Спектор, Фил

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Фил Спектор»)
Фил Спектор
англ. Harvey Philip Spector
Спектор в 1965 годуСпектор в 1965 году
Основная информация
Полное имя Харви Филип Спектор[1]
Дата рождения 26 декабря 1939(1939-12-26)
Место рождения Нью-Йорк, Бронкс, США
Дата смерти 16 января 2021(2021-01-16) (81 год)
Место смерти Стоктон (Калифорния), Калифорния, США
Страна  США
Профессии музыкальный продюсер, композитор, гитарист, автор песен
Годы активности 19582009
Инструменты Гитара, пианино
Лейблы Philles Records, A&M Records, Apple Records, Warner Spector, Phil Spector International, Pavillion Records, ABKCO Records, Sony Legacy
Сайт philspector.com

Фил Спе́ктор (англ. Phil Spector, полное имя Ха́рви Фи́лип Спе́ктор (англ. Harvey Philip Spector); 26 декабря 1939, Нью-Йорк — 16 января 2021, Коркоран, штат Калифорния) — американский музыкальный продюсер, автор песен. Лауреат премии «Грэмми» за лучший альбом (1972, как продюсер альбома The Concert for Bangladesh). Известен своим новаторским подходом к звукозаписи и музыкальному бизнесу. Спектор разработал «Стену звука» — стиль продюсирования, который характеризуется диффузией тональных оттенков и плотным оркестровым звучанием, которое он описал как «вагнеровский» подход к рок-н-роллу. Он широко считается одной из самых влиятельных фигур в истории поп-музыки[2][3] и одним из самых успешных продюсеров 1960-х годов[4].

Наибольших успехов Фил Спектор достиг в 1960-х годах с группами The Ronettes, The Crystals, Айком и Тиной Тёрнер, которые выпускались на его лейбле Phillies Records[5]. В этот период он (вместе с Джеком Ницше) разработал и активно применял технику записи, которая получила название «Стена звука»[3]. Характерными чертами Спектора как продюсера был тщательный контроль за каждой стадией записи, а также активное использование студийных эффектов[6]. Сингл группы The Righteous Brothers «You’ve Lost That Lovin’ Feelin’» (1964), написанный и спродюсированный Спектором, стал песней, которую в XX веке больше всего передавали в эфир американские радиостанции[7]. Записи Спектора, которого прозвали «Первым подростковым магнатом»[8][9], помогли утвердить роль звукозаписывающей студии как музыкального инструмента[10] и интегрировать эстетику поп-арта в музыку[11], а также способствовали развитию жанра арт-рока[12] и дрим-попа[13].

В 1966—1969 годах Фил Спектор отошёл от музыкальной индустрии, однако в 1969 году вернулся в неё, спродюсировав последний альбом The Beatles «Let It Be» (1970), после чего сотрудничал с бывшими членами группы Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном. В 1970-х годах карьера Фила Спектора была отмечена совместными работами с Леонардом Коэном, Дионом Димуччи и Ramones, однако в этот же период времени он вновь отошёл от музыкальной деятельности. Начиная с 1980-х годов, Спектор оставался в основном бездеятельным, ведя образ жизни, полный уединения, употребления наркотиков и все более непредсказуемого поведения[14].

Среди его наград — премия Грэмми за лучший альбом 1973 года за совместное продюсирование «The Concert for Bangladesh» Харрисона, введение в Зал славы рок-н-ролла в 1989 году и введение в Зал славы авторов песен в 1997 году[15]. В 2004 году Спектор занял 63-е место в списке Rolling Stone 100 величайших артистов всех времен[16].

В 2009 году, после двух десятилетий полуотставки[17], он был признан виновным в убийстве актрисы Ланы Кларксон в 2003 году и приговорен к 19 годам лишения свободы в калифорнийской тюрьме в Стоктоне, где и умер в 2021 году[18][19].

Биография

1939—1959: Ранние годы и «The Teddy Bears»

Харви Филлип Спектор родился 26 декабря 1939 года[20]. В некоторых источниках ошибочно указан 1940 год как год его рождения[4]. Его родители были Бенджамин (1903—1949) и Берта (1911—1995) Спектор, представители семьи русских евреев первого поколения, иммигрировавших в Бронкс, Нью-Йорк[4][6][21][22][23]. Берта родилась во Франции у русских иммигрантов Джорджа и Клары Спектор, которые привезли ее в Америку в 1911 году в возрасте 9 месяцев[4]. Бенджамин родился как Барух (позже измененное на Бенджамин) в Российской империи у Джорджа и Бесси Спектус или Спектрес, и был привезен в Америку своими родителями в 1913 году в возрасте 10 лет[4]. Обе семьи англифицировали свои фамилии на «Spector» в своих документах о натурализации, и в обоих случаях свидетелем был один и тот же человек, Исидор Спектор[4]. Сходство в имени и происхождении дедушек привело Спектора к мысли, что его родители были двоюродными братом и сестрой[24]. У него была старшая сестра по имени Шерли, которая была на шесть лет старше его; она умерла в 2004 году в Хемете в возрасте 70 лет[4].

Фотография Спектора из школьного альбома Fairfax High School 1957 г.

Детство Фила Спектора, пришедшееся на 1940-е годы, было омрачено болезнями (астма, аллергия на солнце) и сложными отношениями с матерью[25]. Ситуация усугубилась, когда в девять лет Фил потерял отца Бена, который покончил с собой, задохнувшись выхлопными газами в машине[25], что оставило неизгладимый след в душе мальчика[a]. После трагедии мать Спектора, не сумев справиться с двумя детьми, отдала младшую дочь в приют, а затем стала чрезмерно опекать сына, контролируя каждый его шаг и обвиняя его в смерти отца. В 1953 году мать Спектора перевезла семью в Лос-Анджелес, где нашла работу швеи[20]. Спектор учился в младшей школе Джона Берроуза (ныне средняя школа Джона Берроуза) на бульваре Уилшир, а затем в 1955 году поступил в среднюю школу Фэрфакса[4]. Научившись играть на гитаре, Спектор исполнил «Rock Island Line[англ.]» на конкурсе талантов в Фэрфакс-хай[26]. Там он присоединился к неформальному сообществу начинающих музыкантов, в которое входили Лу Адлер, Брюс Джонстон, Стив Дуглас[англ.] и Сэнди Нельсон[англ.][27]. Спектор сформировал группу, «The Teddy Bears[англ.]», с Нельсоном и тремя другими друзьями, Маршаллом Лейбом[англ.], Харви Голдштейном и Аннет Кляйнбард[англ.][4][20].

В этот период продюсер звукозаписи Стэн Росс, совладелец студии Gold Star Studios[англ.] в Голливуде, начал обучать Спектора производству звукозаписи и оказал значительное влияние на стиль его продюсирования. В 1958 году «The Teddy Bears» записали написанную Спектором «Don't You Worry My Little Pet[англ.]», а затем подписали контракт с Era Records[англ.] на запись двух-трех синглов с обещанием дальнейших контрактов, если синглы будут успешными[4][20].

