Фёдоров, Сергей Анатольевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Фёдоров
Москва, 2017Москва, 2017
Имя при рождении Сергей Анатольевич Фёдоров
Дата рождения 12 июля 1966(1966-07-12) (57 лет)
Место рождения с. Сладково, Сладковский район, Тюменская область, СССР
Профессия актёр
Годы активности 1989— н. в.
Амплуа характерный актёр
Театр Коляда-театр
Центр современной драматургии
Роли Первый актёр, Городничий, Собакевич, Гаев, Сорин, Сиплый
Награды
Сайт Коляда-театр

Серге́й Анато́льевич Фёдоров (род. 12 июля 1966, Сладково) — российский актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (2008).

Биография

Семья, в которой родился Сергей, жила в административном центре Сладковского района — селе Никулино, откуда была родом Екатерина Филипповна — мать Сергея, заведующая местным клубом. Анатолий Степанович — отец, родом из соседней деревни Катайск (Никулинское сельское поселение), работал в совхозе бригадиром трактористов. В семье ещё росли брат и две сестры. Сергей с раннего детства участвовал в художественной самодеятельности. С 1973 по 1983 год обучался в никулинской средней школе. В 1984 году был призван в армию, в ВВС. После учебки в Латвии оказался в воинской части в Тернопольской области, где служил механиком самолётных двигателей[1].

По возвращении из армии осенью 1986 года поступил на рабфак Уральского государственного университета имени А. М. Горького в Свердловске и летом 1987 года стал студентом исторического факультета Уральского университета. Среди однокурсников был Григорий Лифанов, в тот год не прошедший в театральный, — вдвоём с ним стали посещать свердловские театры, студенческие спектакли. За компанию в 1989 году Сергей отправился в набиравший труппу недавно созданный «Театрон» и, пройдя прослушивание у Игоря Турышева, стал его артистом. Занятость в театре и неудовлетворённость преподаванием истории на факультете (шли годы перестройки) побудили перейти на заочную форму обучения. Окончательный разрыв с университетом произошёл на третьем курсе[2].

В 1992 году вместе с Г. Лифановым и ещё несколькими артистами «Театрона» поехали в Москву, в ГИТИС, набор на кафедру актёрского мастерства проводил Владимир Андреев. Мастером курса стала профессор И. И. Судакова, представительница театральной династии, среди педагогов были О. Д. Якушкина, Б. В. Хвостов. Учёба в мастерской привила уважение к «классическому» театру. Весь институт тогда обсуждал постановку Петра Фоменко «Волки и овцы» и с этого началось увлечение Сергея Мастерской Фоменко. Однако, завершив обучение в 1997 году, вернулся в Екатеринбург.

В 2003 году на постановке пьесы К. Костенко «Клаустрофобия» в «Театроне» произошла встреча с режиссёром спектакля Николаем Колядой[3]. Это послужило началом многолетнего сотрудничества. В новый спектакль «Птица Феникс» (2004) на собственной площадке «Коляда-театра» на главную роль Коляда выбрал Фёдорова. Год продолжалась жизнь на два театра и только в 2005 году Сергей окончательно перешёл к Н. Коляде, где стал одним из ключевых актёров, которому по плечу роли широчайшего диапазона, включая «гротескные, на грани карикатуры»[4].

Он и сейчас, будучи одним из «столпов» труппы Коляды, чей театр славится авангардными поисками новых форм, остаётся ярко выраженным характерным артистом с сильным комическим уклоном. Фёдоров умеет главное — пройти по тонкому лезвию между гротеском и реализмом — и не срезаться, важнейшее качество для артиста в системе Николая Владимировича.
Искромётный дар гротеска вкупе с высокопрофессиональной техникой сообщает всем ролям Фёдорова поразительную глубину, даёт то пространство свободы, где смех побеждает смерть, где со смертью в очередной раз можно сыграть в дурака.

