Хегеле, Макс

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макс, Хегеле
Основные сведения
Имя при рождении нем. Max Hegele
Работы и достижения
Премии Friedrich Schmidt Prize (1895)[1]

Максимилиан Хегеле (нем. Maximilian Hegele; 25 мая 1873 — 12 марта 1945)[2][3] — австрийский архитектор, который считается одним из ведущих представителей Венского сецессиона.

После практики у известных архитекторов в Вене, в 1899 году Хегеле дебютировал с планом реконструкции Центрального кладбища города, в котором он применил принципы Венского сецессиона. Его самая известная работа, кладбищенская церковь Св. Карла Борромео, была разработана в рамках этого проекта и считается образцом церкви в стиле модерн. В последующие годы он продолжал работать в Вене и Нижней Австрии, иногда добавляя элементы историзма в свой стиль. С 1910-х годов он в основном занимался жилыми домами, а в более поздние годы перешёл к более простому стилю.

Будучи плодовитым архитектором, Хегеле создал множество проектов, среди которых: церкви, музеи, частные дома, мосты и памятники, но многие остались на бумаге.[1]

Биография

Ранняя жизнь и образование

Максимилиан Гегеле родился в Вене 12 марта 1873 года в семье ювелира Карла Гегеле и Марии Гегеле. С 1889 года учился в Государственном инженерно-строительном училище, где окончил курс строительства зданий в 1893 году. Впоследствии он поступил в Венскую академию изящных искусств, где с 1893 по 1896 год обучался архитектуре под руководством Виктора Лунца и Карла фон Хазенауэра. После успешного завершения учёбы он как одарённый студент получил престижную стипендию, которая позволила ему проучиться в течение года в Италии[1][3][2].

В своих ранних проектах, подобных этому (Городской музей кайзера Франца Иосифа, около 1901 г.), Гегеле вдохновлялся творчеством Вагнера.

Вернувшись в Вену, в следующем году он практиковал с несколькими архитектурными фирмами[1][3] среди которых был Франц фон Нейман, выдающийся историст, и братья Антон и Йозеф Дрекслер, которые в то время двигались от историзма к сецессиону . В 1899 году он стал членом ассоциации архитекторов «Wiener Bauhütte» и участвовал в конкурсе на реконструкцию Центрального кладбища Вены . В 1900 году он был объявлен лауреатом первой премии, и после пересмотра и адаптации своих планов он получил возможность воплотить свой проект в жизнь. Среди членов жюри сидел Отто Вагнер[4] один из пионеров венской архитектуры в стиле модерн, чьи работы оказали большое влияние на молодого Хегеля.

Центральное кладбище Вены (1903—1911)

Залы кладбища

Заказ на перепланировку Центрального кладбища стал поворотным моментом в жизни и карьере Хегеля. План состоял из монументального входа, двух погребальных залов и центральной церкви, выполненных в стиле сецессион. Работа длилась с 1903 по 1911 год и проходила поэтапно.[1][3] Первыми постройками, которые должны были быть завершены, были два погребальных павильона (Aufbahrungshallen) по обе стороны от кладбищенской тропы, строительство которых было завершено в 1905 году. Павильон 1 сегодня по-прежнему используется для церемоний, а в павильоне 2 теперь находится Погребальный музей (Bestattungsmuseum)[5] . Оба зала имеют сходство, поскольку оба являются неглубокими зданиями с центральной башней, покрытой пирамидальной медной крышей. Они белые снаружи с геометрическим орнаментом. Над каждым входом возвышается орнаментальная арка с часами в центре. Главный зал первого павильона богато украшен металлическими люстрами и соответствующими бра на стенах. Из белых интерьеров выделяется огромная мозаика за алтарём.

Ворота кладбища

Затем последовали главные ворота, или 2-е ворота, построенные в 1905—1906 годах. Он выделяется своими высокими обелисками; у основания каждой из них, выходящей на улицу, стоит пара статуй с гербом Вены . У каждой фигуры в руке погребальный символ: череп, означающий смерть, песочные часы, обозначающие время, лавровый венок, символизирующий бессмертие, и пальмовая ветвь, символизирующая воскресение. По обеим сторонам ворот размещён барельеф: левый (Христос принимает мёртвых) был реализован Георгом Лейзеком, второй справа (Люди у ворот за место, откуда нет возврата) — работа Карл Ансельм Цинслер. На обратной стороне обелисков есть две надписи: "Построен во время правления Франца-Иосифа " и "Построен при мэре Карле Люгере ". Уже существующие административные здания по обе стороны ворот были перестроены, чтобы соответствовать их стилю.[6]

Центральная кладбищенская церковь

Оригинальный проект Хегеля. Две колоннады, противостоящие церкви, были удалены из окончательного проекта.