На своей следующей сессии они записали еще одну песню, написанную Спектором — вдохновленную эпитафией на могильной плите отца Спектора. Выпущенная на дочернем лейбле Era, Dore Records, «To Know Him Is to Love Him» заняла первое место в чарте Billboard Hot 100 синглов 1 декабря 1958 года, к концу года было продано более миллиона копий[28]. После успеха своего дебюта группа подписала контракт с Imperial Records[англ.][4]. Их следующий сингл, «I Don’t Need You Anymore», достиг 91-го места. Они выпустили еще несколько записей, в том числе альбом, «The Teddy Bears Sing!», но не попали в топ-100 по продажам в США. Группа распалась в 1959 году[28].

1959—1962: Ранняя продюсерская работа, Philles Records и The Crystals

Во время записи альбома «The Teddy Bears» Спектор познакомился с Лестером Силлом[англ.], бывшим промоутером, который был наставником Джерри Лейбера и Майка Столлера[4]. Силл и его партнер, Ли Хезлвуд, поддержали следующий проект Спектора, «The Spectors Three».[29]. Через год, в 1960 году, 20-летний Спектор покинул The Teddy Bears[англ.] и вернулся в Нью-Йорк, где поработал с Беном Кингом над легендарной записью «Spanish Harlem», запустил карьеру певицы Шер и собрал подростковый «девичий коллектив» The Crystals[26].

Первой настоящей исполнительницей и проектом Спектора как продюсера была Ронни Кроуфорд[30]. Продюсерская работа Спектора в это время включала релизы Лаверн Бейкер, Рут Браун и Билли Шторма, а также оригинальную запись «Twist and Shout» группы «Top Notes»[31]. Лейбер и Столлер рекомендовали Спектора продюсировать «Corrine, Corrina[англ.]» Рэя Петерсона[англ.], которая достигла 9-го места в январе 1961 года. Позже он продюсировал еще один крупный хит для Кертиса Ли[англ.], «Pretty Little Angel Eyes», который добрался до 7-го места. Вернувшись в Голливуд, Спектор согласился продюсировать один из проектов Силла. После того, как Liberty Records и Capitol Records отказались от мастер-записи «Be My Boy» группы «The Paris Sisters[англ.]», Силл создал новый лейбл, Gregmark Records, с Ли Хезлвудом, и выпустил его. Он достиг только 56-го места, но следующий сингл, «I Love How You Love Me[англ.]», стал хитом, заняв 5-е место[32].

В конце 1961 года Спектор основал звукозаписывающую компанию с Силлом, который к тому времени прекратил свое деловое партнерство с Хезлвудом. Philles Records объединила первые имена своих двух основателей[31].Через Hill and Range Publishers Спектор нашел три группы, которые он хотел продюсировать: «The Ducanes», «The Creations» и «The Crystals». Первые две подписали контракты с другими компаниями, но Спектору удалось заполучить «The Crystals» для своего нового лейбла. Их первый сингл, «There's No Other (Like My Baby)[англ.]», имел успех, заняв 20-е место. Их следующий релиз, «Uptown», добрался до 13-го места[33].

Спектор продолжал работать внештатно с другими артистами. В 1962 году он продюсировал «Second Hand Love» Конни Фрэнсис, который достиг 7-го места[4]. Ахмет Эртегюн из Atlantic Records поставил Спектора в пару с будущей звездой Бродвея Джин Дюшон[англ.] для записи «Talk to Me», Б-стороной которой стала «Tired of Trying», написанная Дюшон[34].

Спекторовские записи начала 1960-х преобразили звучание популярной музыки. Спектор использовал на записях не только традиционные гитары и пианино, а целый оркестр с духовой секцией и экзотической перкуссией. Путём многочисленных дублей он добивался наиболее гармоничного эффекта с тем, чтобы инструменты не подавляли собой эмоциональный вокал певицы. Революционная технология аранжировки, которую разработал Спектор, была названа им «стеной звука». Кроме того, Спектор экспериментировал с пространством звучания, записывая инструменты в пустых бетонных помещениях[25].

1962—1965: Bob B. Soxx & the Blue Jeans, The Ronettes и The Righteous Brothers

В 1962 году Спектор ненадолго устроился на работу продюсером A&R в Liberty Records[35]. Работая в Liberty, он услышал песню, написанную Джином Питни, для которого он годом ранее продюсировал хит, занявший 41-е место, «Every Breath I Take». «He’s a Rebel» должен был быть выпущен на Liberty Викки Карр, но Спектор поспешил в Gold Star Studios и записал кавер-версию с использованием Дарлин Лав и The Blossoms в качестве ведущих вокалистов. Запись была выпущена на Philles, приписанная The Crystals, и быстро поднялась на вершину чартов.

К тому времени, как «He’s a Rebel» занял первое место, Лестер Силл вышел из компании, и Philles полностью перешла в руки Спектора. Он создал новый проект, Bob B. Soxx & the Blue Jeans[англ.], с участием Дарлин Лав, Фанниты Джеймс (участницы The Blossoms) и Бобби Шина, певца, с которым он работал в Liberty. Группа выпустила хиты «Zip-a-Dee-Doo-Dah[англ.]» (8-е место), «Why Do Lovers Break Each Other's Heart[англ.]» (38-е место) и «Not Too Young to Get Married[англ.]» (63-е место). В 1963 году Спектор также выпустил сольный материал Дарлин Лав.

The Ronettes, 1966 год. Спектор женился на солистке Веронике Беннетт (известной как Ронни, в центре) в 1968 году.

В 1963 году Спектор сделал ставку на новый коллектив The Ronettes, солисткой которого выступала его подруга (и будущая жена) Ронни Беннетт. Их самым большим успехом стала «подростковая поп-симфония» «Be My Baby» (2-е место в чартах). Журнал Rolling Stone поставил её на 22-е место в списке величайших записей. В 1964 году он спродюсировал ещё две записи из этого списка — «Walking in the Rain» (The Ronettes) и «Chapel of Love» (The Dixie Cups).

Первый раз, когда Спектор вложил столько же усилий в LP, сколько вкладывал в 45-е, было, когда он использовал весь состав Philles и The Wrecking Crew, чтобы сделать то, что, по его мнению, станет хитом на рождественский сезон 1963 года. «A Christmas Gift for You from Philles Records[англ.]» был выпущен через несколько дней после убийства президента Кеннеди в ноябре 1963 года[36].