Елена Соловьёва, «Культура Урала» № 6 2014[2]

Коллега по театру Олег Ягодин определил его положение в труппе как «батя»[5].

Вместе с театром участвовал во многих фестивалях как в стране: «Новая драма»[6], «Реальный театр»[7], «Золотая маска»[8][9], так и за рубежом: Passages в Нанси (2009)[10] и Метце (2013)[11], на Шекспировских фестивалях в Гданьске (2011), Бухаресте (2012)[12], Дьюле (2018)[13] и других. Входил в жюри Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» (Екатеринбург)[14], а также Всероссийского фестиваля «Юность»[15].

С 2011 года С. Фёдоров принимает участие в работе Центра Современной Драматургии, где кроме спектаклей[16][17] участвует в актёрских читках[18][19][20], в том числе выездных[21]. В 2013 году был приглашён в спектакль «Сатори» на новой сцене Свердловской музкомедии (режиссёр А. Вахов)[22][23].

В рамках III Уральской индустриальной биеннале в 2015 году вместе с другими артистами «Коляда-театра» принимал участие в променад-спектакле «Пролом» (драматург В. Шергин), игравшегося в цехах типографии «Уральский рабочий»[24], а в 2016 году в Уф ГЦСИ — в променад-спектакле «Школа» (драматурги: С. Карабаева, В. Шергин)[25][26].
В октябре 2017 года сыграл на открытии московского «Театр Новых пьес» Н. Коляды («Старая зайчиха»)[27]. В 2019 вышел на сцену Камерного театра в главной роли в «Гробовщике» А. Пушкина (реж. Н. Коляда)[28].

Первой заметной работой Сергея в кино стала роль алкоголика Васи Жмуркина в комедийно-детективном сериале 2007—2008 годов «Дело было в Гавриловке»[29]. Ныне у актёра опыт сотрудничества с Сергеем Лозницей и Алексеем Федорченко.

Сергей Фёдоров живёт и работает в Екатеринбурге. Женат на драматурге Анне Богачёвой[30], воспитывает сына[31].

Театральные работы

Малый драматический театр «Театрон»
  • «Точка зрения» В. Шукшина — Дед
  • «Лиса и виноград» Г. Фигейредо — Ксанф
  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда — Гамлет
  • «Что случилось в зоопарке» Э. Олби — Питер
  • «Клаустрофобия» К. Костенко — Гарин
  • «Карлсон вернулся» А. Линдгрен/Н. Коляда — Карлсон

«Коляда-театр»
  • «Мадам Роза» Н. Коляды — доктор Кац, Юсеф Кадир, мьсе Хамиль
  • «Птица Феникс» Н. Коляды — Иннокентий Козлов
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Городничий/судья
  • «Нежность» Н. Коляды — Он
  • «Амиго» Н. Коляды — Григорий Иванович
  • «Землемер» Н. Коляды — Соловей (Иван)
  • «Старая зайчиха» Н. Коляды — Он
  • «Тутанхамон» Н. Коляды — Тигран
  • «Букет» Н. Коляды — Фёкла
  • «Гамлет» У. Шекспира — Первый актёр
  • «Курица» Н. Коляды — Фёдор Ильич Галактионов
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Анучкин, отставной пехотный офицер
  • «Король Лир» У. Шекспира — Герцог Корнуэльский (Корнуолл)
  • «Безымянная звезда» М. Себастиана — Начальник вокзала
  • «Фронтовичка» А. Батуриной — Марк Анатольевич
  • «Группа ликования» Н. Коляды — Борис Кочубей
  • «Трамвай „Желание“» Т. Уильямса — Индеец, Врач
  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Гаев
  • «Два плюс два» Н. Коляды — Толик
  • «Борис Годунов» А. Пушкина — Воротынский, Пристав 1, Стольник 1, Щелкалов
  • «Баба Шанель» Н. Коляды — Капитолина Петровна
  • «Маскарад» М. Лермонтова — Казарин
  • «Концлагеристы» В. Шергина — Федот
  • «Слуга двух господ» К. Гольдони — Бригелла
  • «Нюня» Н. Коляды — Первый старик
  • «Играем Мольера» Ж.-Б. Мольера/Н. Коляды — Оронт
  • «Мёртвые души» Н. Гоголя — Собакевич
  • «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса — Большой Папа
  • «Ричард III» У. Шекспира — Король Эдуард
  • «Маленькие трагедии» А. Пушкина — Председатель, Барон
  • «Старосветская любовь» Н. Гоголя/Н. Коляды — Афанасий Иванович Товстогуб
  • «Фальшивый купон» Л. Толстого/Е. Бронниковой, Н. Коляды — Смоковников Фёдор Михайлович
  • «Дыроватый камень» Н. Коляды — Игорь Петрович
  • «Двенадцать стульев» И. Ильфа, Е. Петрова — Отец Фёдор
  • «Мата Хари – Любовь» Н. Коляды — Николаев
  • «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» Н. Гоголя/Н. Коляды — Степан Петрович Курочка
  • «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского — Сиплый
  • «Калигула» Н. Коляды — Клавдий
  • «Нефритка» С. Ермолина — Таксист
  • «Иван Васильевич» В. Шергина — Бунша-Корецкий / Иоанн Грозный
  • «Анна Каренина» по роману Л. Толстого, инсценировка Н. Коляды — Князь Щербацкий

