Копленд, Аарон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аарон Копленд
англ. Aaron Copland
Основная информация
Имя при рождении Aaron Copland
Место смерти Норт-Тарритаун, Нью-Йорк, США
Профессии композитор, пианист, дирижёр, педагог
Жанры опера, балет, симфонические и вокальные произведения
Награды
Пулитцеровская премия (1945)

Ааро́н Ко́пленд[1] (англ. Aaron Copland; 14 ноября 1900, Нью-Йорк — 2 декабря 1990, Норт-Тарритаун, Нью-Йорк) — американский композитор, пианист, дирижёр и педагог.

Биография

Родился в еврейской семье эмигрантов из Литвы (фамилия отца была Каплан). В пятнадцать лет решил стать композитором. В 19211924 занимался в Американской консерватории Фонтенбло, где встретился с Надей Буланже, ставшей его наставницей. По возвращении в США он обнародовал свои первые сочинения. В 1927 его концерт для фортепиано с оркестром исполнили Сергей Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр. Концерт использовал элементы джаза, что вызвало публичный скандал.

В 19281931 композитор вёл так называемые Коплендовские концерты, на которых пропагандировал новейших американских композиторов, в 19321933 руководил Фестивалем современной музыки, на которых выступил как пианист, дирижёр и педагог. На президентских выборах 1936 года Копленд поддержал коммунистическую партию, не будучи коммунистом; его взяло на заметку ФБР.

Был членом музыкального комитета Национального совета американо-советской дружбы, учреждённого в годы Второй мировой войны. В 1946 году сенатор Маккарти допрашивал композитора связи с его деятельностью в совете.

В 1950-е он попал в «Чёрный список» Голливуда. В это же время Копленд открыл для себя Веберна и Булеза, заинтересовался серийной техникой, вместе с тем продолжал писать и в неоклассической манере.

В начале 1970-х композитор заболел болезнью Альцгеймера и прекратил сочинять; при этом в качестве дирижёра выступал до 1983 года.

Творческая характеристика

Копленд, «старшина американских композиторов»[источник не указан 3533 дня], соединял современную музыку с американскими темами и фольклорными традициями. Поиски американской самоидентификации отмечают в его балетах «Весна в Аппалачах» (1944), «Билли Кид» (Billy the Kid, 1938) и «Родео» (1942). Д. Мийо характеризовал творчество американского композитора[2]:

Больше всего поражает у Копленда чувство земли, чувство страны. Его музыка рождает ощущение широких просторов, окрашенных в пастельные тона; на этом фоне звучит ностальгическая песнь ковбоя, и даже несмотря на упругий танцевальный ритм, сопровождаемая «отбивающими» такт аккордами скрипки, она (эта музыка) всё равно остается невероятно грустной, что не исключает в ней ни наличия силы, ни устремления к свету, к солнцу.

Копленд оказал воздействие на творчество Леонарда Бернстайна, который был одним из лучших интерпретаторов коплендовских произведений.

Педагогическая деятельность

Среди учеников Копленда — Пол Боулз, Альберто Хинастера, Леонардо Балада, Эйноюхани Раутаваара, Нед Рорем и другие.

Признание

Член Национального института искусства и литературы (1942). Пулитцеровская премия (1945), премия Нью-Йоркской музыкальной критики (1945 и 1947), Национальная медаль США в области искусств (1986).

Избранные сочинения

Оперы

Балеты

Симфонии

  • Симфония для органа и оркестра (1924)
  • Симфония № 1 (19261928)
  • Танцевальная симфония (1930)
  • Симфония № 2, «Короткая» (19321933)
  • Симфония № 3 (19441946)

Концерты

  • Концерт для фортепиано и оркестра (1926)
  • Концерт для кларнета, струнного оркестра, арфы и фортепиано (19471948)

Различная симфоническая музыка

  • Symphonic Ode для оркестра (19271929)
  • Statements для оркестра (19321935)
  • El Salon Mexico для оркестра (1936)
  • Вариации для оркестра (1957)
  • Three Latin-American Sketches для оркестра (19591971)
  • Connotations для оркестра (1962)
  • Inscape для оркестра (1967)

Вокальные произведения

  • 12 стихотворений Эмили Дикинсон (1950)
  • Старые американские песни (1952)

Музыка к фильмам

Копленд о музыке

  • What to Listen For in Music. New York: Signet Classics, 2002
  • Music and Imagination. Cambridge: Harvard UP, 2006.

Литература

  • Pollack H. Aaron Copland — The Life and Work of an Uncommon Man. New York: Henry Holt and Company, 1999
  • Levin G., Tick J. Aaron Copland’s America: a cultural perspective. New York: Watson-Guptill, 2000.
  • Robertson M., Armstrong R. Aaron Copland: a guide to research New York: Routledge, 2001

Примечания

  1. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 93
  2. Мийо Д. Моя счастливая жизнь. — М.: Композитор, 1988. — С. 283.

Ссылки