28 сентября 1963 года The Ronettes выступили в Cow Palace[англ.], недалеко от Сан-Франциско. Также в составе была группа The Righteous Brothers. Спектор, который дирижировал оркестром для всех выступлений, был настолько впечатлен Биллом Медли и Бобби Хэтфилдом[англ.], что выкупил их контракт у Moonglow Records[англ.] и подписал их на Philles. В начале 1965 года «You’ve Lost That Lovin’ Feelin’» стал вторым синглом лейбла, занявшим первое место. За ним последовали еще три больших хита дуэта: «Just Once in My Life[англ.]» (9-е место), «Unchained Melody» (4-е место, изначально B-сторона «Hung on You») и «Ebb Tide[англ.]» (5-е место). Несмотря на наличие хитов, он потерял интерес к продюсированию The Righteous Brothers и продал их контракт и все их мастер-записи Verve Records. Однако звук синглов The Righteous Brothers был настолько характерным, что группа решила воспроизвести его после ухода от Спектора, получив второй хит, занявший первое место в 1966 году с «(You're My) Soul and Inspiration[англ.]», продюсированным Биллом Медли[37].

Спектор в 1965 году.

В этот период Спектор основал еще один дочерний лейбл, Phi-Dan Records[англ.], частично созданный для того, чтобы держать промоутера Дэнни Дэвиса занятым. Лейбл выпускал синглы таких исполнителей, как Бетти Уиллис[англ.], The Lovelites[англ.] и The Ikettes[англ.]. Ни одна из записей на Phi-Dan не была продюсирована Спектором[4].

Запись «Unchained Melody», приписанная на некоторых релизах Спектору, хотя Медли неизменно утверждает, что изначально продюсировал ее как трек для альбома[38], обрёл вторую волну популярности через 25 лет после ее первоначального выпуска, когда она была представлена в фильме «Привидение» 1990 года, став большим хитом. Повторный выпуск сингла вернулся в чарты Billboard Hot 100 и занял первое место в чарте Adult Contemporary. Это также вернуло Спектора в топ-40 чартов США впервые с 1971 года, когда он выпустил «Imagine» Джона Леннона, хотя у него были хиты в британском топ-40 в промежутке с The Ramones[39].

1966—1969: Айк и Тина Тернер и перерыв

В 1966 году Спектор работал с Modern Folk Quartet[англ.], для которых он продюсировал трек «This Could Be the Night[англ.]».

В середине 1960-х годов Спектор достигает пика популярности, формируя образ эксцентричного и экстравагантного продюсера. Он окружает себя роскошью, демонстрируя свой успех. В его особняке, охраняемом тремя ирландскими волкодавами и двумя борзыми, находится игровая комната с бильярдным столом, на стенах которой висят фотографии Фила с известными личностями. В то же время сам Спектор, несмотря на внешнюю уверенность, проявляет признаки тревожности. Он страдает от панических атак и неуверенности в безопасности, что сам Спектор связывал с травмой от смерти отца в детстве и нападения хулиганов во время гастролей с группой Teddy Bears[25].

Особое внимание Спектор уделяет своей внешности, в особенности прическе. Он также коллекционирует парики и нанимает телохранителей, что усиливает его экстравагантный образ[25].

В тот же период он увлекается оружием, демонстрируя свою коллекцию револьверов журналистам. Спектор утверждает, что с детства чувствует себя незащищенным. Несмотря на явные проблемы с психическим здоровьем, Спектор считает себя адекватным и не признает никаких границ в своем поведении[25].

В апреле 1966 года Спектор подписал контракт с Philles с супружеской парой Айк и Тина Тёрнер[40][41]. Спектор считал их сингл «River Deep — Mountain High» своим лучшим творением[42], но он смог подняться только до 88 места в чарте США. Запись, в которой фактически пела Тина Тёрнер без Айка, стала успешной в Великобритании, достигнув 3 места. Спектор посчитал результаты продаж «River Deep — Mountain High» провальными и возложил вину на боссов звукозаписывающих компаний.

Спектор выпустил еще один сингл Айк и Тины Тёрнер, «I'll Never Need More Than This[англ.]», в то же время ведя переговоры о переходе Philles на A&M Records в 1967 году[43]. Сделка не состоялась[44], и впоследствии Спектор потерял интерес к своему лейблу и звукозаписывающей индустрии. Будучи уже частично затворником, он на время ушел из публичной жизни, женившись на Веронике «Ронни» Беннет, солистке Ronettes, в 1968 году. Спектор ненадолго вернулся в свет, снявшись в эпизодической роли самого себя в сериале «Я мечтаю о Джинни[англ.]» (1967) и как наркоторговец в фильме «Беспечный ездок» (1969)[6].

В 1969 году Спектор ненадолго вернулся в музыкальный бизнес, заключив контракт на продюсирование с A&M Records. Сингл Ronettes «You Came, You Saw, You Conquered» провалился, но Спектор вернулся в Hot 100 с «Black Pearl[англ.]» Сонни Чарльза[англ.] и The Checkmates, Ltd.[англ.], который занял 13 место[45].

1970—1973: Возвращение и сотрудничество с The Beatles

В начале 1970 года Аллен Клейн, новый менеджер The Beatles, привёз Спектора в Англию[46]. После того, как он впечатлил своим продюсированием сольного сингла Джона Леннона «Instant Karma!», который достиг третьей позиции в чартах[31], Леннон и Джордж Харрисон предложили Спектору завершить работу над заброшенными записями The Beatles для альбома «Let It Be»[47]. Он начал работу, используя многие свои продюсерские техники, внося значительные изменения в аранжировки и звучание некоторых песен[48]. Альбом вышел спустя месяц после распада The Beatles и возглавил чарты США и Великобритании. Он также породил сингл «The Long and Winding Road», который занял первую позицию в чартах США[4]. Переозвучка Спектором «The Long and Winding Road» вызвала ярость у его композитора, Пола Маккартни[48]. Помимо Маккартни, многие музыкальные критики также раскритиковали работу Спектора над «Let It Be»[49]. Спектор утверждал, что это было отчасти связано с возмущением, что американский продюсер, казалось, «захватил» такую популярную английскую группу[4]. Леннон защищал Спектора, сказав Яну Веннеру из Rolling Stone: «Ему дали самую отвратительную кучу плохо записанного дерьма, с ужасным отношением к ней, за всю историю. И он сделал из этого нечто. Он проделал великолепную работу»[50].

Торговое объявление о сингле Джорджа Харрисона «What Is Life»

Для многоплатинового альбома Харрисона «All Things Must Pass» (номер 1, 1970) Спектор помог создать симфоническую атмосферу[51], хотя проблемы со здоровьем означали, что после записи основных треков он отсутствовал в проекте до стадии микширования[52].

Рецензент Rolling Stone похвалил звучание альбома, назвав его «Вагнеровским, Брукнеровским, музыкой горных вершин и обширных горизонтов»[46]. Тройной альбом породил два главных хита: «My Sweet Lord» (номер 1) и «What Is Life» (номер 10)[53]. В том же году Спектор спродюсировал «Plastic Ono Band» Леннона (номер 6) — альбом с суровым звуком, лишенный всякой роскоши «Стены Звука». Через Харрисона он также продюсировал дебютный сингл Derek and the Dominos «Tell the Truth[англ.]», но группа не понравилась звук и забрала запись обратно[31].