Кладбищенская церковь Св. Карла Борромео (Friedhofskirche zum heiligen Karl Borromäus) считается шедевром Макса Хегеля и, вероятно, является самой известной его работой. Он считается одним из лучших образцов сецессионистской церкви, наряду с церковью Св. Леопольда Вагнера.[7] Проект церкви Хегеля был чётко определён в 1899 году, хотя и нуждался в некотором улучшении, но строительство началось только через восемь лет. Закладка первого камня состоялась 11 мая 1908 года, когда мэр Вены Карл Люгер заложил первый камень, а в октябре 1910 года здание было разрушено, открывшись в следующем году. Люгер, который к тому времени умер, был похоронен в склепе; по этой причине церковь иногда называют «Мемориальной церковью доктора Карла Люгера» (Luegerkirche). Церковь представляет собой внушительное здание, достигающее в высоту 58,5 метра и занимающее площадь 2231 м². На Хегеля, вероятно, повлияла историческая архитектура Вены, поскольку он выбрал эллиптический план, типичный для городских церквей в стиле барокко, а структура напоминает Карлскирхе (также посвящённую Св. Карлу Борромео)[1]. Внешний вид выкрашен в белый цвет и богато украшен геометрическими узорами. Две башни, увенчанные пирамидальной крышей, обрамляют вход, а две более высокие колокольни расположены в задней части церкви. Впечатляющий медный купол (его диаметр 22,7 метра при высоте 39) доминирует над всем сооружением. Хегеле также спроектировал интерьеры, сотрудничая с несколькими художниками-декораторами: скульпторы Георг Лейзек и Ханс Ратхауски создали рельефы для вестибюля, витражи и мозаики были созданы Леопольдом Форстнером, а работы Антона Каана, Франца Клуга, Карла Филиппа и Адольфа Пола обогатили главный алтарь; Страшный суд был нарисован Гансом Зацкой в люнете над ним. Лампы, люстры и настенные украшения являются яркими примерами металлоконструкций в стиле Венского сецессиона. Потолок купола окрашен в синий цвет, усеян звёздами голгена и стилизованными лучами по всему окулуюсу .

Две изогнутые колоннады охватывают площадь перед входом, зрительно расширяя флигели аркад по обе стороны церкви. Эти колоннады, построенные между 1906 и 1907 годами, содержат колумбарий и другие могилы.[7]

Приходская церковь Прессбаума (1906—1908)

На завершение проекта Хегеле венского кладбища потребовалось восемь лет, и тем временем он создал несколько других проектов; среди них — приходская церковь Прессбаума (Pfarrkirche Pressbaum), единственный известный пример церкви в стиле Венского сецессиона в Нижней Австрии.[8] Здание должно было заменить старую церковь в стиле барокко Пресбаума, и Макс Хегеле и его помощник Август Рехак были назначены для её создания. После первоначального дизайна в стиле необарокко они пришли к окончательной концепции.[9] Строительство началось в 1906 году[1] (Франц Иосиф присутствовал на закладке первого камня) и закончилось в 1908 году, когда церковь была освящена как Юбилейная церковь кайзера Франца Иосифа по случаю 60-летия правления императора.[10] Здание представляет собой замечательный пример архитектуры Венского сецессиона, смешанной с традиционной австрийской архитектурой. Планировка в основном традиционна, с продольным нефом и высоким шпилем слева от фасада, но стиль Сецессиона Гегеле проявляется во многих аспектах: металлический геометрический орнамент, который появляется как внутри, так и снаружи, расположение элементов на фасаде, мебель в стиле модерн (деревянные скамьи, исповедальни) и люстры из кованого железа. Также присутствуют средневековые и неоготические черты, такие как остроконечные арки и нео-средневековые витражи.

