счёт введения в восьмерике дополнительного этажа под ярусом звона; таким образом колокольня стала одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы[4]. Четверики, восьмерик и шатёр колокольни плотно заполнены декором. На западной стене четверика, над входом, размещены три окна. Боковые окна помещены в наборные наличники, а пяты килевидного завершения среднего окна опираются на верхние карнизы боковых окон. Восьмерик украшен ширинками с многоцветными «поливными» изразцами, плотно зажатыми между угловыми филёнками. В нижней части рёбер шатра, над килевидными зубчатыми кокошниками, вставлены дополнительные маленькие кокошнички. На гранях шатра в три яруса размещены окошечки-«слухи» (всего их 32); в нижнем ряду они двойные и увенчаны горками из трёх кокошничков. Всё это, по мнению искусствоведа И. Л. Бусевой-Давыдовой, создаёт ощущение предельной заполненности пространства декором, полной исчерпанности свободного поля[5].

Внутреннее убранство храма относится к XIX веку[4]. На северной стене сохранились надгробные таблицы XVIII века, следы существовавшего при церкви приходского кладбища[2].

Духовенство

Святыни

Внутреннее пространство храма

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».

Прочие сведения

Настоятели храма

Примечания

  1. Черная книга: («Штурм небес») : сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей / сост. А. А. Валентинов; с вводной ст. Петра Струве. — Париж : Изд. Рус. нац. студ. об-ния, 1924. — С. 261. — 294 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Никита Брусиловский. Церковь Николы в Хамовниках. Узнай Москву. Дата обращения: 9 июля 2022.
  3. Лепехин Павел Васильевич. База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.». ПСТГУ–ПСТБИ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. Дата обращения: 16 мая 2024. Архивировано 16 мая 2024 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ильин, Моисеева, 1979, с. 467.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Бусева, 1996, с. 426-457.
  6. Ильин, Моисеева, 1979, с. 37.
  7. В Крыму погиб московский священник Александр Шумский. Интерфакс-Религия (17 сентября 2020). Дата обращения: 17 сентября 2020.
  8. Духовенство Храма Святителя Николая. Храм Святителя Николая в Хамовниках. Дата обращения: 1 декабря 2019.
  9. Васькин А. А. Московские адреса Льва Толстого. — М.: Спутник+, 2012. — ISBN 978-5-9973-1700-3. Архивная копия от 28 июля 2013 на Wayback Machine
  10. Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Киселевск, Страница прихода.
  11. Мирей Матье: «Я принесу лепестки роз в храм Николая Угодника в Хамовниках». Сетевое издание "Вечерняя Москва".
  12. Указ У-02/42 от 5 февраля 2018 года // протоиерею Андрею Овчинникову — Московская городская епархия Русской Православной Церкви. moseparh.ru. Дата обращения: 16 февраля 2018.
  13. Указ № У-02/125 от 26 июля 2019 года // епископу Павлово-Посадскому Фоме. moseparh.ru. Дата обращения: 3 мая 2020.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. Архитектура XVII века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI– XVII века. — М.: Ладомир, 1996. — С. 426—457.
  • Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье : справочник-путеводитель. — М.: Искусство, 1979.

Ссылки