Хидатса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хидатса
Численность 555[1]
Расселение Северная ДакотаСеверная Дакота
Язык английский, хидатса
Религия христианство, анимизм, церковь коренных американцев
Родственные народы кроу, манданы
Большая деревня хидатса, художник Джордж Кэтлин
Ариихириш, вождь хидатса. Художник Карл Бодмер
Танец скальпа у хидатса. Художник Карл Бодмер

Хида́тса (на языке соседнего племени манданов — миннетари) — индейское племя, говорящее на языке сиуанской семьи. Входит в союз трёх племён — манданов, арикара и хидатса. Язык хидатса довольно близок языку племени кроу. Современное племя хидатса возникло в результате объединёния трёх племён с различной историей: собственно хидатса, аватикса и аваксави (Bowers 1965). Племена объединились после их переселения на реку Миссури.

В результате совместного проживания с соседями-манданами было заключено много смешанных браков; в результате, как правило, манданы понимают язык хидатса и наоборот.

Название

Самоназвание — Hiraacá (Хираака). Согласно племенной традиции, слово hiraacá происходит от названия дерева «ива». Современное название хидатса раньше носила одна из трёх племенных групп. Когда группы объединились, название было принято для народа в целом.

Их союзники, манданы, называют их минитари («Они Пересекли Воду»)[2]; ассинибойны знают их как хевактукта (ȟewáktųkta)[3].

Первые франкоканадцы, появившиеся в районе реки Миссури, назвали их гровантрами («Большие Животы»)[2], и их часто путали с настоящими гровантрами, племенем, обитавшем на Великих равнинах. В дальнейшем, чтобы отличать эти два народа, первых стали называть гровантрами Миссури, а вторых гровантрами Равнин[4].

Группы хидатса

B исторических отчётах начала XVIII века выделяются три тесно связанные группы, к которым применялся общий термин хидатса. Три ветви хидатса говорили на различных диалектах и их культура немного отличалась. Согласно устным преданиям, раньше они жили отдельно[5].

  • Хираака или собственно Хидатса («Люди Ивы») — самая многочисленная полуоседлая группа, отделились от аваксави в верховьях реки Ред-Ривер. Были последней группой прибывшей на Миссури. Жили на северном берегу реки Найф, вблизи манданов, от которых они переняли сельское хозяйство и постоянные деревни. Их территория простиралась вверх по Миссури, занимая ее западные притоки, а также регион реки Маус и озера Девилс на северо-востоке. В 1797 году, согласно Дэвиду Томпсону, деревня хираака состояла из 82 земляных домов.
  • Аватикса[5] («Высокая Деревня») — небольшая и малочисленная группа. Согласно их преданиям, они всегда занимали возвышенности на реке Миссури, в частности, вокруг и вверх по течению от района Пейнтед-Вудс (англ. Painted Woods)[6], вблизи современного города Уошбёрн[англ.]. Длительное присутствие аватикса на реке Миссури подтверждается их более развитым сельским хозяйством и циклом мифов и церемоний, которые имеют больше сходства с манданами, чем с хираака и аваксави.
  • Аваксави[5] («Деревня На Холме») — ранее кочевали на востоке, в районе Ред-Ривер, а затем занимались земледелием на озере Девилс. Позже они обитали ниже по течению от устья реки Харт. Были в культурном и диалектном отношении наиболее отличающимися от двух других групп. Когда аваксави прибыли к Миссури, аватикса уже проживали тут. Аваксави также жили в области Пейнтед-Вудс, вокруг Сквер-Бьюттс (англ. Square Buttes), где сохраняли дружеские отношения с манданами. Аваксави находились ниже по течению Миссури, возле манданов, где Льюис и Кларк в 1804 году описали руины их деревни. До эпидемии оспы 1782 года у них было мало врагов. Хираака охотились вверх по течению от места их деревень и ниже реки Найф на Миссури. Здесь, между реками Найф и Йеллоустон, они стали достаточно многочисленными, чтобы противостоять атакам ассинибойнов, которые тоже охотились в этом районе, но редко зимовали близ Миссури. Позднее аваксави переместились вверх по течению Миссури и попытались построить постоянную деревню выше реки Найф, но их вытеснили хираака. Война, вспыхнувшая между ними, длилась три года. Аваксави переехали вниз по течению и обосновались на территории современного округа Су. Конфликт с хираака и временное проживание ниже манданов происходили до 1782 года, так как во время первой зафиксированной эпидемии оспы на Равнинах, аваксави уже находились в районе Пейнтед-Вудс[7].

