Умар-хан
Мухаммад Саид Умар-бек | |
---|---|
1809 — 1822 (под именем Умар-хан) |
|
Коронация | 1809, Коканд |
Предшественник | Алим-хан (1798—1809) |
Преемник | Мухаммад Али-хан (1822—1841) |
|
|
Дата рождения | 1787 |
Место рождения |
Коканд Кокандское ханство |
Дата смерти | 1822 |
Место смерти |
Коканд Кокандское ханство |
Место погребения | Коканд |
Род | Минги |
Отец | Нарбута-бий |
Мать | Фахриниса айим |
Супруга | 1. Надира (Мохиларойим)(1792-1842) |
Дети |
1.Мухаммед Алихан 2.Абдулла Султан(1809-10-1823) 3.Султан Махмудхан(1818-19-1842) 4.Махлар айим |
Отношение к религии | Ислам Суннизм |
Умар-хан (он же Омар-хан[1], узб. Amir Umarxon, 1787—1822) — представитель узбекской[2] династии Мингов, который в 1809—1822 годах правил в Кокандском ханстве.
Приход к власти
Был объявлен правителем после смерти старшего брата Алим-хана в 1809 году. Умархан продолжил политику своего брата Алим-хана по расширению Кокандского ханства, но он использовал более мягкие методы.
В 1815 году он отвоевал у бухарского эмира Хайдара город Туркестан. Он посетил гробницу Ходжа Ахмеда Ясави, принеся в жертву 70 баранов и одарив всех шейхов этой известной святыни[3]. Здесь он объявил, что будет величаться не просто ханом, а принимает титул амир ал-муслимин (повелитель правоверных). Титул был провозглашен во время пятничной молитвы[4] . Здесь же были объявлены назначения на государственные должности, дарованы различные звания[5].
Внешняя политика
В 1817 году был присоединён Ура-Тюбе. По приказу Умар-хана по берегам Сырдарьи были построены ряд крепостей: Янгикурган, Джулек, Камышкурган, Акмечеть и Кушкурган. Они позволили обеспечить безопасную караванную торговлю с Россией[6]. Умар-хан вел войны с Бухарским эмиратом за обладание Джизаком, Заамином и Ура-тюбе.
Умар-хан поддерживал дипломатические связи с Россией, Бухарским эмиратом, Хивинским ханством и Османской империей. В 1819 году было отправлено посольство во главе с Хаджи Мир Курбаном в Стамбул. От османского султана Махмуда II были присланы бинокль, халат, револьвер и документ, признающий Умар-хана ханом ханов.
Упорядочение государственных дел, определённый подъём в экономике страны, ремесленном производстве и торговле благоприятно отразились на жизни Кокандского ханства.
Денежная реформа Умар-хана
Умар-хан провел денежную реформу, стал выпускать медные — пул, серебряные — дирхемы, мири и золотые монеты — тилля.[7]
После принятия титула эмира Умар-хан стал выпускать монеты с титулом «Глава мусульман Саид Мухаммед амир Умар».[8]
Политика в области культуры
В культурном строительстве Умар-хан пытался подражать Тимуру и создал условия для процветания науки и литературы в Кокандe[9]. В период правления Умар-хана были построены мечети и медресе в таких городах как: Коканд, Ташкент, Туркестан, Чимкент, Сайрам, Аулие-ата. Был основан новый город Шахрихан.
В период его правления в Коканде возник своеобразный центр литературы. Согласно источникам, в городе творили более 70 поэтов. При дворе хана были собраны лучшие поэты, художники и каллиграфы. Сам Умархан писал стихи под литературным псевдонимом «Амири». До нас дошёл сборник его стихов, состоящий из более чем 10 тысяч строк. В институте Востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан хранятся семнадцать рукописных вариантов поэтического дивана Амири, 544 стихотворений — 465 газелей, 53 мухаммасов (стихотворная строфа, состоящая из пяти полустиший), 5 мусамманов (стихотворная строфа, состоящая из восьми полустиший), 6 муссадасов (стихотворная строфа, состоящая из шести полустиший), 16 туюков (четверостишие, построенное на игре слов). 307 стихов на узбекском языке, 159 на персидском языке. Заметное место в жизни двора занимала супруга Умар-хана Мохлар-айим (Надира) (1792—1842). Она принимала деятельное участие в культурной жизни ханства как покровительница науки, литературы и искусства.[6].
Мощное, литературное течение, созданное Амири в те далекие годы, позволило появиться в Ферганской долине, известным просветителям, поэтам-демократам, таким как Мукими, Фуркат, Мухи, Орази, Тажалли и другие. Просвещение, культура, гуманизм — эти воззрения поэта Амирий, впоследствии превратились в мощную, новую волну развития культуры края.
Смерть
В 1822 году Умар-хан скончался в возрасте 35 лет и ханом государства был объявлен его 14-летний сын Мухаммад Али-хан (1822—1842).
Примечания
- ↑ В. В. Бартольд. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. // Сочинения. — 2013. — Т. Т. 2. — С. 287. — ISBN 5458530918, 9785458530910. Архивная копия от 19 января 2019 на Wayback Machine
- ↑ Bosworth C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 295
- ↑ История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.337
- ↑ Muhammad Hakimxon To'ra ibn Ma'sumxon to'ra. Muntaxab ut tavorix(Xo'qand va Buxoro tarixi,sayohat va xotiralar),fors-tojik tilidan SH.Vohidov tarjimasi.. — Toshkent: Yangi asr avlodi, 2010. — С. 721.
- ↑ История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.337-338
- ↑ 6,0 6,1 История Узбекистана. Т.3. Ташкент, 1993, с.207
- ↑ Ишанханов С. Х., Каталог монет Коканда XVIII—XIX вв. Ташкент, 1976, с.5
- ↑ Ишанханов С. Х., Каталог монет Коканда XVIII—XIX вв. Ташкент, 1976, с.8
- ↑ История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.330
Литература
- История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003
- История Узбекистана. Т.3. Ташкент, 1993.
- Самым видным историком периода правления Умархана был Мухаммад Хакимхан тура ибн Саид Маъсумхан