Хозяйственный учёт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Хозяйственный учет — количественное отражение и качественная характеристика всех сторон хозяйственной деятельности с целью её изучения, контроля и управления[1]. Основной целью хозяйственного учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения позиции организации на рынке, выявления положения предприятий — конкурентов.

Состав хозяйственного учёта

В состав хозяйственного учёта входят три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский, каждый из которых выполняет свои задачи, но все три представляют собой единую систему учёта.

Оперативный учёт (или оперативно- технический) осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами. С помощью оперативного учёта управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии об объёмах выпущенной продукции, её продаже, о наличии производственных запасов. Источником информации для получения таких сведений могут быть как документы, так и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме. Оперативный учёт может прерываться во времени, и надобность в нём появляется по мере необходимости.[1] Целью оперативного учёта является быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации, уточняющий данные бухгалтерского учёта о себестоимости и выпуске продукции, расходе фонда заработной платы, рентабельности и ряда других показателей делового цикла. Посредством оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип ажура. Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательности документирования операций.

Статистический учёт изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях её развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учёт и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативного учёта.[1]

Бухгалтерский учёт изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в натуральных показателях, так и в денежном выражении. Из определения следует, что в бухгалтерском учёте имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, фондов, кредитов и т. д.

Бухгалтерский учёт использует все виды учётных измерителей, но особое значение придается денежному, так как именно его использование позволяет обобщать в единый информационный комплекс различные явления и виды деятельности. Важнейшей отличительной чертой бухгалтерского учёта является его строгая документальность. Исходя из этого, бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем полного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт отличается от других видов учёта тем, что:

  • осуществляет сплошное отражение всей хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов хозяйственных процессов, происходящих на предприятии;
  • осуществляется непрерывно во времени. Это означает, что происходит постоянное наблюдение и отражение всех хозяйственных операций без пропусков во времени;
  • каждый хозяйственный факт оформляется документально бумажным первичным документом или машинным носителем информации, который имеет правовую основу, согласно ему устанавливается ответственность за выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу;
  • все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные и трудовые показатели;
  • ведется с обязательным использованием специальных приемов и методов;
  • строго регламентирован законодательными и нормативными документами.[источник не указан 968 дней]

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта

Главным методологическим центром бухучета в России является министерство финансов. Выделяют 4 уровня нормативного регулирования:

  • законодательный уровень, законы и иные законодательные акты (указы президента, постановления правительства), регулирующие постановку учёта в организации. Особое место занимает Федеральный закон «О бухгалтерской учёте». В нём закреплена обязанность предприятий в ведении бухгалтерского учёта, кроме того, установлены основные правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта. Кроме этого закона, на этом уровне важными являются Гражданский и Налоговый кодексы РФ;
  • положения по бухгалтерскому учёту. Здесь обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учёта как в общем, так и применительно к определённым видам деятельности;
  • методологические указания и рекомендации по ведению бухгалтерского учёта. Одним из важнейших документов здесь является План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению;
  • занимают рабочие документы организации, формирующие направленность ведения бухгалтерского учёта в методическом, техническом и организационном аспектах.

Функции хозяйственного учёта

  • Контрольная функция осуществляет контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. Контроль — проверка с целью обеспечения правильности и законности определённых действий. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Различают их по времени проведения. Предварительный контроль проводится до совершения операции, текущий — во время совершения хозяйственной операции, последующий (заключительный) — после её проведения.
  • Информационная функция для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия.
  • Обеспечение сохранности собственности — функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности.
  • Функция обратной связи формирует и передает информацию обратной связи, то есть информацию о фактических параметрах развития объекта управления.
  • Аналитическая функция — для анализа финансовой и производственно- хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Все виды учёта тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и в своей совокупности образуют систему хозяйственного учёта. Различие между ними состоит в том, что в каждом из них применяются специфические методы получения учётных данных и их обработки, и последующей группировки.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бухгалтерский хозяйственный учет. center-yf.ru. Дата обращения: 13 декабря 2016.