Фрегаты типа «Леопард»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фрегаты типа «Леопард»
Leopard-class frigate
HMS Jaguar (F37)HMS Jaguar (F37)
Проект
Страна
Операторы
Годы постройки 1953—1960

Фрегаты типа «Леопард» (фрегаты типа 41) — серия фрегатов противовоздушной обороны, построенных для Королевского флота (4 корабля) и ВМС Индии (3 корабля) в 1950-х годах.[1][2] Type 41 вместе с его вариантом (фрегаты типа «Солсбери», тип 61) стали первыми в Королевском флоте кораблями с дизельной силовой установкой, предполагаемыми преимуществами которой были большая дальность плавания, низкое потребление топлива, сокращённый экипаж (меньшая потребность в квалифицированном персонале) и более простая конструкция.

Несмотря на успех, усовершенствования традиционной технологии паровых турбин стерли преимущество дизельных силовых установок в экономии топлива и привели к сокращению производства в пользу фрегата типа 12, похожего по общей конструкции.

Конструкция

Эти корабли предназначались для ПВО конвоев и десантных групп, а также в качестве легких эсминцев при выполнении отдельных задач. Они не предназначались для работы с оперативными авианосными группами, которые имели скорость более 28 узлов, и поэтому развивали только 24 узла. Планы строительства таких кораблей возникли в конце Второй мировой войны и сразу после нее как часть проекта 1945 года по созданию фрегатов ПЛО, ПВО и радиолокационного дозора, которые должны были иметь одинаковый корпус и силовую установку. Проектирование фрегата типа 41 было завершено декабре 1947 г.[3]

Так же как эсминцы типа «Бэттл» 1950 года (для массового производства в чрезвычайных ситуациях) и не пошедший в производство двухбашенный эсминец типа G 1942 года, на который по конструкции корпуса очень похож эскортный корабль 1944 года (верфи, на которых строились фрегаты типа 41, например Dennys Glasgow, был обеспечены полной документацией на корабли типа Gallant 1944 года[4]), фрегаты типа 41 «Леопард» были вооружены новейшими сдвоенными башнями Mk6 с полуавтоматическими орудиями калибра 114 мм. Это означало, что, в отличие от других послевоенных фрегатов, тип 41 имел полное вооружение эсминца из двух сдвоенных 114-мм орудий в башне Mk6, что давало им более мощное вооружение, чем у эсминцев типа Battle или Weapon.

«Ягуар» в пути

Первые производственные заказы появились в программах 1951/2 и 1952/3 гг. В 1953 году были запланированы одиннадцать дополнительных фрегатов типа 41, также с «кошачьими» именами, такими как Cougar и Cheetah, вместе с десятью фрегатами типа 61 («Солсбери»),[5] с которыми они имели одинаковый корпус и механику.

В отличие от фрегатов типа 61, радарная установка фрегатов типа 41 имела дополнительную возможность обнаруживать надводные цели, в то время как радарная установка фрегатов радиолокационного дозора (AD, Aircraft Direction) типа 61 была на первоначальном этапе в значительной степени идентична модернизированному крейсеру AD «Royalist» типа Dido. На «Леопарде» был установлен новый навигационный радар Type 992 для дальнего обнаружения надводных целей и Type 960M для дальнего воздушного предупреждения; тип 61 имел четыре специализированные системы типов 293, 977М, 960М и 982М.

Предполагаемая версия ПЛО, Type 11 (см. Систему типов Королевского флота), была отменена, поскольку их максимальная скорость 24 узла была недостаточной для сопровождения оперативных групп быстрых авианосцев, в частности флагмана HMS Eagle, введенного в эксплуатацию в 1951 году. Однако на практике фрегаты и эсминцы, движущиеся со скоростью более 25 узлов, создавали турбулентность, которая затрудняла использование их собственных гидролокаторов, и могли поражать быстро движущиеся подводные лодки только с помощью вертолета с собственным гидролокатором. Таким образом, Type 41 по-прежнему оснащались лучшими английскими гидролокаторами конца 1950-х годов типов 170 и 174 (которые оставались хорошими пассивными гидролокаторами до 1970-х годов), но были оснащены лишь минимальной батареей противолодочных бомбомётов.