Спектор был назначен руководителем A&R на Apple Records[31]. Он занимал эту должность всего год, в течение которого он спродюсировал сингл Леннона «Power to the People[англ.]» (номер 11) и его альбом «Imagine», возглавивший чарты. Заглавный трек альбома достиг третьей позиции. Вместе с Харрисоном Спектор спродюсировал сингл Харрисона «Bangla Desh» (номер 23) — первый благотворительный сингл в рок-музыке — и сингл его жены Ронни Спектор «Try Some, Buy Some[англ.]» (номер 77)[54]. Последний был записан для запланированного сольного альбома Ронни на Apple Records, проект которого застопорился из-за того же непредсказуемого, пьяного поведения Спектора, которое помешало работе над «All Things Must Pass»[54][52]. Спектор был убежден, что написанный Харрисоном сингл станет большим хитом[6], и его слабый коммерческий успех стал одним из самых больших разочарований в его карьере — синглом[b][46][52], протестующим против заключения под стражу редакторов журнала Oz за обвинения в непристойности[54].

Реклама в Billboard для альбома Джона Леннона «Imagine»

В том же году Спектор наблюдал за живой записью концертов для Бангладеш в Нью-Йорке, организованных Харрисоном, что привело к созданию тройного альбома «The Concert for Bangladesh», занявшего первое место в чартах[6]. Альбом получил награду «Альбом года» на Грэмми в 1973 году. Несмотря на то, что он был записан вживую, Спектор использовал до 44 микрофонов одновременно, чтобы создать свою фирменную «Стену звука»[55][56]. После смерти Харрисона в 2001 году Спектор сказал, что самым творческим периодом в его карьере было время, когда он работал с Ленноном и Харрисоном в начале 1970-х годов, и он верил, что это было верно и для Леннона и Харрисона, несмотря на их достижения с The Beatles[57].

Леннон снова пригласил Спектора для работы над рождественским синглом «Happy Xmas (War Is Over)» 1971 года и альбомом «Some Time in New York City» (номер 48) 1972 года, оба в сотрудничестве с Йоко Оно. Альбом «Some Time in New York City» получил негативные отзывы. В конце 1972 года Apple переиздали альбом Спектора «A Christmas Gift for You» от Philles Records (под названием «Phil Spector’s Christmas Album»)[54], принеся записи коммерческий успех и критическое признание, которых они были лишены в 1963 году[6]. Сингл Леннона и Оно «Happy Xmas» также не имел первоначально большого успеха в продажах, но позже стал постоянным элементом плейлистов радиостанций в преддверии Рождества[54].

Харрисон и Спектор начали работу над альбомом Харрисона «Living in the Material World» в октябре 1972 года, но ненадежность Спектора вскоре привела к тому, что Харрисон уволил его из проекта[54]. Харрисон вспоминал, как ему пришлось спускаться в номер Спектора в лондонском отеле с крыши, чтобы тот пришел на сессию, и что его со-продюсеру нужно было «восемнадцать вишневых бренди, прежде чем он мог добраться до студии»[c][58].

В конце 1973 года Спектор продюсировал первые сессии записи того, что впоследствии стало альбомом каверов Леннона «Rock’n’Roll» (номер 6) 1975 года[46]. Сессии проходили в Лос-Анджелесе, и Леннон впервые позволил Спектору полную свободу действий как продюсеру[46], но они характеризовались злоупотреблением наркотиками и хаотичными аранжировками[59]. В атмосфере вечеринки Спектор размахивал своим огнестрельным оружием, а в один момент выстрелил, пока Леннон записывался[d][52]. В декабре Леннон и Спектор прекратили сотрудничество[52]. Поскольку время в студии было забронировано его продюсерской компанией, Спектор удерживал пленки до июня следующего года, когда Леннон возместил ему деньги через Capitol Records[54].

1974—1980: Почти Смертельная Авария, Warner-Spector Records, Леонард Коэн и Ramones

По мере того, как 1970-е годы продолжались, Спектор становился все более замкнутым. По мнению биографа Дейва Томпсона[англ.], наиболее вероятной и значительной причиной его ухода от публики была серьезная травма, полученная им в 1974 году, когда его выбросило через лобовое стекло его автомобиля в результате аварии в Голливуде[60]. Спектор был почти убит, и только потому, что дежурный полицейский почувствовал слабый пульс, Спектора не объявили мертвым на месте. Его доставили в Медицинский центр UCLA[англ.] вечером 31 марта с серьезными травмами головы, потребовавшими нескольких часов хирургического вмешательства, с более чем 300 швами на лице и более чем 400 — на затылке[61]. Томпсон предполагает, что травмы головы стали причиной того, что Спектор начал носить вызывающие парики в последующие годы[62].

Он основал лейбл Warner-Spector[англ.] совместно с Warner Bros. Records, который выпустил новые записи, спродюсированные Спектором, с Шер, Дарлин Лав, Дэнни Поттером и Джерри Бо Кено, а также несколько переизданий. Аналогичные отношения с британским лейблом Polydor Records привели к созданию лейбла Phil Spector International в 1975 году. Когда синглы Шер и Кено (записи последней были выпущены только в Германии) провалились в чартах, Спектор выпустил альбом Диона ДиМуччи «Born to Be with You[англ.]» в 1975 году, который не имел коммерческого успеха. В значительной степени продюсированный и записанный Спектором в 1974 году, он был впоследствии отвергнут певцом. В 1990-х и 2000-х годах альбом пережил возрождение среди любителей инди-рока[63].

Спектор начал вновь появляться в конце десятилетия, продюсируя и соавторство в противоречивом альбоме Леонарда Коэна 1977 года «Death of a Ladies’ Man». Это вызвало гнев многих преданных поклонников Коэна, которые предпочитали его суровое акустическое звучание оркестровой и хоровой «Стене звука», присутствующей на альбоме. Запись была полна трудностей. После того, как Коэн записал демо-версии вокальных треков, Спектор свел альбом на студийных сессиях, не позволив Коэну участвовать в микшировании, как он делал это раньше[61]. Коэн заметил, что результат «гротескен», но также «полу-достойный» — в течение многих лет он включал переработанную версию трека «Memories» в свои концерты. Боб Дилан и Аллен Гинзберг также участвовали в бэк-вокале в «Don’t Go Home with Your Hard-On»[64].

Ramones в 1977 году

Спектор также продюсировал широко разрекламированный альбом Ramones «End of the Century» в 1979 году. Как и в случае с его работой с Леонардом Коэном, «End of the Century» подвергся критике со стороны поклонников Ramones, которые были возмущены его радио-ориентированным звуком. Тем не менее, он содержит некоторые из самых известных и успешных синглов Ramones, такие как «Rock’n’Roll High School», «Do You Remember Rock 'n' Roll Radio?[англ.]» и их кавер на ранее выпущенную песню Спектора для Ronettes «Baby, I Love You»[e][6]. Гитарист Джонни Рэмone позже прокомментировал работу со Спектором над записью альбома: «Это действительно сработало, когда он добрался до медленной песни, как „Danny Says[англ.]“ — продюсирование действительно сработало потрясающе. Для более жестких вещей это не сработало так хорошо»[65].