Часовня на кладбище Хадерсдорф-Вайдлингау (1908—1909)

1908 год был решающим для карьеры Хегеле: он стал членом Центральной ассоциации австрийских архитекторов, председательствовал в Выставочном комитете архитекторов Винер Баухютте, вступил в Австрийское общество христианского искусства и был назначен профессором строительной инженерии в Государственном университете. Венская торговая школа, его альма-матер, должность, которую он оставил на долгие годы.[1][3]

В 1907 году муниципальный комитет Хадерсдорф-Вайдлингау решил построить часовню для богослужений на городском кладбище. Строительство часовни должно было финансироваться за счёт частных пожертвований, и тогдашний мэр Эдуард Герцманский внёс на это значительную сумму. Был сформирован специальный комитет, и Макс Хегеле был выбран для проектирования нового здания. Работы начались в 1908 году и закончились в следующем году, часовня была открыта 31 октября 1909 года.[11] Как и в предыдущих случаях, Хегеле выполнил здание в стиле Сецессиона, сочетая архитектуру с прикладным искусством . Часовня крестообразная, белая снаружи, с медной двускатной крышей, завершающейся колокольней. Фасад характеризует широкое полукруглое окно. Внешний орнамент чисто геометрический, за исключением сложного распятия в верхней части задней стены. Фрески со стилизованными ангелочками и фризы с растительными мотивами украшают интерьеры, а витражи способствуют освещению. В часовне находятся две семейные гробницы: одна Эдуарда Герцманского, спроектированная Хегеле в 1909—1910 годах, и одна из гробниц Жана Герцманского, созданная скульптором Теодором Хуэном в 1912 году

Другие общественные комиссии

За свою карьеру Хегеле спроектировал несколько общественных зданий, в основном в период с 1904 по 1911 год. Часовня Мартовской плотины (Marchdammkapelle) была построена в Энгельхартштеттене, Нижняя Австрия, с 1904 по 1906 год и посвящена святому Флориану в присутствии императора. Он должен был отпраздновать завершение строительства плотины Марчфельд после сорока лет работ. Часовня, созданная в сотрудничестве с Августом Рехаком, представляет собой историческое каменное здание, в котором влияние сецессиона проявляется только в некоторых деталях, в частности, во входе.[1] Fillgraderstiege Хегеле — это лестница, построенная в 1905—1907 годах в районе Марияхильф в Вене, которая пересекает улицы Филлградергассе и Теобальдгассе на разных уровнях. Построенная в стиле сецессиона из камня и чугуна, в 2004 году лестница была названа на конкурсе четвёртой самой красивой в Европе.[12] В 1908 году австрийский промышленник Артур Крупп нанял Макса Хегеле и Баурата Ганса Пешля архитекторами двух школьных зданий в Берндорфе . Экстерьер школ выполнен в историческом дворцовом стиле (отсюда и название Schulpalästen, «Школьные дворцы»), а внутри каждый класс был оформлен в разном историческом стиле, от дорического до ампирного, академическими художниками Францем Вильгельмом Ладевигом и Робертом Юттнером по мотивам работ Круппа.[13] В том же году Хегель снова сотрудничал с RАвгустом Рехаком при строительстве моста Flözersteig, который соединяет 14-й и 16-й районы Вены. Мост является примером функциональной структуры в стиле Венского сецессиона. Его памятник польскому пианисту Теодору Лешетицкому в Türkenschanzpark (18-й район) был построен в 1911 году; он состоит из изогнутой стены со скамейкой. На медальоне с рельефом работы скульптора Уго Тагланга изображён музыкант.

Из этих проектов, а также с учётом тех, которые не были реализованы, становится более очевидным, что, несмотря на то, что он считался в первую очередь архитектором в стиле Венского Сецессиона, стиль Гегеле, тем не менее, был глубоко укоренён в историзме, и даже древние сельские английские церкви могли иметь некоторое влияние на его стиль. .[1]

Жилые дома и военные годы

Жилой дом на Брайтензер-штрассе, рисунок Макса Хегеле.

В 1906—1907 годах Хегеле и Рехак задумали и построили жилой дом на Брайтензер-штрассе в Вене. Это четырёхэтажное здание отличается живописной угловой башенкой с остроконечной крышей и наличием геометрического и растительного орнамента.[1] Гегеле внимательно изучил каждую деталь, даже дымоходы. Влияние Венского Сецессиона проявляется и в крыше, где архитекторы использовали металл и стекло для придания формы чердаку.

