Святой Пётр (пакетбот)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Святой Пётр
Пакетбот «Святой Пётр» на рисунке XIX векаПакетбот «Святой Пётр» на рисунке XIX века
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна пакетбот
Тип парусного вооружения бриг
Организация Сибирская флотилия
Изготовитель Охотская верфь
Корабельный мастер М. Ругачёв и А. И. Кузьмин
Спущен на воду 29 июня (10 июля1740 года
Выведен из состава флота 28 ноября (9 декабря1741 года
Основные характеристики
Водоизмещение 200 т
Длина между перпендикулярами 24,4 м
Ширина по мидельшпангоуту 6,7 м
Осадка 2,9 м
Движитель паруса
Экипаж 75
Вооружение
Общее число орудий 14

«Святой Пётр» — парусный пакетбот, участник Второй камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга.

Описание судна

«Святой Пётр» представлял собой парусный деревянный пакетбот водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн, был одним из двух судов одноимённого типа. Пакетбот нёс парусное вооружение брига. Длина пакетбота составляла 24,4 метра, ширина — 6,7 метра, а осадка — 2,9 метра. На судне были установлены 14 орудий малого калибра: девять 3-фунтовых и пять 2-фунтовых пушек. Экипаж пакетбота состоял из 75 человек[1][2][3].

Пакетбот был одним из 18 парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших это наименование. После кораблекрушения в 1742 году его экипажем был построен одноимённый гукор. Такое же наименование носила первая парусная яхта Петра I, в составе Балтийского флота несли службу 6 парусных линейных кораблей 1720, 1741, 1760, 1786, 1794 и 1799 годов постройки, один парусный фрегат 1710 года постройки и галера 1704 года постройки, а также захваченный у шведов в 1704 году галиот, бригантина, купленная в 1787 году, и гукор, купленный в 1772 году. В составе Черноморского флота служил одноимённый бомбардирский корабль, переоборудованной в 1788 году из галиота «Тарантул», в составе Каспийской флотилии — 2 гекбота 1723 и 1726 годов постройки и шнява 1746 года постройки, а в составе Охотской флотилии — галиот 1768 года постройки[4][5].

История службы

Пакетбот «Святой Пётр» был построен на Охотской верфи и после спуска на воду 29 июня (10 июля1740 года вошёл в состав Сибирской флотилии России. Строительство вели корабельный мастер ластовых судов М. Ругачёв и мастер шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьмин[1][2].

Портрет Витуса Беринга на почтовой марке СССР 1981 года

Принимал участие во Второй камчатской экспедиции. 8 (19) сентября 1740 года во главе отряда из двух судов[комм. 1] покинул Охотск и взял курс к берегам Камчатки. 6 (27) октября отряд вошёл в Авачинскую губу, где оба судна зазимовали в бухте, названной в их честь Петропавловской. 4 (15) июня 1741 года оба пакетбота вышли в Тихий океан с целью поиска «Земли Жуана да Гамы», однако из-за сильного тумана 20 июня (1 июля) суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток найти второй пакетбот экипаж «Святого Петра» продолжил экспедицию самостоятельно[6].

Пакетбот взял курс на восток и 16 (27) июля достиг побережья Северной Америки в районе горы Святого Ильи. 20 (31) июля для пополнения запасов пресной воды судно подошло к острову Каяк, одновременно с этим для изучения флоры и фауны на остров высаживался адъюнкт Академии наук Г. В. Стеллер. На следующий день пакетбот вышел в море и направился к берегам Камчатки и 27 июля (7 августа) пришёл к острову Кадьяк. После этого экспедицией были открыты Евдокеевские острова и остров Туманный[7].

C 28 августа (9 сентября) по 6 (17) сентября «Святой Пётр» находился в районе островов Шумагина. В последующем плавании по направлению к Камчатке, южнее Алеутских островов были открыты острова Святого Иоанна, Святого Маркиана и Святого Стефана. В течение плавания к 4 (15) ноября от цинги умерли 12 членов экипажа, запасы пресной воды и продовольствия к этому времени также подошли к концу. В связи с этим пакетбот 5 (16) ноября бросил якорь у небольшого острова, впоследствии названного в честь руководителя экспедиции, а его экипаж перебрался на берег. В связи с отсутствием гавани пакетбот также планировалось поставить на берег, однако 28 ноября (9 декабря1741 года поднявшийся ветер выбросил судно на берег и разбил его на месте, предназначавшимся изначально для зимовки[7][8][9].

Во время зимовки на острове от цинги умерли еще 19 членов экипажа, а 8 (19) декабря умер командир судна Витус Беринг. В 1742 году из обломков пакетбота «Святой Пётр» был построен одноимённый гукор, на котором выжившим членам экипажа удалось добраться до Авачинской губы[8][9][10].

Командиры судна

Командиром пакетбота «Святой Пётр» с 1740 года по 8 (19) декабря 1741 года служил капитан-командор Витус Беринг[7].

Примечания

Комментарии

  1. Вторым судном был пакетбот «Святой Павел».

Ссылки на источники

  1. 1,0 1,1 Чернышёв, 2002, с. 423.
  2. 2,0 2,1 Веселаго, 1872, с. 712—713.
  3. Широкорад, 2007, с. 421.
  4. Чернышёв, 1997, с. 14, 44, 50, 89, 96, 98, 128, 188, 309.
  5. Чернышёв, 2002, с. 27, 74, 209, 210, 240, 333, 337, 363, 364, 367, 423, 424, 451, 475.
  6. Чернышёв, 2002, с. 423—424.
  7. 7,0 7,1 7,2 Чернышёв, 2002, с. 424.
  8. 8,0 8,1 Чернышёв, 2012, с. 116—117.
  9. 9,0 9,1 Соколов, 1855, с. 5.
  10. Чернышёв, 2002, с. 363, 424.

Литература