Благодаря низкому расходу топлива своей дизельной силовой установки Type 41 обладал большой дальностью плавания. Всего на кораблях было двенадцать дизельных двигателей Admiralty Standard Range Mk.1 (ASR1), расположенных по четыре в трех машинных отделениях. В носовом и кормовом машинных отделениях два двигателя были соединены с приводными валами гидромуфтами и редукторами, а два других не были связаны с валами, а приводили в движение генераторы мощностью 360 кВт для обеспечения электроэнергией. В центральном машинном отделении все четыре двигателя соединялись с валами.[6] Jaguar был оснащен гребными винтами регулируемого шага.[7] Первоначально дизельные двигатели оказались несколько ненадежными, но постепенно эти проблемы были преодолены, и надежность в конечном итоге стала удовлетворительной.[3]

Тип Leopard также был оснащен системой гидравлической стабилизации раннего типа, состоящей из двух стабилизаторов, которые можно было выдвигать за пределы основного корпуса с левого и правого борта из отсека между двумя машинными отделениями. Гироскопы с относительно простой системой управления оказались очень эффективными в использовании. Во время испытаний каждые три месяца в море корабль был легко управляем при качке 20+° с помощью ручного управления на мостике. Перед проведением испытаний необходимо было делать предварительное предупреждение по корабельной системе оповещения о фиксации незакрепленных предметов. При использовании было замечено небольшое снижение максимальной скорости.

К 1955 году в результате серьёзных усилий был достигнут успех в разработке новых паровых турбин, обеспечивающих скорость в 30 узлов и трансатлантическую дальность плавания для сопровождения конвоев. Этими двигателями оснащались фрегаты типа 12 («Уитби»). В результате заказы на новые дизель-электрические фрегаты были отменены, заменены заказами на Type 12 или проданы Индии.

В конце 1950-х годов в течение нескольких лет после введения в строй первых фрегатов типа 41 они считались устаревшими в качестве кораблей ПВО, которое было их основной функцией. В результате в январе 1955 года было решено отказаться от замены 114-мм орудий на 76-мм/70 зенитные из-за их высокой стоимости и распространённого убеждения, что зенитные орудия устарели по сравнению с реактивной авиацией и ракетными комплексами.[8] Модернизация спаренных 114-мм орудий для увеличения скорострельности с 14 до 24 выстрелов в минуту не удалось. Замена ненадежной 40-мм артиллерийской установки STAAG Bofors ракетами класса «поверхность-воздух» Seacat была отменена по экономическим причинам, и в конечном итоге орудия были заменены одной пушкой Bofors с ручным управлением.[7] Также отказались от замены экспериментального варианта быстровращающегося локатора целеуказания типа 992 на более медленный стандартный 993. Лишь РЛС малой дальности типа 262 MRS1 обеспечивала вспомогательное управление зенитным огнем основных орудий.

Служба

«Ягуар» в Амстердаме, 1968 год

Фрегаты типа Leopard использовались в основном в качестве патрульных фрегатов, особенно на южноамериканской базе, где большая дальность плавания и внешний вид эсминца были особенно предпочтительны. Работая с базы ВМФ Саймонстаун в Южной Африке,[7] они частично заменили крейсера типа Dido HMS Euryalus и Cleopatra, которые обычно использовались для выполнения этих задач в 1946—1954 гг. Была надежда, что пары фрегатов типа 41 с четырьмя спаренными 114-мм орудиями будет достаточно для сдерживания одиночного русского крейсера типа «Свердлов», который, по мнению британской военно-морской разведки, был частично задуман для угрозы торговым путям из Буэнос-Айреса в Британию. Позже они широко использовались на Дальнем Востоке во время конфронтации 1963-68 годов с Индонезией из-за Борнео и Малайзии, для которой Type 41 с полностью артиллерийским вооружением, снова хорошо подходили. В 1970-х они несли службу во время тесковых войн.[9]

В 1972 году было решено больше не переоборудовать HMS Puma, поскольку приобретение фрегата Black Star, заказанного Ганой, и ввод его в эксплуатацию как HMS Mermaid обошлось дешевле, чем ремонт. Последней миссией HMS Leopard было участие в тресковой войне 1975—1976 годов, где он противостоял исландским канонерским лодкам. HMS Lynx был последним действующим кораблем этого типа и участвовал в смотре флота в Спитхеде в 1977 году. HMS Jaguar был реактивирован из резервной эскадры во время третьей тресковой войны, но дал течь во время перехода в Исландию и вернулся в Чатем.

