Фортуна (шитик)
Фортуна | |
---|---|
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | шитик |
Тип парусного вооружения | галиот |
Организация | Охотская верфь |
Изготовитель | П. А. Чаплин. |
Строительство начато | 1726 |
Спущен на воду | 8 (19) июня 1727 года |
Выведен из состава флота | 1737 год |
Основные характеристики | |
Движитель | паруса |
«Фортуна» — деревянный шитик с парусным вооружением галиота, построенный под руководством гардемарина П. А. Чаплина для экспедиции В. И. Беринга на Охотской верфи в 1727 году, участник Первой камчатской экспедиции, экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого и Великой северной экспедиции, выполнял грузовые и почтовые перевозки между Охотском и Камчаткой. Первый корабль под Андреевским флагом на Тихом океане.
История службы
В декабре 1724 года по указу Петра I в Главном Адмиралтействе началась подготовка экспедиции для исследования Камчатки и поиска пролива между Азией и Америкой. Начальником экспедиции был назначен капитан 1 ранга Витус Беринг[1].
Первая камчатская экспедиция
В 1726 году первый отряд экспедиции под руководством гардемарина П. А. Чаплина прибыл в Охотск. В том же году на верфи был заложен шитик, строительством которого руководил Чаплин. 8 (19) июля 1727 года щитик был спущен на воду и был назван «Фортуна». Судно представляло собой парусный деревянный одномачтовый шитик с парусным вооружением галиота[2]. Шитик был послан из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции. После доставки груза, 11 августа вернулся в Охотск[3]. Шитик стал первым кораблём под Андреевским флагом на Тихом океане[2].
21 августа шитик, на борту которого были Беринг и капитан-лейтенант М. П. Шпанберг[4], а также лодья, построенная в 1720 году поморами в Охотске[5] и отремонтированная Чаплиным, под командованием лейтенанта А. И. Чирикова, вышли с членами экспедиции в море. 4 сентября суда прибыли в Большерецк[3], где и зазимовали. Далее члены экспедиции сухопутным и речными путями продвигалась к Нижнекамчатскому острогу, где решено было строить верфь и бот для морского похода[6].
6 (17) июня 1728 года из Большерецка в Нижнекамчатский острог прибыл шитик «Фортуна» под командованием морехода Кондратия Мошкова[7]. Это было первое плавание мореходного судна вокруг Камчатского Носа (мыса Лопатка). К этому времени близ острога уже был построен и спущен на воду бот «Святой Гавриил» (спущен на воду 9 (20) июня 1728 года). Шитик доставивший остатки снаряжения экспедиции, планировался Берингом к совместному дальнему морскому плаванию с ботом, но в связи с необходимостью ремонта и недостатком времени для подготовки «Фортуны», решено было шитик в плавание не брать[8][9]. В 1729 году шитик вернулся в Большерецк, а затем в Охотск[3].
Экспедиция А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого
В августе 1729 года, после завершения Первой камчатской экспедиции, шитик «Фортуна» и бот «Святой Гавриил» были переданы в распоряжение экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого[10], которая была создана для поиска и освоения новых земель[11][12]. Шитик «Фортуна» под командованием Василия Афанасьевича Шестакова, сына руководителя экспедиции А. Ф. Шестакова, был направлен на Курилы, где посетил первые пять Северных Курильских островов и собрал с местных жителей ясак. 6 (17) августа 1730 года шитик пришёл в устье реки Камчатка, а затем в Охотск, где был вытащен на берег[3].
Вторая камчатская экспедиция
В 1736 году шитик был тимберован[3][13], а в 1737 году вошёл в состав судов, сформированной в том же году, Охотской военной флотилии Второй камчатской экспедиции[14]. 4 (15) октября 1737 года начальник Южного отряда экспедиции мичман М. П. Шпанберг) направил шитик под командованием подштурмана Е. Родичева на Камчатку для описания рек Большой и Камчатки, а также Авачинской губы, и для постройки там маяков. На шитике находился подпоручик геодезист Иван Свистунов, который в 1736 году описывал Авачинскую губу с берега, и входивший в Академический отряд Великой Северной экспедиции студент С. П. Крашенинников. На подходе к полуострову во время шторма «Фортуна» дала течь, в воду сбросили почти весь груз, бывший на судне, чтобы облегчить его. В устье реки Большой шитик стал на якорь, но штормом был разбит и выброшен на берег[15]. Крашенинников в своём первом рапорте с Камчатки писал: «Провианту моего брошено в море 11 сум, также чемодан с бельем. И больше у меня не осталось, как только одна рубашка, которая в ту пору на мне была»[16].
Командиры судна
Шитиком «Фортуна» в разное время командовали[3]:
- мичман М. П. Шпанберг (1727)
- мореход К. Мошков (1728)
- В. А. Шестаков (1730)
- подштурман Е. Родичев (1737)
Примечания
- ↑ Пшеничный, 1993, с. 3—5.
- ↑ 2,0 2,1 Исанин, 1986, с. 388.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Чернышёв, 2002, с. 165.
- ↑ Белов, 1956, с. 296.
- ↑ Сказка мореходов И. Бутина и Н. М. Трески В. Й. Берингу о повреждении судна у берегов Камчатки и его ремонте. 1727 г. июля 23 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 87. Л. 194.
- ↑ Аров, 2001, с. 6.
- ↑ Шопотов, 2018, с. 214.
- ↑ Аров, 2001, с. 7.
- ↑ Решение командного состава Первой Камчатской экспедиции по организационным вопросам, принятое перед отплытием с Камчатки. 1728 г. июля 5 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 86. Л. 225.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 166.
- ↑ Аров, 2001, с. 11.
- ↑ Пшеничный, 1995, с. 89—91.
- ↑ Рапорт М. П. Шпанберга в Адмиралтейств-коллегию о постройке судов и готовности экспедиции к отправке на Камчатку. 1738 г. января 5 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 24. Л. 987-988.
- ↑ Аров, 2001, с. 17.
- ↑ Соколов, 1855, с. 3.
- ↑ Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки (С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов) / Ответственные редакторы академики Л. С. Берг, А. А. Григорьев и проф. И. Н. Степанов. — М., Л.: Издательство Главсевморпути, 1949. — С. 159.
Литература
- Аров В. Н. Патриарх камчатского мореходства // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Сборник трудов. Выпуск 11(3). — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2001. — 146 с. — ISBN 5-328-00012-9.
- Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах / Под ред. Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.: Морской транспорт, 1956. — Т. I. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. — 592 с. — 3000 экз.
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — 475 с.
- Исанин Н. Н., Калинин В. С. Морской энциклопедический справочник. — М.: Книга по требованию, 1986. — Т. 2, О-Я. — С. 388. — 512 с..
- Пшеничный И. П. Бот «Святой Гавриил» // Гангут. — 1993. — № 6 выпуск. — С. 4—9. — ISSN 5-85875-019-2.
- Пшеничный И. П. Бот «Святой Гавриил» // Гангут. — 1995. — № 8 выпуск. — С. 89—97. — ISSN 5-85875-019-2.
- Соколов А. П. Летопись крушений и пожаров судов Русского флота, от начала его по 1854 год. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1855. — 393 с.
- Шопотов К. А. Первая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова 1725—1730 гг. язык= // Знание беспредельно: материалы XXXV Крашенинниковских чтений. Сборник / отв. за вып. Т. А. Дикова. — Петропавловск-Камчатский: М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова, 2018. — 282 с. — ISBN 978-5-88736-038-6.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.