Центр современной драматургии
  • «Партия» В. Зуева — случайный друг (эскиз спектакля)
  • «Чайка» А. Чехова — Сорин
  • «В этом городе жил и работал…» по пьесе К. Костенко «Техническая неисправность» — Андреевич

Свердловский театр музыкальной комедии
  • «Сатори» К. Костенко — Николаенко
Камерный театр
  • «Гробовщик» А. Пушкина — Прохоров Андриан

Фильмография

Награды и звания

Отзывы

«Гамлет»

«Гамлет», 2014
«Гамлет», с А. Ваховым, 2014

Премьер (Сергей Фёдоров) читает знаменитый монолог о Гекубе с таким мощным рёвом и завываниями, что не только стены трясутся и зритель трепещет, но и сам герой, как в падучей, долго не может отойти от великой силы своего искусства.
…и вся сцена опять оборачивается пародией на пафосный мёртвый театр.

Галина Брандт, «Петербургский театральный журнал»,
июнь 2007
[37]

Четыре года непрестанного совершенствования актёрского мастерства у Коляды в одноимённом театре дали о себе знать. Утром Фёдоров играл бойкого Карлсона, а вечером разнузданного дембеля в «Нежности». Утром Карабас-Барабас, а вечером — Анучкин в «Женитьбе». Хозяин харчевни в «Золотом ключике», а потом — Городничий в «Ревизоре». С трудом отпросившись у Николая Коляды, бежал на съёмочную площадку «Дела…».

«Комсомольская правда», 17 января 2008 [38]

«Ревизор»

…в самом финале Городничему (Сергей Фёдоров) будет слышаться звон, с которым уезжает из города Хлестаков, звон, с которым рассеивается, как дым, надежда на новую жизнь. Однако далеко не сразу можно увидеть в спектакле человеческую драму, подлинные слезы Городничего, разглядеть за балаганной маской лицо живого человека.
Кульминация обостряет образ Городничего как героя страдающего. И последние сцены с ним совсем не похожи на предыдущие, не только общим настроением, но даже манерой исполнения. От иронии и китча у Сергея Фёдорова не остаётся и следа – на свет проглядывают человеческие чувства.