HMS Jaguar и HMS Lynx были проданы ВМС Бангладеш в 1978 и марте 1982 года соответственно. Если бы их сохранили еще на несколько лет, они могли бы идеально подойти во время Фолклендской войны для артиллерийской поддержки и противовоздушной обороны кораблей, разгружающихся в Сан-Карлос-Уотер.[10] Эсминцы и фрегаты, остававшиеся на вооружении Королевского флота в 1982 г., имели только одну орудийную башню, новые 114-мм Mk.8 часто заклинивали, а корабли со спаренными 114-мм башнями Mk.6 (на каждую башню требовалось 40-45 человек), редко проводили даже испытательные стрельбы из оружия. Как бы то ни было, ВМС Бангладеш сочли фрегаты типа Leopard удовлетворительными, и корабли прослужили там до 2013 года.

Строительная программа

Pennant Name (a) Hull builder

(b) Main machinery manufacturers
Ordered Laid down Launched Accepted into service Commissioned Estimated building cost Fate
F14 HMS <i id="mwkA">Leopard</i> (a) HM Dockyard, Portsmouth

(b) Vickers Armstrong (Engineers) Ltd, Barrow-in-Furness

(b) Peter Brotherhood Limited, Peterborough
21 August 1951[11] 25 March 1953[12] 23 May 1955[12] December 1958[13] 30 September 1958[12] £3,545,000[13] Paid off for last time 12 December 1975.[14] Broken up 1977.[12]
F27 HMS <i id="mwsw">Lynx</i> (a) John Brown and Co Ltd, Clydebank

(b) Crossley Brothers Ltd, Manchester

(b) British Polar Engines Ltd, Glasgow
28 June 1951[11] 13 August 1953[12] 12 January 1955[12] 14 March 1957[15] 14 March 1957[12] £2,720,000[15] Sold to Bangladesh 12 March 1982, renamed BNS Abu Bakr.[16] Decommissioned 22 January 2013.
F34 HMS <i id="mw1w">Puma</i> (a) Scotts Shipbuilding and Engineering Co Ltd, Greenock

(b) HM Dockyard, Chatham

(b) British Polar Engines Ltd, Glasgow
28 June 1951[11] 16 November 1953[12] 30 June 1954[12] April 1957[17] 27 April 1957[12] £2,914,000[17] Paid off for last time June 1972.[14] Broken up 1976.[12]
F37 HMS <i id="mw-Q">Jaguar</i> (a) Wm Denny Bros Ltd, Dumbarton

(b) Crossley Bros Ltd, Manchester
28 June 1951[11] 2 November 1953[12] 20 July 1957[12] December 1959[18] 12 December 1959[12] £3,772,000[18] Sold to Bangladesh 6 July 1978 for £2 million,[16] renamed BNS Ali Haider.[12] Decommissioned 22 January 2013.
F34 INS <i id="mwARw">Brahmaputra</i> (ex-HMS Panther) (a) John Brown and Co Ltd, Clydebank[19] 1954[19] 20 October 1955[19] 13 March 1957[19] 31 March 1958[19] Ordered HMS Panther, but transferred to India 1953.[12] Decommissioned 30 June 1986[20] Broken Up 1986.[19]
F37 INS <i id="mwATs">Beas</i> (a) Vickers Armstrongs (Shipbuilders) Ltd, Newcastle upon Tyne[19] 1954[19] 29 November 1956[19] 9 October 1958[19] 24 May 1960[19] Decommissioned 22 December 1992[20] Broken up 1992.[19]
F38 INS <i id="mwAVY">Betwa</i> (a) Vickers Armstrongs (Shipbuilders) Ltd, Newcastle upon Tyne[19] 1954[19] 29 May 1957[19] 15 September 1959[19] 8 December 1960[19] Decommissioned 31 December 1991[20] Broken Up 1988.[19]

