Хаджийский, Мишо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мишо Хаджийский
Место рождения Инзовка, Украина
Место смерти Белоградчик, Болгария
Научная сфера история, этнография
Место работы Института изучения Таврии
Альма-матер КГУ (1937)

Мишо (Михаил) Пантелеевич Хаджийский — болгарский писатель, историк, публицист, общественный деятель, лидер и национальный герой таврических болгар времён Второй мировой войны, жертва коммунистических репрессий.

Биография

Михаил Хаджийский родился 27 ноября 1916 г. селе таврических болгар Инзовка. В «златной Инзовке», как называли её болгары, обосновавшиеся на руинах ногайского аула Орманджи. Предки Хаджийского на протяжении всего лишь одного столетия успели побывать в подданстве Турции, Российской империи, Молдавского княжества, Румынии и снова Российской империи. Мишо появился на свет в самый разгар Первой мировой войны, в которой родина его предков воевала против России… Его отец Пантелей Хаджийский, призванный в Русскую армию, погиб в 1917 году в Петрограде. Обстоятельства его смерти доподлинно неизвестны…

Гражданская война сделала Таврию ареной кровавых сражений. В 1918 - 1919 годах в болгарские села приезжали эмиссары Нестора Махно, с призывом вступить в ряды его «армии». Как позднее отмечал Мишо Хаджийский в своей книге «Българи в Таврия», болгарские села среди всеобщей анархии сохранили своё самоуправление. В них были оставлены старосты, писари, было сформировано народное ополчение. Нестор Махно не особо противился этому… В голодном 1921 году умерла мать Мишо. Мальчика взял на воспитание его дед Иван Хаджийский.

В 1930 году Мишо закончил неполную среднюю школу в Инзовке, а в 1933 г. — Педагогический техникум в таврическом селе Преслав, где до 1936 года преподавание велось на болгарском языке. На глазах Хаджийского разворачивалась трагедия раскулачивания[1] и жуткого Голодомора.

Пустые сёла, трупы умерших на дорогах, на улицах. Умерших не погребали, ибо некому было копать могилы... Были случаи людоедства.. Радио передавало в то время весёлые шлягеры!

 — писал позднее Хаджийский[2]. В том же 1933 году Мишо Хаджийский поступил на филфак Киевского государственного университета, который в 1937 году успешно закончил. В студенческие годы Мишо начал сотрудничать в болгарских журналах, выходивших тогда на Украине, участвовал он и в работе Болгарского государственного театра Украины.

В июне 1941 г. Хаджийский был мобилизован в РККА. Наскоро сформированная часть вскоре попала в плен, но Хаджийскому удалось бежать и добраться до родного села (оккупированного немцами). В мае 1942 году «смелый бунтарь, непокорный Мишо Хаджийский»[3] прибыл в Болгарию, с целью ознакомить болгарскую общественность с ужасным положением, в котором оказались таврические болгары и, вообще, болгары Украины. А по пути на родину предков посетил Болгарское посольство в Бухаресте. Хаджийский представил послу письмо-обращение на имя царя Бориса III, с просьбой принять таврийских болгар в Болгарское царство. В период 1942—1944 г. Мишо Хаджийский выступает с докладами на тему «Българите в Украйна», поднимая свой голос в защиту болгар Таврии и Бессарабии, притесняемых оккупантами, угоняемых на тыловые работы в Германию[4]. Более того: 27-летний юноша выступает инициатором создания Института изучения Таврии, куда он привлёк профессоров Стояна Романского, Бориса Йоцова и Петра Динекова, писателей Ангела Каралийчева, Стилияна Чилигирова, Николу Фурнаджиева, литературного критика Владимира Василева. Одновременно Хаджийский пишет статьи в болгарской периодике, обращаясь к болгарским государственным структурам с мольбой содействовать переселению этнических болгар из Таврии в Болгарию. Он выехал на Украину, лично возглавил первую группу обратных переселенцев, добыл лошадей и подводы. В марте 1944 г. 1500 таврических болгар, во главе с Мишо Хаджийским, достигли болгарских пределов и были поселены, главным образом, в Южной Добрудже, в городе Добрич и его окрестностях[5]. 28 август 1944 г. в церкви «Света Троица» села Боровица (близ Белоградчика Мишо Хаджийский обвенчался с Савкой Николаевой. Совместной жизни им предстояло 100 дней…