В течение многих лет ходили слухи о том, что Спектор угрожал участникам Ramones оружием во время сессий. Ди Ди Рамон утверждал, что Спектор однажды направил на него пистолет, когда он попытался покинуть сессию[66]. Барабанщик Марки Рамон вспоминал в 2008 году: «Они [оружие] были там, но у него было разрешение на ношение. Он никогда не держал нас в заложниках. Мы могли уйти в любое время»[67][68].

1981—2003: Период Бездействия

Спектор в 2000 году.

Спектор практически не проявлял активности на протяжении большей части 1980-х, 1990-х и начала 2000-х годов. В начале 1981 года, вскоре после смерти Джона Леннона, он ненадолго вернулся, чтобы спродюсировать совместно с Йоко Оно альбом «Season of Glass[англ.]»[69].

В 1989 году Тина Тернер ввела Спектора в Зал славы рок-н-ролла как неисполняющего музыканта[70]. Rolling Stone писал: «Спектор вышел на сцену, бешено подпрыгивая под мелодию „Be My Baby“ группы Ronettes, в окружении трех крепких телохранителей, которые практически столкнули Тину в сторону. Он пробормотал несколько бессвязных слов о Джордже Буше-старшем и президентской инаугурации, а затем его телохранители снова унесли его»[71]. Он был введен в Зал славы авторов песен в 1997 году и получил премию «Грэмми» от Совета попечителей в 2000 году[15][72].

В 1994 году Спектор написал письмо в комитет по выдвижению кандидатов в Зал славы рок-н-ролла, чтобы выступить против включения группы Ronettes в число кандидатов. Он утверждал, что группа не была настоящим записывающимся коллективом и не внесла достаточно вклада в музыку, чтобы заслужить включение в Зал славы[73]. В конечном итоге Ronettes были включены в Зал славы, но только в 2007 году[73].

Он попытался поработать с Селин Дион над ее альбомом «Falling into You», но поругался с ее продюсерской командой[74]. Его последним выпущенным проектом был альбом «Silence Is Easy[англ.]» группы Starsailor в 2003 году. Изначально он должен был продюсировать весь альбом, но был уволен из-за личных и творческих разногласий. Одна из двух спродюсированных Спектором песен на альбоме, заглавный трек[англ.], вошла в топ-10 британских чартов (второй сингл был «White Dove»)[75].

2003—2021: Убийство Кларксон и заключение

3 февраля 2003 года Спектор застрелил актрису Лану Кларксон в рот, находясь в своем особняке (Пиренейский замок) в Алхамбре, штат Калифорния. Ее тело было найдено сидящим в кресле с единственным огнестрельным ранением в рот[76]. В июле 2003 года Спектор сказал Esquire, что смерть Кларксон была «случайным самоубийством» и что она «поцеловала пистолет»[77]. В экстренном звонке из дома Спектора, совершенном водителем Спектора Адриано де Соуза, Спектор цитируется как говорящий: «Я думаю, я убил кого-то»[77]. Де Соуза добавил, что видел, как Спектор вышел из задней двери дома с пистолетом в руке[77].

Спектор оставался на свободе под залогом в 1 миллион долларов в ожидании суда[78]. Тем временем Спектор спродюсировал трек певца и автора песен Харго Кхалсы (известного профессионально как Харго) «Crying for John Lennon», который изначально появился на альбоме Харго 2006 года In Your Eyes[79]. Во время визита в особняк Спектора для интервью для фильма-трибьюта Леннону «Strawberry Fields», Харго сыграл Спектору песню и попросил его ее спродюсировать[80].

19 марта 2007 года начался судебный процесс над Спектором по делу об убийстве. Председательствующий судья Ларри Пол Фидлер разрешил транслировать судебные заседания в Верховном суде Лос-Анджелеса[78]. 26 сентября Фидлер объявил о неожиданном прекращении судебного процесса из-за несогласия присяжных (десять к двум за признание виновным)[81][82].

В декабре 2007 года вышла песня «B Boy Baby[англ.]» в исполнении Матии Буэны и Эми Уайнхаус, в которой были мелодические и лирические фрагменты, сильно напоминающие «Be My Baby». В результате Спектору приписали авторское право на сингл. Фрагменты из «Be My Baby» исполнила Уайнхаус, а не взяты из моно-сингла[83]. Уайнхаус упоминала свое восхищение работой Спектора и часто исполняла его первый хит «To Know Him Is to Love Him»[84]. В том же месяце Спектор присутствовал на похоронах Айка Тёрнера. В своей поминальной речи Спектор раскритиковал автобиографию Тины Тёрнер, а также ее последующую рекламу Опрой Уинфри, назвав ее «плохо написанной книгой, которая очернила и оскорбила Айка». Спектор прокомментировал: «Айк сделал Тину той жемчужиной, которой она была. Когда я ходил на концерты Айка в Cinegrill в 90-х … на сцене было по крайней мере пять Тин Тёрнер, которые выступали в ту ночь, и любая из них могла быть настоящей Тиной Тернер»[85].

В середине апреля 2008 года BBC Two транслировал специальный выпуск под названием «Phil Spector: The Agony and the Ecstasy», снятый Викрамом Джаянтом. Он включает в себя первое экранное интервью Спектора, нарушившее его продолжительное молчание в СМИ. Во время беседы изображения из суда по делу об убийстве сопоставляются с живыми выступлениями его треков в телевизионных программах 1960-х и 1970-х годов, а также с субтитрами, которые дают критические интерпретации некоторых его ценностей в звукозаписи. Хотя он не пытается напрямую очистить свое имя, показанные материалы судебного процесса пытаются дать более подробное объяснение фактов, связанных с обвинениями в убийстве, предъявленными ему. Он также говорит о музыкальных инстинктах, которые привели его к созданию некоторых из самых продолжительных хитов, от «You’ve Lost That Lovin' Feelin'» до «River Deep, Mountain High», а также «Let It Be», а также о критике, с которой, по его мнению, ему пришлось столкнуться на протяжении всей жизни[86].

Фил Спектор в 2014 году.

Повторный судебный процесс над Спектором по делу об убийстве второй степени начался 20 октября 2008 года[87]. Председательствующим судьей снова был Фидлер; повторный судебный процесс не транслировался. Спектора снова представляла адвокат Дженнифер Ли Барринджер[88]. Дело было передано присяжным 26 марта 2009 года, и 18 дней спустя, 13 апреля, присяжные вынесли вердикт о виновности[89][90]. Кроме того, Спектор был признан виновным в использовании огнестрельного оружия при совершении преступления, что добавило к приговору четыре года[91].

