Филипп, Изидор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изидор Филипп
Изидор Филипп (фото Луи Фреона, 1909)Изидор Филипп (фото Луи Фреона, 1909)
Основная информация
Имя при рождении Isidor Edmond Philipp
Дата рождения 2 сентября 1863(1863-09-02)
Место рождения Будапешт, Австро-Венгрия
Дата смерти 20 февраля 1958(1958-02-20) (94 года)
Место смерти Париж, Франция
Страна  Франция
Профессии музыкальный педагог, музыкальный педагог, пианист, пианист, композитор,
Годы активности 1890-1955
Инструменты рояль, клавесин
Жанры академическая музыка, камерная музыка, фортепианная музыка
Награды Командор ордена Почётного легиона||

Изидо́р Фили́пп (реже Исидор) (фр. Isidor (Isidore) Philipp; полное имя Isidor Edmond Philipp; 2 сентября 1863, Будапешт — 20 февраля 1958, Париж) — французский пианист, музыкальный педагог и композитор, посмертная известность которого значительно больше связана с работами по технике игры на фортепиано, чем с композиторскими сочинениями.

Биография

Изидор Филипп приехал в Париж из Будапешта с родителями ещё в детском возрасте. Поступив в Парижскую консерваторию на отделение фортепиано в класс Жоржа Матиа, ученика Шопена, в 1883 году окончил её, получив Первую премию как пианист. Также проходил курс композиции у Камилла Сен-Санса, также брал уроки у Стефана Геллера и Теодора Риттера (ученика Берлиоза и Листа)[1]. Во время обучения в консерватории Изидор Филипп познакомился с Клодом Дебюсси, сохранив с ним близкие отношения до смерти последнего[2].

Дебютировал с сольными выступлениями в Лондоне в 1890 году. Также известностью пользовалось камерное трио, которое Изидор Филипп основал со скрипачом Анри Бертелье и виолончелистом Жюлем-Леопольдом Лебо. В течение почти десяти лет в конце XIX века трио с успехом гастролировало по Европе[2]. В 1893 году Исидор Филипп вернулся в Парижскую консерваторию, чтобы преподавать курс фортепиано, сначала элементарного, а затем для старших групп. В 1903 году, получив французское гражданство, он стал профессором, преподавая до 1934 года. После окончания Первой Мировой войны он также работал в Американской консерватории Фонтенбло[3]. Среди его учеников много известных пианистов, дирижёров и композиторов. Среди них можно назвать Мориса Дюмениля, Аарона Копленда, Гиомар Новаэс, Вилфрида Пеллетье, лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, Александра Черепнина, Андре Лаваня, Никиту Магалова, Жана Франсе, Анриетту Пуиг-Роже, Святослава Сулима-Стравинского, Бевериджа Уэбстера и Эмиля Пуайо.

Исидор Филипп был удостоен звания командора Почётного легиона (согласно указу от 7 сентября 1927 г.) — свой орден он получил из рук Жюля Мока, бывшего министра, который сам был Командором Почётного легиона.

После оккупации Франции, в 1940 году Изидор Филипп, еврей по происхождению, смог перебраться в США и Канаду. Почти сразу после его отъезда нацисты конфисковали всё его имущество и парижскую квартиру. После трансатлантического переезда Филипп, при поддержке своего бывшего ученика Дуайта Андерсона, сначала поселился в Луисвиле (Квебек)[2]. Позже он преподавал в Нью-Йорке и Монреале. В Америке он выступал как пианист, продолжая свою академическую карьеру[3]. Свой последний концерт он дал 20 марта 1955 года в возрасте девяноста одного года, исполнив партию фортепиано в скрипичной сонате Сезара Франка[1].

Помимо карьеры блестящего пианиста и авторитетного педагога, Филипп известен как автор ряда методических трудов по технике игры на фортепиано, не потерявших с годами ценности.

Библиография

Филипп опубликовал ряд работ по технике игры на фортепиано, в том числе:

  • Курс упражнений (Exercices de tenue, Paris, Heugel, 1904);
  • Ступень к Парнасу (Gradus ad Parnassum, 10 fascicules, Paris, Leduc, 1911—1914);
  • Малая ступень к Парнасу (Petit Gradus ad Parnassum, Leduc, 1913—1914);
  • Ежедневная техника для пианиста (Technique journalière du pianiste, Heugel, 1929);
  • Упражнения для современного обучения игре на фортепиано (Exercices pour l’enseignement moderne du piano, Paris, Salabert, 1933);
  • Новые подготовительные упражнения для высшего фортепианного обучения (Nouveaux exercices préparatoires pour l’enseignement supérieur du piano, Paris, Eschig, 1937);
  • Упражнения на чёрные клавиши (Exercices sur les touches noires, Eschig, 1942).

Произведения

  • Rêverie mélancolique (Меланхолическая мечта) для фортепиано;
  • Sérénade humoristique (Юмористическая серенада) для фортепиано;
  • Concertino pour trois pianos (Концертино для трёх фортепиано);
  • Suite pour deux pianos (сюита для дуэта фортепиано).

Примечания

  1. 1,0 1,1 Marc Honegger, Dictionnaire de la musique — Les Hommes et leurs Œuvres, Paris, Bordas, 1986.
  2. 2,0 2,1 2,2 Charles Timbrel: Isidor Philipp, His Life and Legacy. In: Journal of the American Liszt Society. Nr. 40, Juli bis Dezember 1996, S. 48-83
  3. 3,0 3,1 World Famous Musicians Teach at Harold Bradley School of Music, Lockport, N.Y. Union-Sun & Journal, July 20, 1957.

Ссылки