Пятый корабль Королевского флота HMS Panther закладывали дважды. Первый был передан Индии в 1953 году перед закладкой, а корабль, планировавшийся ему на замену был отменён в 1957 году до закладки.[21]

Примечания

  1. Purvis, M.K., 'Post War RN Frigate and Guided Missile Destroyer Design 1944—1969', Transactions, Royal Institution of Naval Architects (RINA), 1974
  2. Marriott, Leo, 'Royal Navy Frigates Since 1945', Second Edition, ISBN 0-7110-1915-0, Published by Ian Allan Ltd (Surrey, UK), 1990
  3. 3,0 3,1 D.K. Brown & G. Moore. Rebuilding the Royal Navy. Naval Design since 1945. Seaforth. Barnssley (2013) p 74
  4. I. Buxton. Shipyard Apprentice. Ships Monthly 4/2019, pp. 36,39
  5. Brown & Moore (2012) p 73-4
  6. L. Marriott. Royal Navy Frigates 1945-83. Ian Allen. London (1951), p.45-47
  7. 7,0 7,1 7,2 L. Marriott. Royal Navy Frigates 1945-83. Ian Allen. London (1951), p. 51
  8. Brown & Moore. Rebuilding the RN (2012) p 73-74 & N, Friedman. British Destroyers and Frigates after WW2. Seaforth. Barnsley (2012) p 208—211
  9. Marriott.RN frigates. Ian Allen. London (1983) & 1990, p 50-1
  10. Marriot.British Frigates 1945—1983(London)1983, p 52
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Moore, George, The dawn of the Salisbury, Leopard and Whitby class frigates in Warship, 2004, pub Conways, 2004, ISBN 0-85177-948-4 page 134.

    Moore gives the dates the vessels were ordered as 21 August 1951 for Leopard and 28 June 1951 for the others.
  12. 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 12,11 12,12 12,13 12,14 12,15 Gardiner, Robert Conway’s All the World’s Fighting Ships 1947—1995, pub Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1 page 516.

    This source says that first orders were placed in August 1951, which contradicts the article by George Moore in Warship, 2004
  13. 13,0 13,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок NE1959 не указан текст
  14. 14,0 14,1 Friedman, Norman British Destroyers and Frigates, the Second World War and After, pub Seaforth, 2006, ISBN 978-1-84832-015-4 page 338.
  15. 15,0 15,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок NE1957 не указан текст
  16. 16,0 16,1 Gardiner, Robert Conway’s All the World’s Fighting Ships 1947—1995, pub Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1 page 23.
  17. 17,0 17,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок NE1958 не указан текст
  18. 18,0 18,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок NE1960 не указан текст
  19. 19,00 19,01 19,02 19,03 19,04 19,05 19,06 19,07 19,08 19,09 19,10 19,11 19,12 19,13 19,14 19,15 19,16 19,17 Gardiner, Robert Conway’s All the World’s Fighting Ships 1947—1995, pub Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1 page 174.
  20. 20,0 20,1 20,2 Hiranandani G.M, Transition to Eminence — The Indian Navy 1976 — 90; pub Lancer New Delhi 2005, ISBN 9788170622666
  21. Gardiner, Robert Conway’s All the World’s Fighting Ships 1947—1995, pub Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1ISBN 0-85177-605-1 page 516.

    This source says that first orders were placed in August 1951, which contradicts the article by George Moore in Warship, 2004

Источники

  • Gardiner, Robert, Conway’s All the World’s Fighting Ships 1947—1995 Conway Maritime Press, 1995. ISBN 1-55750-132-7ISBN 1-55750-132-7
  • Hiranandani G.M,'Transition to Eminence — The Indian Navy 1976 — 90'; pub Lancer, New Delhi 2005, ISBN 9788170622666
  • Marriott, Leo, 'Royal Navy Frigates Since 1945', Second Edition, ISBN 0-7110-1915-0, Published by Ian Allan Ltd (Surrey, UK), 1990
  • Purvis, M.K., 'Post War RN Frigate and Guided Missile Destroyer Design 1944—1969', Transactions, Royal Institution of Naval Architects (RINA), 1974