За исключением этого раннего примера, именно в 1910-х годах деятельность Хегеле в области жилой архитектуры активизировалась. В 1912 году он завершил строительство трёх соседних жилых домов на Висбергассе в Вене. Фасады спроектированы так, чтобы согласовываться друг с другом, создавая впечатление единого блока. Декор прост, и его расположение отличает одну секцию от другой; Как всегда, Хегеле уделял большое внимание деталям, в частности входам.[1] Два других здания были построены в 1914 году на Криемхильдплац, на углу Маркграф-Рюдигер-штрассе, напротив друг друга и выглядели симметрично. Рифлёные лесенки с капителями украшают первый этаж, а фронтоны и простые лепные украшения на верхних этажах украшают поразительно простые фасады. Этот урезанный вид отражает общую тенденцию венской архитектуры: в 1910-х годах многие архитекторы стремились перейти к более простым проектам с небольшим орнаментом и иногда к строгим каменным фасадам (по этому пути пошёл сам Отто Вагнер). 

Во время Первой мировой войны Хегеле временно прекратил свою преподавательскую деятельность, так как был назначен руководителем работ Императорской военной академии в звании лейтенанта .[1][3] Война остановила строительство его моста Асперн (Aspernbrücke) в центре Вены, которое началось в 1913 году. Металлургам приходилось служить на оружейных заводах, чтобы поддерживать военные усилия, и даже после окончания конфликта нехватка угля (необходимого для производства бетона) ещё больше задерживала возобновление работ. Аспернбрюке, перевязанный арочный мост, был наконец открыт 1 декабря 1919 года, но фактически был завершён до 1922 года. Он был разрушен в 1945 году во время Второй мировой войны, когда немецкая армия заминировала его.[14][15]

После первой мировой войны

После войны Австро-Венгерская империя распалась, и была провозглашена республика. Венский сецессион вышел из моды в Красной Вене; учитывая отсутствие комиссий в столице, Хегеле работал в основном в Нижней Австрии. Одним из крупных проектов, реализованных им в этот период, является здание Региональной больничной кассы Санкт-Пельтена (в сотрудничестве с Флорианом Прантлем), спроектированное в 1925—1926 годах в архитектурном стиле, типичном для Австрии межвоенного периода: элементарные геометрические формы, жёсткие линии, очень простой орнамент и остроконечные арки. Сильно изменённое и упрощённое в период с конца 1950-х до начала 1960-х годов здание было снесено в 2000-х годах.[1][16]

Доходный дом в Brigittenauer Lände, Вена . Построен в 1931—1932 годах по проекту Гегеле.

Он продолжал проектировать жилые дома в Вене, а также в небольших городах. Ярким примером является многоквартирный дом, построенный в начале 1930-х годов в Бригиттенауэр-Ленде, 20-м районе Вены. Это внушительное симметричное здание характеризуется горизонтальными линиями с лепниной, разделяющей полы, и многоугольными окнами.[1] Другой характерный пример позднего стиля Хегеле — жилой дом на Розеггерштрассе, Санкт-Пельтен (1929 г.). Традиционный по своей планировке, он характеризуется использованием чёрных кирпичей, образующих вертикальные полосы, подчёркивающие углы конструкции. Расположение окон, дымоходов и молдингов способствует сбалансированному и симметричному виду. В фронтоне центрального блока — рильф с парочкой путти[1][17]. Эти работы показывают, как Хегеле, несмотря на то, что отошёл от модерна, все же уделял много внимания деталям и никогда полностью не отказывался от декора.

В 1937 году Хегеле прекратил свою деятельность в качестве профессора торговой школы и ушёл на пенсию в Хадерсдорф-Вайдлингау, где он жил со своей женой до своей смерти в 1945 году. Он похоронен на кладбище Хадерсдорф-Вайдлингау, недалеко от часовни, которую он построил в период расцвета своей карьеры.[1]

Личная жизнь и наследие

Памятная доска с надписью: «Здания Центрального кладбища Вены были построены под руководством Городского Строительного Управления по планам архитектора, профессора Имперской и Королевской империи Макса Хегеле и члена городского совета Людвига Зацка».

Гегеле женился на Вильгельмине Штельцер в 1908 году[2] них были дети, но никто из них не выжил. После свадьбы пара поселилась в Хадерсдорф-Вайдлингау, сегодня это часть 14-го округа Вены, но тогда это был независимый муниципалитет.[3] Вильгельмина дожила до 1963 года.[1] Макс Хегеле был католиком, и это объясняет, почему он спроектировал множество религиозных зданий.

