Сиу (народ)
Сиу | |
---|---|
Современное самоназвание | Očhéthi Šakówiŋ |
Численность | 170 110[1] (2010 г.) |
Расселение |
США Канада |
Язык | сиу, английский |
Религия | христиане, анимизм |
Родственные народы | ассинибойны, стони |
Этнические группы | лакота, дакота |
Си́у[2] (англ. Sioux; на дакота — Očhéthi Šakówiŋ, Очети Шаковин) — индейский народ группы сиу, или группа лингвистически родственных племён, проживающих на севере США (резервации в штатах Небраска, Миннесота, Южная Дакота, Северная Дакота и Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба).
Современные сиу состоят из двух основных родов дакота и лакота, говорящих на родственных диалектах и имеющих общее самоназвание "Очети шаковин" («Семь костров Совета», название происходит от семи основных племенных групп). Термин сиу является экзонимом, созданным из французской транскрипции термина оджибве надуессиу, и может относиться к любой этнической группе в пределах очети шаковин или к любому из многих диалектов языка народа.
История
Родина сиу — земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота и Висконсин). К середине XVII века занимали территорию около озера Миль-Лак и далее на запад до реки Миссури. Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных и западных дакота. В XVIII веке под давлением вооружённых огнестрельным оружием оджибве и кри, а также привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад. К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты, севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга, северо-восток Небраски. Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте на бизонов.
К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племён:
- Восточные (санти, исанъяти, восточные дакота) — мдевакантоны, вахпетоны, вахпекуте, сиссетоны;
- Центральные (западные дакота) — янктоны и янктонаи;
- Западные (лакота) — тетон (оглала, брюле, хункпапа, миннеконжу, итазипчо, охенонпа, сихасапа).
Центральные и западные сиу по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тхиошпайе), составлявшая лагерь, объединяла семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая отдельная семья проживала в своём типи), управлялась вождём (итанчан) и советом (типи-ийокихэ). Несколько общин объединялись в кланы и племена. Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные управляющие (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.
Договорные отношения с США с начала XIX века, захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооружённое сопротивление дакота (т. н. Война Воронёнка, Война Красного Облака 1866—1867, Война за Чёрные Холмы 1876—1877). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало бойню на ручье Вундед-Ни в 1890.
Современные дакота в резервациях заняты сельским хозяйством, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.
Традиционная религия
В основе традиционной религии — вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакиньян), камень, земля, Дева — Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекари). Основной ритуал у западных и центральных дакота — летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи («перечни зим»).
Знаменитые сиу
- Воронёнок — вождь санти, знаменитый своей ролью в Восстании сиу
- Сидящий Бык — вождь хункпапа, известный своей ролью в Битве на реке Литл-Бигхорн
- Большая Нога — вождь миннеконжу, погиб в бойне на ручье Вундед-Ни
- Неистовый Конь — вождь оглала, прославившийся отвагой на поле боя
- Красное Облако — вождь оглала, известный своей ролью в Войне Красного Облака
- Чарльз Истмен — врач и писатель
- Пинающий Медведь — художник
- Чёрный Лось — шаман и общественный деятель
- Лютер Стоящий Медведь (Мато Нажин) — писатель и публицист
- Желчь — вождь хункпапа, прославившийся отвагой на поле боя
- Полковник Грегори «Пэппи» Бойингтон — пилот во Второй мировой войне, получивший Медаль Почёта; на четверть сиу
- Зиткала-Ша — писательница и гражданская активистка.
- Расселл Минс — общественный деятель, борец за права индейцев, актёр.
- Зан Маккларнон — актёр, известный по роли индейца из сериала «Фарго».
- Карина Ломбард — актриса, наполовину сиу (по матери)
См. также
Примечания
- ↑ Norris, Tina; Vines, Paula L.; Hoeffel, Elizabeth M. The American Indian and Alaska Native Population: 2010 . United States Census Bureau. United States Department of Commerce (January 2012). Дата обращения: 9 сентября 2012. Архивировано 5 мая 2012 года.
- ↑ Народы и религии мира. — 2000. — С. 485. — 928 с.
Литература
- Мато Нажин. Мой народ сиу (Мемуары вождя индейского племени). — М.: Молодая гвардия, 1964. — 184 с.: ил.
- Albers, Patricia C. (2001). Santee. In R. J. DeMallie (Ed.), Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 761—776). W. C. Sturtevant (Gen. Ed.). Washington, D.C.: Smithsonian Institution. ISBN 0-16-050400-7.
- Anderson G.C. Kinsmen of another kind: Dakota-White relations in the Upper Mississippi Valley, 1650—1862. Univ. of Nebraska Press, 1984.
- Christafferson, Dennis M. (2001). Sioux, 1930—2000. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 821—839). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- Cox, Hank H. (2005). Lincoln and the Sioux Uprising of 1862. Nashville, TN: Cumberland House. ISBN 1-58182-457-2.
- DeMallie, Raymond J. (2001a). Sioux until 1850. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 718—760). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- DeMallie, Raymond J. (2001b). Teton. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 794—820). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- DeMallie, Raymond J. (2001c). Yankton and Yanktonai. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 2, pp. 777—793). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- DeMallie, Raymond J.; & Miller, David R. (2001). Assiniboine. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 1, pp. 572—595). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- Densmore F. Teton Sioux Music // Bur.of Amer. Ethnology Bull. 61, Wash., 1918.
- Getty, Ian A. L.; & Gooding, Erik D. (2001). Stoney. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 1, pp. 596—603). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- Gibbon G.E. The Sioux: the Dakota and Lakota Nations. Blackwell Pub., 2003.
- Hein, David (1997). «Christianity and Traditional Lakota / Dakota Spirituality: A Jamesian Interpretation.» The McNeese Review, vol. 35, pp. 128-38.
- Hein, David (Advent 2002). «Episcopalianism among the Lakota / Dakota Indians of South Dakota.» The Historiographer, vol. 40, pp. 14-16. [The Historiographer is a publication of the Historical Society of the Episcopal Church and the National Episcopal Historians and Archivists.]
- Parks, Douglas R.; & Rankin, Robert L. (2001). The Siouan languages. In Handbook of North American Indians: Plains (Vol. 13, Part 1, pp. 94-114). Washington, D.C.: Smithsonian Institution.
- Robert M. Utley, «The Last Days of the Sioux Nation» (Yale University, 1963) ISBN 0-300-00245-9.
- Sioux Indian religion: tradition and innovation. Ed. R. DeMallie and D. Parks. Univ. of Oklahoma Press, 1987.
- Sullivan, Maurice S.: «Jedediah Smith, Trader and Trail Breaker», New York Press of the Pioneers (1936) contains 'politically incorrect' white man’s terminology and stereotypical attitudes toward the 'Indians'.
- Walker J.R. Lakota Myth. Univ. of Nebraska Press, 1983.
Ссылки
- Семь Очагов: Лакота, Дакота, Накота
- Лакота Ояте: Сайт о народе Лакота, Дакота, Накода
- Dakota Blues: The History of The Great Sioux Nation
- The Yanktonai (фотограф Эдвард Кёртис)
- Lakota Language Consortium
- Winter Counts a Smithsonian exhibit of the annual icon chosen to represent the major event of the past year
- Dakota Language and Culture Encyclopedia