Фортуна (шитик)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фортуна
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна шитик
Тип парусного вооружения галиот
Организация Охотская верфь
Изготовитель П. А. Чаплин.
Строительство начато 1726
Спущен на воду 8 (19) июня 1727 года
Выведен из состава флота 1737 год
Основные характеристики
Движитель паруса

«Фортуна» — деревянный шитик с парусным вооружением галиота, построенный под руководством гардемарина П. А. Чаплина для экспедиции В. И. Беринга на Охотской верфи в 1727 году, участник Первой камчатской экспедиции, экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого и Великой северной экспедиции, выполнял грузовые и почтовые перевозки между Охотском и Камчаткой. Первый корабль под Андреевским флагом на Тихом океане.

История службы

Суда построенные на охотских верфях Второй Камчатской экспедиции. Рисунок М. П. Шпанберга

В декабре 1724 года по указу Петра I в Главном Адмиралтействе началась подготовка экспедиции для исследования Камчатки и поиска пролива между Азией и Америкой. Начальником экспедиции был назначен капитан 1 ранга Витус Беринг[1].

Первая камчатская экспедиция

В 1726 году первый отряд экспедиции под руководством гардемарина П. А. Чаплина прибыл в Охотск. В том же году на верфи был заложен шитик, строительством которого руководил Чаплин. 8 (19) июля 1727 года щитик был спущен на воду и был назван «Фортуна». Судно представляло собой парусный деревянный одномачтовый шитик с парусным вооружением галиота[2]. Шитик был послан из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции. После доставки груза, 11 августа вернулся в Охотск[3]. Шитик стал первым кораблём под Андреевским флагом на Тихом океане[2].

21 августа шитик, на борту которого были Беринг и капитан-лейтенант М. П. Шпанберг[4], а также лодья, построенная в 1720 году поморами в Охотске[5] и отремонтированная Чаплиным, под командованием лейтенанта А. И. Чирикова, вышли с членами экспедиции в море. 4 сентября суда прибыли в Большерецк[3], где и зазимовали. Далее члены экспедиции сухопутным и речными путями продвигалась к Нижнекамчатскому острогу, где решено было строить верфь и бот для морского похода[6].

6 (17) июня 1728 года из Большерецка в Нижнекамчатский острог прибыл шитик «Фортуна» под командованием морехода Кондратия Мошкова[7]. Это было первое плавание мореходного судна вокруг Камчатского Носа (мыса Лопатка). К этому времени близ острога уже был построен и спущен на воду бот «Святой Гавриил» (спущен на воду 9 (20) июня 1728 года). Шитик доставивший остатки снаряжения экспедиции, планировался Берингом к совместному дальнему морскому плаванию с ботом, но в связи с необходимостью ремонта и недостатком времени для подготовки «Фортуны», решено было шитик в плавание не брать[8][9]. В 1729 году шитик вернулся в Большерецк, а затем в Охотск[3].

Экспедиция А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого

В августе 1729 года, после завершения Первой камчатской экспедиции, шитик «Фортуна» и бот «Святой Гавриил» были переданы в распоряжение экспедиции А. Ф. Шестакова — Д. И. Павлуцкого[10], которая была создана для поиска и освоения новых земель[11][12]. Шитик «Фортуна» под командованием Василия Афанасьевича Шестакова, сына руководителя экспедиции А. Ф. Шестакова, был направлен на Курилы, где посетил первые пять Северных Курильских островов и собрал с местных жителей ясак. 6 (17) августа 1730 года шитик пришёл в устье реки Камчатка, а затем в Охотск, где был вытащен на берег[3].

Вторая камчатская экспедиция

В 1736 году шитик был тимберован[3][13], а в 1737 году вошёл в состав судов, сформированной в том же году, Охотской военной флотилии Второй камчатской экспедиции[14]. 4 (15) октября 1737 года начальник Южного отряда экспедиции мичман М. П. Шпанберг) направил шитик под командованием подштурмана Е. Родичева на Камчатку для описания рек Большой и Камчатки, а также Авачинской губы, и для постройки там маяков. На шитике находился подпоручик геодезист Иван Свистунов, который в 1736 году описывал Авачинскую губу с берега, и входивший в Академический отряд Великой Северной экспедиции студент С. П. Крашенинников. На подходе к полуострову во время шторма «Фортуна» дала течь, в воду сбросили почти весь груз, бывший на судне, чтобы облегчить его. В устье реки Большой шитик стал на якорь, но штормом был разбит и выброшен на берег[15]. Крашенинников в своём первом рапорте с Камчатки писал: «Провианту моего брошено в море 11 сум, также чемодан с бельем. И больше у меня не осталось, как только одна рубашка, которая в ту пору на мне была»[16].

Командиры судна

Шитиком «Фортуна» в разное время командовали[3]:

  • мичман М. П. Шпанберг (1727)
  • мореход К. Мошков (1728)
  • В. А. Шестаков (1730)
  • подштурман Е. Родичев (1737)

Примечания

  1. Пшеничный, 1993, с. 3—5.
  2. 2,0 2,1 Исанин, 1986, с. 388.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Чернышёв, 2002, с. 165.
  4. Белов, 1956, с. 296.
  5. Сказка мореходов И. Бутина и Н. М. Трески В. Й. Берингу о повреждении судна у берегов Камчатки и его ремонте. 1727 г. июля 23 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 87. Л. 194.
  6. Аров, 2001, с. 6.
  7. Шопотов, 2018, с. 214.
  8. Аров, 2001, с. 7.
  9. Решение командного состава Первой Камчатской экспедиции по организационным вопросам, принятое перед отплытием с Камчатки. 1728 г. июля 5 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 86. Л. 225.
  10. Чернышёв, 2002, с. 166.
  11. Аров, 2001, с. 11.
  12. Пшеничный, 1995, с. 89—91.
  13. Рапорт М. П. Шпанберга в Адмиралтейств-коллегию о постройке судов и готовности экспедиции к отправке на Камчатку. 1738 г. января 5 // ЦГАВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 24. Л. 987-988.
  14. Аров, 2001, с. 17.
  15. Соколов, 1855, с. 3.
  16. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки (С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов) / Ответственные редакторы академики Л. С. Берг, А. А. Григорьев и проф. И. Н. Степанов. — М., Л.: Издательство Главсевморпути, 1949. — С. 159.

Литература