Французы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Француженка»)
Французы
Современное самоназвание фр. les Français
Расселение

 Франция: 61 000 000 

 США: 980 000
Язык французский
Религия христианство: католицизм, кальвинизм
Входит в романские народы
Родственные народы по языку: арумыны, истрорумыны, молдаване, румыны, итальянцы, испанцы, португальцы, фриулы, романши, корсиканцы, мегленорумыны, ладины
Происхождение галло-римляне, галлы, франки, бургунды, и частично вестготы, норманны, бритты, аквитаны

Францу́зы (фр. les Français) — романоязычный западноевропейский народ (этнос) смешанного галло-романско-германского этногенеза, основное население Франции[1]. В противовес этническому принципу, французская конституция определяет французов как политическую нацию, без учёта происхождения её граждан[2]. Некоторые меньшинства Франции, такие как бретонцы, корсиканцы, провансальцы или эльзасцы сами отделяют свою национальную идентичность от этнически французской. Нередки случаи многоуровневой идентичности.

Терминология

Принадлежность к нации имеет во Франции смысл, существенно отличающийся от русского. Специалист по иммиграции во Франции Патрик Вейль[фр.] объясняет это различие историческими причинами[3].

С одной стороны, понятие принадлежности к стране (гражданство, подданство) может основываться на кровном родстве. Это понятие органически вытекает из определения «страны — нации», определившей политическое деление Европы в XIX веке. Впервые правило было сформулировано во Франции, в 1803 году, в гражданском кодексе Наполеона I. Впоследствии это правило было принято большинством европейских стран, в том числе Россией (1964 год).

С другой стороны, принадлежность к стране может основываться на месте рождения. В силу ряда причин[4], в 1889 году Франция принимает закон, согласно которому любой человек, рождённый на французской территории, может претендовать на французское гражданство по достижении совершеннолетия. При этом сохранялось и старое правило: ребёнок двух французских граждан автоматически становился французом, вне зависимости от места рождения.

Третья возможность получения гражданства — принятие его спустя некоторое время проживания в стране — появилось во Франции в 1927 году, вследствие большого потока иммигрантов, в том числе первой волны русской эмиграции.

Таким образом, принципы получения французского гражданства существенно отличаются от принятых в России[5].

В 1991 году Конституционный совет Франции счёл формулировку «Корсиканский народ» (в контексте «корсиканский народ— составная часть французского народа») неконституционной, указав на неделимость «французского народа» на различные категории[6].

Этногенез и развитие

Современные мифы об античных предках

Памятник Верцингеторигу в Ализ-Сент-Рен

Французский национальный миф начинается с кельтов (галлов) — наиболее западной индоевропейской группы, рано отделившейся от праиндоевропейцев и создавшей самобытную культуру за несколько веков до завоевания Цезарем. К наиболее могущественным племенам относились арверны (в гористой местности современной Оверни) и эдуи (между Соной и Луарой). Индоевропейские кельты вытеснили на юг более древнее население (к примеру, неолитических лигуров), лишь одна из ветвей иберов — аквитаны сохранились в небольшом количестве в западной части Пиренеев. Название исторической местности Гасконь напоминает о старом ареале басков, которые, однако, в отличие от Испании не сохранили здесь особый национальный статус.

После римского завоевания преимущественная часть кельтской знати ассимилировалась, а простолюдины слились с римлянами в период Поздней Античности в галлороманов — смешанное, наполовину романизированное население. Они имели римские гражданские права и до IV века приняли христианство. Предводитель галлов в войне против римлян Верцингеториг долгое время считался кельтским варваром и был возрождён в памяти лишь в эпоху романтизма (XIX век). В период правления Наполеона III легендарному кельтскому князю был воздвигнут памятник, а его гордая капитуляция перед Цезарем была возвышена до уровня национального мифа (особенно, после капитуляции Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов).

Смешения эпохи Великого переселения народов

Крещение Хлодвига I (500 год)

В ходе Великого переселения народов христианизированное галлороманское население было потеснено на юго-востоке бургундами, на юго-западе вестготами и в конечном итоге было подчинено салическими франками. Победа франков над алеманами в битве при Толбиаке позже преподносилась[кем?] как начало французской истории. Несколько сотен тысяч языческих франков, составлявших высший слой общества, правили над католическим большинством галлороманов, насчитывавших 6—10 миллионов человек. После крещения короля франков Хлодвига I его соплеменники постепенно смешались с местной знатью. К германским народам эпохи Великого переселения в X веке добавились норманны. Способность галлороманского культурного большинства ассимилировать пришельцев в данном случае проявилась ярче всего: в течение всего нескольких поколений норманны стали полными франкофонами, завоевав впоследствии Англию и юг Италии. В отличие от них, переселившиеся с Британских островов в V веке кельтские бретонцы сохранили свою культурную идентичность до наших дней.

В ходе образования могущественного Франкского государства в период правления Карла Великого галлороманская культура получила космополитический оттенок. После разделения государства в 843 году единство галлороманской нации проявилось в появлении нового языка. Тогда как в Восточно-Франкском королевстве (будущей Германии) доминировал германский язык, в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) доминировал галлороманский. До X века как со стороны западнофранкских каролингов, так и со стороны восточнофранкских правителей по крайней мере теоретически сохранялась идея единства Франкской империи. Поэтому появление первого французского государства большинством историков датируется 987 годом, начиная с коронации Гуго Капета.

Народ и государство в Средние века

Национальное сознание Нового времени

Религия, культура, искусство

Большинство французов — католики. Среди молодёжи распространен атеизм. На юге страны распространен кальвинизм. В последнее время распространяется ислам.


Культурно-языковые группы французского происхождения

карта мира франкоязычных стран
Карта, показывающая этнолингвистические группы в Метрополии Франции:      Алеманнский диалект      Франкопровансальский язык      Баски      Бретонцы      Каталонцы      Корсиканцы      Фламандцы      Окситанский язык      Языки ойль

Язык

Главный язык — французский.

Франкоязычные меньшинства других стран (например, валлоны в Бельгии или швейцарцы) французами не являются.

Галерея

Исторические цитаты

Княгиня М. К. Тенишева:

…французы редко переходят границы в выражении восторга[7]

См. также

Примечания

  1. Большой толковый словарь на gramota.ru. Дата обращения: 25 февраля 2018. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  2. Qu’est-ce qu'être français ?. Дата обращения: 6 октября 2010. Архивировано 13 октября 2010 года.
  3. Патрик Вейль, «Гражданство и национальность» Архивная копия от 16 февраля 2012 на Wayback Machine, «Вестник Европы» 2005, № 15
  4. Патрик Вейль приводит в качестве основной причины желание государства получить в своё подданство жителей приграничных районов Франции, у которых часто хотя бы один родитель был не французом, что автоматически делало их иностранцами, на которых не распространялся воинский призыв.
  5. В России право гражданства всё ещё основывается на кровном родстве. Патрик Вейль в качестве объяснения приводит отсутствие исторически зафиксированных границ — в течение XX века граница России несколько раз существенно изменялась. Вторым объясняющим фактором он приводит большое количество россиян за рубежом — для сохранения их детей в российском гражданстве необходимо поддержание гражданства по кровному родству.
  6. Décision n° 91-290 DC du 9 mai 1991. Дата обращения: 27 апреля 2016. Архивировано 18 мая 2016 года.
  7. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8

Литература

Ссылки