Хегеле в основном запомнился реконструкцией Центрального кладбища Вены, а мемориальная доска в церкви Св. Карла Борромео отмечает его работу. Тем не менее, за свою жизнь он создал множество проектов и с начала своей карьеры принял участие в нескольких архитектурных конкурсах. Однако, несмотря на то, что на таких конкурсах он обычно занимал высокие места, многие из его проектов так и остались нереализованными.[1]

Макс Хегеле и Отто Вагнер

Ранние проекты Хегеле показывают влияние, которое Отто Вагнер, оказал на него как архитектора-венского сецессиона. Вагнер за время своей карьеры разработал архитектурный язык, который вдохновил молодых архитекторов, таких как Хегеле, и его эстетические эксперименты дали им множество идей; геометрический орнамент является примером дальнейшего развития концепции Вагнера Хегелем. Более того, Вагнер, возможно, внёс значительный вклад в прорыв Хегеля, поскольку он был членом жюри, которое выбрало его проект для Центрального кладбища Вены.

Также утверждалось, что сам Хегель мог вдохновлять Вагнера, а его церковь Святого Карла Борромео стала образцом для Вагнеровской церкви Св. Леопольда (1903—1907). Действительно, несмотря на то, что она была построена, когда церковь Святого Леопольда была уже завершена, церковь Святого Карла Борромео была основана на проекте, датируемом 1899 годом.

Работы

Это неполный список работ Макса Хегеле.[1]

Public buildings

  • 1903‒1911: Cemetery Halls I and II, Cemetery Gate, St. Charles Borromeo Cemetery Church and colonnades with columbarium, Central Cemetery, Vienna 11th (1899 contest, 1st prize)
  • 1904‒1906: March Dam Chapel, Markthof an der March, Lower Austria (with August Rehak)
  • 1905‒1907: Fillgraderstiege, Fillgradergasse, Vienna 6th
  • 1906‒1908: Parish Church, Pressbaum, Lower Austria (with August Rehak, selected competition)
  • 1908: Flözersteig Bridge, Vienna 14th‒16th
  • 1908‒1909: Hadersdorf-Weidlingau Cemetery Chapel, Friedhofstrasse 12-14, Vienna 14th
  • 1908‒1909: «School Palaces», Margaretenplatz 2 and 5, Berndorf, (with Hans Peschl from Ludwig Baumann’s concept)
  • 1909‒1910: Eduard Herzmansky family tomb, Hadersdorf-Weidlingauer Cemetery, Friedhofstraße 12-14, Vienna 14th
  • before 1911 Savings Bank in Pressbaum, Lower Austria
  • 1911: Theodor Leschititzky monument and bench in Türkenschanzpark, Vienna 18th (with sculptor Hugo Taglang)
  • 1913‒1919: Aspern Bridge over the Danube Canal, Uferbauten, Vienna 1st-2nd (destroyed)
  • 1925‒1926: Lower Austria’s Regional Health Insurance building, Dr. Karl Renner Promenade 14, St. Pölten (with Florian Prantl, destroyed)

Residential and commercial buildings

  • 1906‒1907: Apartment building, Breitenseer Straße 37 / Muthsamgasse, Vienna 14th (with August Rehak)
  • 1912: Apartment buildings, Huttengasse 55 / Wiesberggasse 2, 4, 6 / Enenkelstraße 10, Vienna 16th
  • 1914: Apartment buildings, Kriemhildplatz 1 and 10, Vienna 15th
  • 1914‒1916: Villa Bistritzky, Schindeltal 2, Inner-Wiesenbach, Sankt Veit an der Gölsen, Lower Austria
  • 1929: Apartment Building, Roseggerstraße 9, St. Pölten, Lower Austria
  • 1931‒1932: Apartment block, Brigittenauer Lände 138—142, Vienna 20th

Interior designs

  • 1908: Property of Imperial-Royal court painter Leopold Jell (for Vienna’s Jubilee Trade Exhibition)
  • Designs of various other interiors