Он был немедленно взят под стражу, и 29 мая 2009 года ему был вынесен приговор к 19 годам лишения свободы в пенитенциарной системе штата Калифорния[англ.][92][93][94][95]. Наказание Спектор отбывал в коркоранской тюрьме, где, среди прочих, содержался знаменитый маньяк Чарльз Мэнсон[96]. Несколько попыток обжалования оказались неудачными в 2011, 2012 и 2016 годах[97][98][99].

В 2013 году на экраны США вышел телефильм производства канала HBO «Фил Спектор», рассказывающий о взаимоотношениях Спектора и Кенни Баден — его адвоката по делу об убийстве Ланы Кларксон. Роль самого продюсера исполнил Аль Пачино, а адвоката Баден — Хелен Миррен. По версии создателей картины, Фил Спектор не убивал Лану Кларксон и был осуждён только за буйный характер, вспыльчивость и эксцентричное поведение как во время процесса, так и на протяжении всей своей публичной жизни.

Фил Спектор умер 16 января 2021 года в калифорнийской больнице общего профиля Сан-Хоакин от осложнений, вызванных COVID-19. Ему был 81 год, и ещё минимум три года ему предстояло сидеть в тюрьме[100].

Музыкальное мастерство

Ранние музыкальные влияния Спектора включали латиноамериканскую музыку в целом и латинские перкуссионные инструменты в частности[101]. Это заметно во многих, если не во всех записях Спектора, начиная от перкуссии во многих его хитах: шейкеры, гуиро (тыквы) и маракасы в «Be My Baby» и сон монтуно[англ.] в «You’ve Lost That Lovin' Feeling» (четко слышно в бридже песни, сыгранном сессионным басистом Кэрол Кей, в то время как тот же повторяющийся припев исполняется на клавесине Лэрри Нечтелом).

Фирменным знаком Спектора во время его записи был так называемый «Стена звука» (англ. Wall of Sound), техника записи, которая давала плотный, многослойный эффект, который хорошо воспроизводился на AM-радио[англ.] и автоматах. Чтобы добиться этого характерного звука, Спектор собирал большие группы музыкантов (играющих на некоторых инструментах, которые обычно не используются для ансамблевой игры, таких как электрогитары и акустические гитары), играющих оркестровые партии — часто дублируя и утрояя многие инструменты, играющие одновременно, для более полного звука. Сам Спектор называл свою технику «вагнеровским подходом к рок-н-роллу: маленькие симфонии для детей»[102].

Ещё одним инновационным открытием Спектора стал звуковой эффект фланжер. Эффект родился при попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов. В процессе записи Фил коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала[103].

Спектор руководил общим звуком своих записей, используя основную группу, которая стала известна как «Команда разрушителей» (англ. Wrecking Crew), в которую входили сессионные музыканты, такие как Хэл Блэйн[англ.], Лэрри Нечтел, Стив Дуглас[англ.], Кэрол Кей[англ.], Рой Кейтон[англ.], Глен Кэмпбелл и Леон Рассел. Он делегировал аранжировки Джеку Ницше и поручил Сонни Боно наблюдать за выступлениями, рассматривая этих двоих как своих «помощников»[104]. Спектор часто использовал песни от авторов песен, работавших в Brill Building (Trio Music) и на 1650 Broadway (Aldon Music), таких как команды Элли Гринвич и Джеффа Барри, Барри Манн и Синтия Вайль, а также Джерри Гоффин и Кэрол Кинг. Он часто работал с авторами песен, получая соавторские права и гонорары за публикации композиций[105].

Несмотря на тенденцию к многоканальной записи, Спектор был ярым противником стерео-релизов, утверждая, что это отбирает контроль над звучанием записи у продюсера в пользу слушателя[106]. Иногда пара струнных или духовых инструментов дублировалась несколько раз, чтобы звучать как целый струнный или духовой ансамбль. Но в конечном продукте фон иногда нельзя было отличить ни как рог, ни как струнные. Спектор также предпочитал синглы альбомам, описывая пластинки как «два хита и десять кусков мусора», отражая как его коммерческие методы, так и методы многих других продюсеров того времени[4].

Примечания

Комментарии

  1. На могиле отца была оставлена эпитафия: "To know him was to love him"[20][4]. Именно эти слова в слегка видоизмененном варианте ("To Know Him Is To Love Him") 11 лет спустя, в 1958 году, стали названием песни, которую Фил выпустил со своей первой рок-группой The Teddy Bears. Песня сразу стала хитом и попала в американские и британские хит-парады. Впоследствии ее записывали многие другие исполнители, включая Нэнси Синатру, Долли Партон, "Битлз" (в варианте "To Know Her Is To Love Her"), Эми Уайнхаус и многие другие[21].
  2. Спектор также был сопродюсером, совместно с Ленноном и Йоко Оно, песни «God Save Us» группы Elastic Oz Band.
  3. В том же интервью 1987 года Харрисон сказал, что проблемы Спектора с алкоголем и его частые госпитализации были типичны для их сотрудничества с 1970 года. Тем не менее, он описал продюсера как «блестящего ... одного из величайших » , добавив: «он должен быть там, делая что-то прямо сейчас — но не со мной!»[58]
  4. Когда Леннона спросили о сообщениях о том, что Спектор выстрелил из пистолета в потолок, он сказал: «Я не люблю рассказывать сказки за пределами школы... Но я знаю, что в туалете Record Plant West был ужасно громкий шум»[54].
  5. Джо Рамон заявил, что работа со своим «идолом» оказалась именно такой, как он и ожидал. А группа упомянула Спектора в песне «It's Not My Place (in the 9 to 5 World)» на своем следующем альбоме Pleasant Dreams: «Hangin' out with Lester Bangs you all / And Phil Spector really has it all».