Алла Шуленина, «Экран и сцена», сентябрь 2012 [39]

«Мёртвые души»

«Мёртвые души», с М. Чопчияном
2014
«Мёртвые души», с М. Чопчияном
2014

Собакевич — грустная нота, он Ельцин при костюме, в исполнении, само собой, Сергея Фёдорова. Универсальный Фёдоров в «Гамлете» играет старого лицедея труппы бродячего театра. Он даёт там такую возгонку оголтелого, бешеного наигрыша, что это переворачивается и становится правильным архетипом. Фёдоров — лучший, без сомнения, пародист БээНа. Такой Борис Николаевич нам незнаком — торгующийся до посинения, но продающий свой мёртвый народец задарма гопнику Чичикову.

Дмитрий Лисин, «Свободная Пресса», январь 2014 [40]

Собакевич — оживший мертвец. Сергей Фёдоров играет ожившего Ельцина. Причем играет принципиально не пародийно, а вот так, словно бы ожил Борис. Живой Ельцин. С морализмом и презрительным прищуром. С криминальными ухватами, с партийным прошлым. Губернатор-парторг.

Павел Руднев, январь 2014 [41]

«Кошка на раскалённой крыше»

Большой Па Фёдорова даже не пытается хвататься за воспоминания, он растерян и обращается в прошлое лишь потому, что не может найти других слов, его охватывает сильный страх, он не знает, чего ему ждать. Смерть наступает задолго до реального умирания, он забирается в кокон, из которого ему уже не суждено вырваться.

Илья Губин, «Петербургский театральный журнал», октябрь 2015 [42]

«В этом городе жил и работал…»

«В этом городе жил и работал…»,
2017
«В этом городе жил и работал…»,
с О. Ягодиным, 2017

Сергей Фёдоров мастерски лепит мелкого беса – то нервно почёсываясь, то вскидываясь или ёжась, лихорадочно перемётываясь с места на место, жарко шипя и бормоча. Он оказывается младшим в адской иерархии, встречающей героя на входе в преисподнюю.
Сергей Фёдоров играет не только суетливого неврастеника Андреевича, но и его жену – вальяжно-томную даму, мороча Блика мерцающими отражениями – женщина ли перед ним или всё же переодетый мужчина?

Наталья Шаинян, «Театрал», июнь 2015 [43]