Unrealized projects

  • 1898: Project for the redevelopment of Karlsplatz, Vienna 1st (with F. Neumann e A. Wildhack, contest entry, 2nd prize)
  • 1901: Emperor Franz Joseph City Museum, Karlsplatz, Vienna 1st (pre-competition entry)
  • 1903: Two countryside churches (sketches)
  • 1907: Exhibition Hall entrance (for the 1908 Congress of Architects)
  • 1907: Museum of popular arts and crafts of Tyrol, Innsbruck (contest entry)
  • 1909: Ferdinand Bridge / Sweden Bridge, Vienna 1st-2nd
  • 1909: Vienna Technical Museum, Vienna 14th (contest entry)
  • 1910: Seats and observation tower of the Trabrennbahn Krieau (with the Drexler brothers, contest entry, 3rd prize)
  • 1910: Nursing Home in Karlsbad, Bohemia (today Karlovy Vary, Czech Republic; competition entry)
  • 1911: Public Bath in Komotau, Bohemia (today Chomutov, Czech Republic; competition entry)
  • 1912: Emperor Franz Joseph City Museum, Schmelz, Vienna 15th (contest entry, 3rd prize)
  • 1913: Resting place for the Knights of the Order of Maria Theresa in the Schmelz, Vienna (contest entry)
  • 1913: Cemetery complex of Tetschen on Elbe, Bohemia (today Děčín, Czech Republic; contest entry, 2nd prize)
  • 1914: Chamber of commerce and industry, Linz, Upper Austria (with F. Pindt)
  • 1914: New Colonnade in Franzensbad, Bohemia (today Františkovy Lázně, Czech Republic; contest entry)
  • 1915: Plan for the completion of the Schottenring, part of the Ringstraße, Vienna (contest entry, won one of the 5 prizes)
  • 1915: Project for the rebuilding of Stadtpark's Kursalon, Vienna 1st (contest entry, won one of the 5 prizes)
  • 1919: Secondary school in Oderberg, Brandenburg, Germany (contest entry)
  • 1920: New buildings for the Technical University, Vienna 3rd (with F. Pindt, contest entry, 3rd prize, no 1st prize awarded)
  • 1920: Barcelona Riding Club clubhouse, Spain (competition entry)
  • 1926: Project for the rebuilding of the Vienna Künstlerhaus, Vienna 1st (contest entry)


Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 Max Hegele - Architektenlexikon, Wien 1770-1945 (нем.). www.architektenlexikon.at. Дата обращения: 19 марта 2020.
  2. 2,0 2,1 2,2 Hegele, Maximilian (1873-1945), Architekt (нем.). www.biographien.ac.at. Дата обращения: 19 марта 2020.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Max Hegele (нем.). www.geschichtewiki.wien.gv.at. Дата обращения: 19 марта 2020.
  4. Vienna's Central Cemetery Secessionist Church under a new light (нем.). www.ots.at. Дата обращения: 20 марта 2020.
  5. Site of the Museum - Aufbahrungshalle 2 (нем.). www.bestattungsmuseum.at. Дата обращения: 20 марта 2020.
  6. Wiener Zentralfriedhof - Geschichte (нем.). www.friedhoefewien.at. Дата обращения: 20 марта 2020.
  7. 7,0 7,1 St. Charles Borromeo Cemetery Church (нем.). www.friedhoefewien.at. Дата обращения: 21 марта 2020.
  8. The Parish Church of Pressbaum - History (нем.). www.pfarrepressbaum.at. Дата обращения: 22 марта 2020.
  9. Project for the Pfarrkirche Pressbaum, "Bauindustrie-Zeitung", issue 29, table 34 (нем.). anno.onb.ac.at. Дата обращения: 26 марта 2020.
  10. Dehio-Handbuch: Niederösterreich, südlich der Donau, Teil 2, S. 1738f; Verlag Berger, Horn/Wien 2003 (German)
  11. Hadersdorf Weidlingau Cemetry - History (нем.). www.friedhoefewien.at. Дата обращения: 23 марта 2020.
  12. The most beautiful steps of Europe (нем.). www.wien.gv.at. Дата обращения: 23 марта 2020.
  13. Berndorfer Stilklassen - History (нем.). www.berndorfer-stilklassen.at. Дата обращения: 24 марта 2020.
  14. Aspernbrücke - History (нем.). www.wien.gv.at. Дата обращения: 27 марта 2020.
  15. Vienna Postcard, Urania, Aspern Bridge, Federal Ministry. www.akpool.de. Дата обращения: 27 марта 2020.
  16. The "unknown" Max Hegele, Biography and works by the Viennese Architect (1873‒1914) since 1914 in the context of contemporary architecture (Master). — University of Vienna, 2014. — P. 208‒209.
  17. The "unknown" Max Hegele, Biography and works by the Viennese Architect (1873‒1914) since 1914 in the context of contemporary architecture (Master). — University of Vienna, 2014. — P. 221‒224.