Источники

  1. Grimes, William. Phil Spector, Famed Music Producer and Convicted Murderer, Dies at 81 (January 17, 2021).
  2. Phil Spector and the damaging myth of male creative genius, Los Angeles Times (January 18, 2021).
  3. 3,0 3,1 Spillius, Alex Phil Spector guilty of murdering actress Lana Clarkson. The Daily Telegraph (April 13, 2009). Дата обращения: 2 апреля 2018. Архивировано 11 февраля 2018 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 Brown, Mick. Tearing Down the Wall of Sound: The Rise and Fall of Phil Spector. — London : Bloomsbury, 2007. — ISBN 978-1-4000-4219-7.
  5. Brown, Mick Pop's lost genius. The Telegraph (February 4, 2003). Дата обращения: 10 сентября 2018. Архивировано 10 сентября 2018 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Williams, Richard. Phil Spector: Out Of His Head : []. — Omnibus Press, 2022. — ISBN 978-0-85712-056-4.
  7. «BMI Announces Top 100 Songs of the Century» Архивная копия от 16 июня 2012 на Wayback Machine from BMI website
  8. Williams, 2003, с. 5.
  9. Wolfe, Tom. First Tycoon of Teen, New York Magazine, published as a supplement to the New York Herald Tribune (3 січня 1965). (This appears in the microfilm edition of the Herald Tribune but apparently not in the online database)
  10. Bannister, 2007, с. 38.
  11. Holden, Stephen. MUSIC; They're Recording, but Are They Artists?, The New York Times (28 лютого 1999). Архивировано 30 ноября 2016 года. Дата обращения 17 липня 2013.
  12. Williams, 2003, с. 25.
  13. Wiseman-Trowse, Nathan. Performing Class in British Popular Music. — Springer, 30 September 2008. — P. 148–154. Архивная копия от 13 сентября 2021 на Wayback Machine
  14. Sevigny, Catherine Wall of silence. The Guardian (May 5, 2007). Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 24 января 2019 года.
  15. 15,0 15,1 Phil Spector. Songwriters Hall of Fame. Дата обращения: 19 января 2021.
  16. See:
  17. Unterberger, Richie Phil Spector. AllMusic. Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  18. Легендарный музыкальный продюсер Спектор осужден за убийство // BBC Russian, 2009
  19. Phil Spector, condenado a 19 años de cárcel por homicidio en rtve.es
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Thompson, Dave. Wall of Pain: The Biography of Phil Spector. — Paperback. — London : Sanctuary, 2004. — ISBN 978-1-86074-543-0.
  21. 21,0 21,1 Легендарный продюсер Леннона Фил Спектор не дожил до конца тюремного срока Архивная копия от 17 января 2021 на Wayback Machine, BBC, 18.01.2021
  22. Salon Brilliant Careers, Salon.com. Архивировано 7 февраля 2011 года. Дата обращения 9 июля 2012.
  23. Bloom, Nate All those Holiday/Christmas Songs: So Many Jewish Songwriters!. Jewish World Review (22 грудня 2014). Дата обращения: 31 грудня 2017. Архивировано 3 октября 2018 года.
  24. Brown, 2007, с. 12.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 25,5 Татьяна Столяр. Жизнь и смерть Фила Спектора. mn.ru. Московские новости (8 июня 2021). Дата обращения: 12 октября 2024.
  26. 26,0 26,1 Thompson, Dave. Wall of Pain: The Life of Phil Spector. — New. — London : Sanctuary, 2005. — ISBN 978-1-86074-645-1.
  27. Larkin, Colin. The Virgin Encyclopedia of Popular Music. — Virgin Publishing, 2002. — ISBN 1-85227-923-0.
  28. 28,0 28,1 Fred Bronson, The Billboard Book of Number One Hits, Billboard Publications, 1992, p. 46
  29. Wyman, Bill. No One Was Safe from Phil Spector The producer made countless contributions to music, but his ego overshadowed them all, Vulture (January 19, 2021).
  30. Phil Spector: Famed music producer, convicted murderer dead at 81 (англ.). Denver 7 Colorado News (KMGH) (17 января 2021). Дата обращения: 16 июня 2024.
  31. 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 Ribowsky, Mark. He's a Rebel: Phil Spector – Rock and Roll's Legendary Producer. — Cambridge, MA : Da Capo Press, 2006. — ISBN 978-0-306-81471-6.
  32. Whitburn, Joel. The Billboard Book of Top 40 Hits: Eighth Edition. — Record Research, 2004. — P. 480.
  33. Joel Whitburn’s Top Pop Singles 1955—1990, ISBN 0-89820-089-X
  34. McKnight, Ralph. Jean DuShon: A Lifetime of Blues on the Road, All About Jazz (March 2, 2007).
  35. (March 17, 1962) «Spector Named To A&R Post At Liberty»: 27.
  36. Spector, Ronnie. Be My Baby, How I Survived Mascara, Miniskirts, and Madness or My Life as a Fabulous Ronette. — Harmony Books, 1990. — ISBN 978-0-517-57499-7.
  37. 1966. billboard Top 100. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 10 января 2017 года.
  38. Dimery, Robert. 1001 Songs: You Must Hear Before You Die. — Cassell Illustrated, 2011. — ISBN 978-1-84403-717-9.
  39. Ramone, Marky. Punk Rock Blitzkrieg – My Life As A Ramone. — Kings Road Publishing, 2017. — P. 177. — ISBN 978-1-78606-817-0.
  40. (April 23, 1966) «Philips Signs Ike & Tina Turner».
  41. (April 30, 1966) «Ike & Tina to Philles»: 56.
  42. Gilliland, John Show 21 – Forty Miles of Bad Road: Some of the best from rock 'n' roll's dark ages. Part 2]: UNT Digital Library (англ.) (audio). Pop Chronicles. Digital.library.unt.edu (1969).
  43. (May 27, 1967) «Negotiations Continue For Spector Deal With A&M»: 7.
  44. (June 3, 1967) «Spector, A&M Deal»: 7.
  45. Dave Thompson. Phil Spector: Wall Of Pain. — Omnibus Press, 2010. — P. 268–. — ISBN 978-0-85712-216-2.
  46. 46,0 46,1 46,2 46,3 46,4 Schaffner, Nicholas. The Beatles Forever. — New York : McGraw-Hill, 1978. — ISBN 0-07-055087-5.
  47. Hamelman, Steve. On Their Way Home: The Beatles in 1969 and 1970 // The Cambridge Companion to the Beatles. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2009. — ISBN 978-0-521-68976-2.
  48. 48,0 48,1 «'Let It Be' 40 Years Later: A Look Back at the Beatles' Final LP».
  49. allmusic (((Phil Spector > Overview))). Дата обращения: 10 ноября 2010. Архивировано 9 ноября 2010 года.
  50. (January 21, 1971) «Lennon Remembers, Part One».
  51. Cavanagh, David (August 2008). «George Harrison: The Dark Horse».
  52. 52,0 52,1 52,2 52,3 52,4 Madinger, Chip. Eight Arms to Hold You: The Solo Beatles Compendium / Chip Madinger, Mark Easter. — Chesterfield, MO : 44.1 Productions, 2000. — ISBN 0-615-11724-4.
  53. Frontani, Michael. The Solo Years // The Cambridge Companion to the Beatles. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2009. — ISBN 978-0-521-68976-2.
  54. 54,0 54,1 54,2 54,3 54,4 54,5 54,6 54,7 Spizer, Bruce. The Beatles Solo on Apple Records. — New Orleans : 498 Productions, 2005. — ISBN 0-9662649-5-9.
  55. Badman, Keith. The Beatles Diary Volume 2: After The Break-Up 1970–2001. — Omnibus Press, 2009. — P. 108. — ISBN 978-0-85712-001-4.