Все три группы хидатса жили близ реки Миссури недалеко от манданов уже к 1765 году[5]. Они, как правило, были в мирных отношениях друг с другом, но время от времени вспыхивали конфликты, самый серьезный из которых привёл к трёхлетней войне между аваксави и хираака. С конца XVIII века до 1837 года эти три группы продолжали жить в отдельных деревнях, но увеличение числа смешанных браков между ними разрушило старый обычай деревенской эндогамии и сопровождалось быстрым процессом культурного выравнивания различий между деревнями. В начале второй половины XIX века все три группы хидатса объединились, отказавшись от раздельной церемониальной и социальной организации. Объединение не прошло безболезненно и в последующие годы порой приводило к ряду проблем[8].

История

Земли хидатса, манданов и арикара согласно договору 1851 года
Территория резервации Форт-Бертольд в 1870 г.
Форт-Бертольд в 1886 году, деревни Подобная Рыболовному Крючку и вождя Высоко Летящей Вороны

Впервые хидатса упоминаются в конце XVIII века, а после 1781 года в их поселениях практически всё время находился кто-нибудь из белых торговцев. Дэвид Томпсон, сотрудник Северо-Западной компании, в 1790-х годах посещал поселения хидатса[9]. В 1781 году все три группы хидатса пострадали от эпидемии оспы и сократились в численности до 2000 человек — менее половины от того, что было ранее. В результате этого, а также постоянных атак со стороны янктонаев, лакота и ассинибойнов выжившие хираака, аватикса и аваксави перенесли свои поселения поближе друг к другу и к манданам. Хидатса и манданы после 1781 года стали ближайшими союзниками. Иногда между ними всё же возникали вооружённые стычки, а в 1812 году хидатса даже убили Шехеке, вождя манданов.

Хидатса играли одну из главных ролей в торговле племён Великих равнин, их поселения посещали равнинные кри, шайенны, арапахо, кроу, кайова, кайова-апачи и команчи[10]. 1830-е и 1840-е годы оказались чрезвычайно сложными для хидатса. В 1834 году сиу полностью уничтожили деревни аваксави и аватикса[11]. Оставшиеся в живых поселились вместе с манданами, а аватикса в конце концов построили поселение недалеко от хираака. В 1837 году племя вновь пострадало от эпидемии оспы, хотя не столь ужасно, как манданы, потеряв более 60% от своей численности. Аваксави и аватикса понесли большие потери, но более многочисленные хираака, которые рассредоточились на небольшие группы, пострадали заметно меньше. Между 1837 и 1845 годами аватикса и аваксави жили вместе с манданами и арикара, а позднее решили переселиться на север и построить единственную укреплённую деревню в излучине реки Миссури на территории современного штата Северная Дакота. Манданы также последовали за ними. Новое поселение, основанное в 1845 году, стало известно как Деревня Похожая На Рыболовный Крючок или Подобная Рыболовному Крючку[5]. Вскоре рядом с деревней был построен форт Бертольд. Хираака, которых тоже пригласили в новую деревню, отклонили это предложение. Они решили уйти к речным кроу и начать кочевать вместе с ними. На пути вверх по реке на запад их настигла зима, и они остановились в деревне аватикса, аваксави и манданов. Весной, хираака решили не уходить к кроу и остались в деревне.

В 1851 году племя подписало договор в форте Ларами, который определил границы территории хидатса, манданов и арикара, а с 1853 года начало ежегодно получать от правительства США ренту в товарах[8]. Хотя название самой многочисленной группы хидатса стало использоваться для всех трёх групп, даже в 1860-х годах аваксави и аватикса пытались ставить отдельные лагеря во время летней охоты на бизонов. Однако к началу XX века различия между подразделениями и их диалектами стали размытыми, а ко второй половине XX века практически исчезли. Три группы больше не могли поддерживать свои прошлые отдельные социальные и церемониальные организации и были вынуждены создать единое, хотя и разнородное сообщество.