После государственного переворота 9 сентября[болг.] 1944 года, произведённого генералом Кимоном Георгиевым (совместно с коммунистами-димитровцами), Мишо Хаджийский был репрессирован. В список литературы, подлежащей изъятию, согласно ХІІ Постановлению Министерского совета от 6 октября 1944 г., были включены его книги «Българи в Таврия» и «Пуста чужда чужбина»[6]. 26 сентября 1944 г. Хаджийский был арестован, в полиции его подвергли пыткам. После чего 16 ноября 1944 года он был освобождён. Между тем, 22 ноября последовала телефонограмма генералиссимуса Сталина — маршалу Толбухину, содержавшая указание о принудительном возвращении таврийских болгар в СССР[7]. Уже 7 декабря 1944 г., в Белоградчике, Хаджийского снова попытались арестовать. Однако, не давшись в руки палачей, Мишо Хаджийский покончил с собой.

В июне 2015 г. в Инзовке установлена мемориальная доска в честь Мишо Хаджийского. На церемонию прибыл из Болгарии друг Хаджийского — полковник Дянко Марков. Он зачитал приветственное письмо Савки Николаевой — ныне здравствующей вдовы Мишо Хаджийского.

Писательская деятельность

Мишо Хаджийский публиковал свои первые произведения на страницах болгароязычной прессы Украины. В 1936 году вышел первый его рассказ — «Мост». В 1938 г. он издал на болгарском языке сборник рассказов «Разлив». В следующем году написал пьесу «Бановите дворища», поставленную Болгарским государственным театром в Одессе; сопровождал театр во время турне по болгарским сёлам УССР, а летом 1940 года гастролировал по присоединённой к СССР Бессарабии. В 1940 году издал в Киеве сборник рассказов «Нощите край Лозоватка», в 1941 году — книгу репортажей «Из Бесарабия».

Переехав в Болгарию, Мишо Хаджийский публиковался в журналах «Днес», «Просвета», «Зора», «Отец Пайсий» и др. Критики оценили его как многообещающего автора. В 1943 г. вышла его первая книга в Болгарии — «Пуста чужда чужбина» (сборник рассказов, посвящённый Ангелу Каралийчеву. В том же году М. Хаджийский издал вторую книгу — «Българи в Таврия», заявив себя как краевед и историк. В его архиве сохранились части подготовленной им книги «Стара Таврия» и черновики двух романов. Основные темы творчества Мишо Хаджийского — переселение болгар в Таврию в 18611862 гг., их жизнь на новой родине, всевозможные исторические превратности.

Литература

Примечания

  1. Выселения болгар из Таврии приняли тогда массовый характер.
  2. В книге «Българи в Таврия». Сохранились сказанные в то время цинично-откровенные слова Л. М. Кагановича:

    Южные славяне, особенно казачество, как рудимент человеческого сообщества, не имеют ни физиологического, ни исторического, ни политического, ни даже религиозного права проживать на этой прекрасной земле!

    Термин «южные славяне» применим и к болгарам.
  3. Как назвал его журналист Леонид Паскалов (таврический болгарин).
  4. Литератор путешествует по стране, активно популяризирует тему таврических болгар в Софии, Ямболе, Пловдиве, Бургасе и других городах. Публичные выступления “таврического летописца”, его лекции, статьи в болгарской периодической печати – журналах «Днес», «Зора», «Вечер» приоткрывали для болгарской общественности историю болгарских семей Таврии.

     — пишет Кристина Петрина, член Болгарского общества им. Мишо Хаджийского, старший научный сотрудник Бердянского краеведческого музея («Південна зоря», 11 червня 2016 року, № 36).
  5. В 1945 году они, по приказу генералиссимуса Сталина, были почти поголовно возвращены в СССР и расселены в Средней Азии. Их трагической судьбе посвящены книги добричского краеведа Атанаса Маркова «Болгары в Таврии и таврийцы в Болгарии» и научного сотрудника Регионального исторического музея г. Добрич Радослава Симеонова «Депортацията на таврийските българи в СССР през 1945 година: премълчаната история».
  6. Съдът над историците. Българската историческа наука. Документи и дискусии 1944—1950. София, 1995, с. 37.
  7. Георги Чунчуков В помощ на безпомощните пред мощта на лъжата за освободителната окупация. — 2012.

Ссылки