  56. Concert For Bangladesh. albumlinernotes.com. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
  57. Kubernik, Harvey (November 10, 2020). «George Harrison 'All Things Must Pass' 50th Anniversary»..
  58. 58,0 58,1 White, Timothy (November 1987). «George Harrison – Reconsidered».
  59. Doggett, Peter. You Never Give Me Your Money: The Beatles After the Breakup. — New York : It Books, 2011. — ISBN 978-0-06-177418-8.
  60. (January 17, 2021) «Phil Spector».
  61. 61,0 61,1 Leibovitz, Liel Wall of Crazy: Phil Spector and Leonard Cohen's incredible album, released 35 years ago, is a time capsule of American pop music. Tablet: A New Read on Jewish Life. Nextbook Inc. (December 11, 2012). Дата обращения: 12 марта 2015. Архивировано 15 декабря 2014 года.
  62. Phil Spector's Terrifying MugShot Is Horrible. SquareMirror.com. Дата обращения: 12 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  63. Cox, Tom. A masterpiece? Was it?, The Daily Telegraph (February 10, 2001).
  64. Roberts, Randall Leonard Cohen's Prophecy of the Phil Spector/Lana Clarkson Incident: 'Death of a Ladies' Man'. L.A. Weekly (April 10, 2009). Дата обращения: 16 июля 2015. Архивировано 16 июля 2015 года.
  65. Devenish, Colin (June 24, 2002). «Johnny Ramone Stays Tough: Ramones Guitarist Reflects on Dee Dee's Death and the Difficult Eighties».
  66. (May 19, 2016) «The Curse of the Ramones».
  67. Marky Ramone: 'Phil Spector didn't hold a gun to us'. NME (December 2, 2008). Дата обращения: 15 июня 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
  68. Minsky, David Marky Ramone on Phil Spector: 'He Never Pointed a Gun at Us'. Miami New Times (April 7, 2015). Дата обращения: 16 июля 2015. Архивировано 17 июля 2015 года.
  69. Brock Helander. The Rockin' 60s: The People Who Made the Music. — Schirmer Trade Books, 2001. — P. 659–. — ISBN 978-0-85712-811-9.
  70. (March 9, 1989) «The 1989 Rock and Roll Hall of Fame Induction Ceremony» (en-US).
  71. (March 9, 1989) «The 1989 Rock and Roll Hall of Fame Induction Ceremony».
  72. Phil Spector. Recording Academy Grammy Awards (November 23, 2020).
  73. 73,0 73,1 Phil Spector blasts The Ronettes' Hall Of Fame induction. NME (March 7, 2007).
  74. Willaman, Chris (December 3, 2004). «Here's Celine Dion's 1995 buried treasure».
  75. Music – Review of Starsailor – Silence Is Easy. BBC. Дата обращения: 1 августа 2014. Архивировано 26 ноября 2017 года.
  76. Bruno, Anthony Phil Spector: The 'mad genius' of rock'n'roll. TruTV.com. Архивировано 10 декабря 2012 года.
  77. 77,0 77,1 77,2 Phil Spector and the wall of charges (March 16, 2007). Дата обращения: 18 декабря 2018. Архивировано 19 декабря 2018 года.
  78. 78,0 78,1 US Spector trial to be televised. BBC News. London: BBC (February 17, 2007). Дата обращения: 9 марта 2007. Архивировано 8 марта 2008 года.
  79. In Your Eyes – Hargo. AllMusic (July 24, 2006). Дата обращения: 1 августа 2014. Архивировано 2 мая 2020 года.
  80. Phil Spector continues work in studio. NME (August 13, 2007). Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  81. Archibold, Randal C.. Mistrial Declared in Spector Murder Case (September 27, 2007).
  82. Morrison, Keith Facing the music. New York: NBC News (September 12, 2007). Дата обращения: 18 декабря 2018. Архивировано 19 декабря 2018 года.
  83. Mutya Buena. NME (June 1, 2007). Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  84. Amy Winehouse: To know him is to love him (live) (October 31, 2009). Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано 6 июня 2016 года.
  85. Phil Spector criticises Tina Turner at Ike Turner's funeral. NME (December 23, 2007). Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано 7 сентября 2016 года.
  86. Thorpe, Vanessa. Phil Spector breaks his silence before second trial for murder (February 18, 2008).
  87. Phil Spector murder retrial gets underway, Jury selection begins in LA. London: TI Media (October 21, 2008). Дата обращения: 31 марта 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
  88. Attorney Jennifer Barringer (L) looks on pictures. Getty Images (April 13, 2009). Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 2 февраля 2018 года.
  89. Li, David K.. Phil Spector faces the music (April 13, 2009).
  90. Phil Spector convicted of murder. BBC News. London: BBC (April 13, 2009). Дата обращения: 13 апреля 2009. Архивировано 14 апреля 2009 года.
  91. Phil Spector guilty of 2nd-degree murder, The Washington Times (April 14, 2009).
  92. Duke, Alan. Phil Spector gets 19 years to life for murder of actress, CNN (May 29, 2009).
  93. CDCR Inmate Locator. cdcr.ca.gov. Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано 18 декабря 2020 года.
  94. Phil Spector, famed music producer and murderer, dies at 81 (January 17, 2021).
  95. Phil Spector, pop producer convicted of murder, dies aged 81 (January 17, 2021).
  96. Phil Spector moved to California prison Архивная копия от 29 января 2020 на Wayback Machine // CNN.com
  97. Phil Spector denied murder appeal. BBC (August 18, 2011). Дата обращения: 23 июля 2021.
  98. Sean Michaels. Phil Spector appeal rejected by US supreme court, The Guardian (February 22, 2012). «The music producer's conviction for the murder of Lana Clarkson in 2003 will not be overturned after court refuses to hear appeal ... The court let stand a California appeals court ruling last May that upheld Spector's conviction for the murder of Lana Clarkson in 2003. The court offered no comment on the case.».
  99. Phil Spector's Battle For Freedom Is Over! Judge Rules On Appeal. Radar Online (June 17, 2016). Дата обращения: 23 июля 2021.
  100. Главный кирпич в стене // Коммерсантъ. Архивировано 17 января 2021 года.
  101. Palmer, Robert. Phil Spector-Master Of the 60's Sound (March 20, 1977).
  102. DeCurtis, Anthony. Rocking My Life Away: Writing about Music and Other Matters. — Durham, North Carolina : Duke University Press, 1999. — P. 142. — ISBN 0-8223-2419-9.
  103. Продюсировал Леннона, сидел с Мэнсоном, издевался над женой и убил актрису. Кем был скандальный продюсер Фил Спектор, умерший от «короны». Super.ru (18 января 2021). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  104. Eddy, Chuck (April 2011). «Essentials: A Mad Genius Turns the Wall of Sound Into Rock's Most Transcendent Trick».
  105. Ryan, Harriet. Spector's long legal battles may be sapping his fortune (April 8, 2009).
  106. Entertainment | Phil Spector's Wall of Sound. BBC News. London: BBC (April 14, 2009). Дата обращения: 14 октября 2011. Архивировано 26 марта 2012 года.

Литература

Ссылки