Хотя хидатса и манданы занимали разные части деревни и продолжали придерживаться собственных церемоний и ритуалов, их взаимовлияние усилилось. В 1864 году вблизи их поселения был установлен постоянный армейский пост. Примерно в 1871 году конфликты среди хидатса привели к тому, что большая часть племени под руководством вождя Высоко Летящая Ворона ушла из деревни и основала собственное поселение, ставшее известным как Деревня Плохих Земель, в месте слияния рек Миссури и Йеллоустон. Эта группа хидатса отказывалась получать правительственные пайки и оставалась вне резервации до 1894 года[12], после чего армия США вернула её обратно.

В 1886 году хидатса, манданы и арикара подписали новый договор с правительством США, который сократил территорию резервации Форт-Бертольд[13]. В XX веке племена смогли добиться денежной компенсации за потерянные земли[14].

Демография

Численность хидатса в 1804 году, согласно Льюису и Кларку, составляла 2 100 человек, из которых 600 были воинами. Эпидемия оспы сократила их численность до 800 человек, а к 1850 году они уменьшились до 700[8]. В 1881 году, согласно сообщениям индейского агента, хидатса насчитывали всего 445 человек. В 1905 году их численность выросла до 471 человек, а в 1910 до 547. В 1930 году их было 528 человек, а в 1937 году — 731[15]. В 2010 году численность чистокровных хидатса, не смешанных с манданами и арикара, составляла 555 человек[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 2010 Census CPH-T-6. American Indian and Alaska Native Tribes in the United States and Puerto Rico: 2010. www.census.gov. Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 9 декабря 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Стукалин, 2008, с. 100.
  3. AISRI Dictionary Database Search—prototype version. Assiniboine. "Montana". Дата обращения: 7 июля 2012.
  4. Стукалин, 2008, с. 26.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Стукалин, 2008, с. 101.
  6. Bowers, Alfred W. History of the Mandan and Hidatsa: A significant resource for Plains anthropology (англ.). — 1948. — P. 17—18.
  7. Dunn, Adrian R. A history of old Fort Berthold (англ.). — Bismarck, 1963. — P. 159.
  8. 8,0 8,1 8,2 Стукалин, 2008, с. 102.
  9. Wood, Raymond W. and Thomas D. Thiessen: Early Fur Trade on the Northern Plains. Canadian Traders Among the Mandan and Hidatsa Indians, 1738–1818. Norman and London, 1987, Table 1.
  10. William R. Swagerty (1988). "Indian Trade in the Trans-Mississippi West to 1870." Handbook of North American Indians, Volume 4: History of Indian White Relations. Smithsonian Institution, pp. 351-353.
  11. Stewart, Frank H.: Mandan and Hidatsa Villages in the Eighteenth and Nineteenth Centuries. Plains Anthropologist, 19 (Nov. 1974), pp. 287–302, quote p. 296, column I.
  12. Fox, Gregory L.: A Late Nineteenth Century Village of a Band of Dissident Hidatsa: The Garden Coulee Site (32WI18). Lincoln, 1988.
  13. Meyer, Roy W.: The Village Indians of the Upper Missouri. The Mandans, Hidatsas, and Arikaras. Lincoln and London, 1977, map facing p. 112. Or see American Memory. (http://memory.loc.gov). Indian Land Cession in the United States, 1784 to 1894. Serial 4015, 56th Congress, 1st Session, pp. 852–853. Map: Dakota 1.
  14. Meyer, Roy W.: The Village Indians of the Upper Missouri. The Mandans, Hidatsas, and Arikaras. Lincoln and London, 1977, pp. 187–188.
  15. The Indian Tribes of North America by John R. Swanton

Литература

  • Стукалин Ю. Хороший день для смерти. — «Гелеос», 2005. — 384 с. — ISBN 5-8189-0323-0.
  • Стукалин Ю. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-699-26209-0.

Ссылки