Примечания

  1. Сергей Фёдоров. ВКонтакте. Дата обращения: 7 января 2023.
  2. 2,0 2,1 Соловьёва Елена. Хроники семейного театра // Культура Урала : журнал. — 2014. — Июнь (№ 6).
  3. «Весь мир — тюрьма», «Петербургский театральный журнал», январь 2004. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 12 мая 2019 года.
  4. Сафуанов Ильдар. Вне столиц / Шапка Мономаха и кокошники // Современная драматургия : журнал. — 2012. — № 2. — С. 169. — ISSN 0207-7698.
  5. «Механизмы Олега Ягодина», Анастасия Ким, «Петербургский театральный журнал», сентябрь 2010. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 12 мая 2019 года.
  6. Список участников Фестиваля «Новая драма». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 22 января 2022 года.
  7. «Реальный театр» покажет спектакли из России, Эстонии, Болгарии и Франции, журнал «Театр.». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 9 августа 2019 года.
  8. Номинанты 2010, «Трамвай „Желание“», Фестиваль «Золотая Маска». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 5 сентября 2016 года.
  9. Номинанты 2011, «Фронтовичка», Фестиваль «Золотая Маска». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 15 апреля 2019 года.
  10. Le Monde «Le Théâtre Kolyada, pauvre en moyens, riche en images». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 8 марта 2018 года.
  11. Le Monde «Deux facettes de la Russie sur les routes de France». Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 8 марта 2018 года.
  12. Shakespeare International Festival in Bucharest, 30 April—1 May 2012. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 13 июня 2021 года.
  13. Shakespeare Fesztivál Gyula, 8 — 15 Július 2018. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 9 августа 2019 года.
  14. Решение жюри IV Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays», 30 июня 2010. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 18 мая 2019 года.
  15. Сегодня завершается Фестиваль Юность, Свердловское отделение СТД РФ, 19 ноября 2009. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 18 мая 2019 года.
  16. «Первый проект Центра современной драматургии 2011 года!», ЖЖ/kolyada_forum, 20 февраля 2011. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 26 марта 2012 года.
  17. Премьера спектакля!, Свердловское отделение СТД РФ, 21 февраля 2011. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 18 мая 2019 года.
  18. Вечер монологов. Центр современной драматургии, 02 марта 2010. Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
  19. «В одиночестве хлопковых полей» Б.-М. Кольтеса. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 29 января 2019 года.
  20. Горячая пьеса из Франции, 2015. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 12 мая 2019 года.
  21. Читка пьесы Валерия Шергина «Н.Ж.В.Д.» о тех, кто любит родину, Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области, 21 июня 2017
  22. «Сатори» К. Костенко в Свердловском театре музкомедии. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 13 мая 2019 года.
  23. «Всеобщее озарение», Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей РФ, 11 июля 2013
  24. Главное свердловское событие осени приоткрыло занавес. За ним — «Пролом» во времени и пространстве, ura.ru, 28 августа 2015
  25. Спектакль-променад «Школа», Государственный центр современного искусcтва, сентябрь 2016. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 6 сентября 2017 года.
  26. Школа-призрак, «Культура.Екатеринбург.рф», 11 октября 2016
  27. Валерий Кичин. Игры скоморохов: В Москве открывается филиал «Коляда-театра» // Российская газета. — 2017. — 19 октябрь (№ 238 (7404)). — ISSN 1606-5484. Архивировано 18 мая 2019 года.
  28. «Гробовщик». Чёрная комедия. Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
  29. Актёры советского и российского кино, Сергей Фёдоров. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 13 мая 2019 года.
  30. Артист Сергей Фёдоров берет в жёны драматурга Анну Богачёву, «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн», 27 февраля 2009. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 16 мая 2019 года.
  31. Николай Коляда: «Главное в театре — это актёр», Интернет-журнал «Театрон», 05 февраля 2013. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 17 мая 2019 года.
  32. Сергей Фёдоров, ЖЖ/kolyadanik, 24 июня 2007. Дата обращения: 8 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2008 г. № 27. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 26 июня 2018 года.
  34. Завершился фестиваль «Браво!—2010», Свердловское отделение СТД РФ, 31 мая 2011,. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 14 октября 2018 года.
  35. «Июнь закончился вместе с фестивалем», Свердловское отделение СТД РФ, 01 июля 2014. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 18 мая 2019 года.
  36. «От Томска до Нью-Йорка», Юлия Матафонова, «Уральский рабочий», 3 июля 2014
  37. Брандт Галина. Пляска под названием «Гамлет» // Петербургский театральный журнал. — 2007. — Июнь (№ 3 (49)). — ISSN 0869-8198. Архивировано 13 мая 2019 года.
  38. Звёзды. Актёр «Коляда-театра» стал заслуженным артистом России // Комсомольская правда : газета. — 2008. — 17 январь. — ISSN 0233-433X. Архивировано 9 августа 2019 года.
  39. Шуленина Алла. Семейный портрет в золочёной раме // Экран и сцена : газета. — 2012. — 14 сентябрь (№ 17). Архивировано 28 октября 2021 года.
  40. Лисин Дмитрий. Культура. In the death car // Свободная Пресса. — 2014. — 25 январь. Архивировано 12 мая 2019 года.
  41. «Мёртвые души», Коляда-театр, ЖЖ/pavelrudnev, 17 января 2014. Дата обращения: 9 августа 2019. Архивировано 9 августа 2019 года.
  42. Губин Илья. За маской клоунессы… // Петербургский театральный журнал. — 2015. — Октябрь. — ISSN 0869-8198. Архивировано 13 мая 2019 года.
  43. Шаинян Наталья. Чёрное пятно на карте // Театрал : журнал. — Театральные Новые Известия, 2015. — 23 июнь. Архивировано 8 августа 2019 года.

Ссылки