Физическая культура
Физи́ческая культу́ра (от греч. φύσις — «природа»[1] и лат. cultura — «возделываю, обрабатываю землю»[2], кратко — физкульту́ра, на школьном сленге — физ-ра, физрá) — система спортивной деятельности, направленная на гармоничное развитие духовных и физических сил человека[3]. Это часть общей культуры и представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития[4][5], одна из основных частей той социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека[4]. Физическая культура — это важнейшее средство формирования человека как личности[3].
На 2019 год ещё не существовало единого признанного во всём мире значения для понятия физической культуры, в российской и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл, различаются и парадигмы, и значения термина в этих парадигмах: в одном наборе смыслов это значения от совокупности материальных и духовных ценностей до вида деятельности, в другом — спектр понятий от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги. В России понятие «физическая культура» включает в себя широкий спектр культурных составляющих и научных сфер общества[4], а теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры[6].
В СССР создание «нового человека»[7] являлось одной из главных задач, средством которой послужило создание новой культуры, а важнейшей составляющей которой была физическая культура[8]. В послевоенном СССР в понятие «физической культуры» был включён спорт в качестве её составной части[9] (см. Олимпиада 1952 — впервые СССР принял участие в международном спорте).
Регулярные занятия физкультурой, как и физическая активность в целом, значительно снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний[10].
История
В мире
В истории человеческого общества всегда были какие-либо формы физического воспитания[4].
Самые древние средства физической культуры — естественные движения человека, производимые им в ходе повседневной деятельности. А самыми ранними формами организации физического воспитания были подвижные игры[4].
В рабовладельческом обществе были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения военной направленности[4].
В античной Греции физические упражнения расценивались наравне с другими культурными ценностями (поэзией, музыкой), и в античных Олимпийских играх участвовали врач Гиппократ, философ Сократ, драматург Софокл и другие деятели античной культуры[11].
Во время ранних капиталистических обществ физическая культура была нацелена на обеспечение индустриального производства и массовых армий физически развитыми людьми[6].
В XIX веке в США и Англии появился термин «физическая культура» (англ. physical culture) в значении процесса, связанного с возделыванием или воспитанием физически развитого человека[6].
В России
В 1899 году английский термин «Physical culture» переводился на русский язык как «физическое развитие»[6].
В 1908 году немецкое словосочетание «Коrper Кultur» было переведено как «культура тела, красота и сила»[6].
В 1911 году в работах на русском языке появился и с этого времени устоялся термин «физическая культура»[6].
Первоначально термин «физическая культура» в России означал систему физических упражнений или использовался в смысле «воспитания и развития красоты тела»[6].
В дельнейшем понятие «физическая культура» стало включать в себя охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных природных факторов (солнца, воздуха и воды), физические упражнения и физический труд[6].
В XXI веке в России теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и использует тот же понятийный аппарат, при этом имеет и собственные специфические термины и понятия, которые отражают её сущность, цели, задачи, содержание, средства, методы и руководящие принципы[6].
Составные части физической культуры
Основными частями физической культуры являются физические упражнения, ГТО, закаливание (обтирание, обливание, купание), гигиеническая гимнастика, туризм, физический труд[9].
Оздоровительная физическая культура
Здоровье является важнейшей потребностью человека, обеспечивающей гармоническое развитие личности и определяющей его трудоспособность, и физическая культура в её оздоровительном направлении имеет большое значение для сохранения здоровья и поддержания активного долголетия[12].
Основными направлениями оздоровительной физической культуры являются оздоровительно-рекреативная, оздоровительно-реабилитационная, спортивно-реабилитационная и гигиеническая физическая культура[3].
Физическая рекреация
Рекреация (от лат. recreation — «восстановление»[13]) означает отдых, восстановление сил, потраченных в процессе труда, соревнований или тренировочных занятий человека[3].
Оздоровительно-рекреативная физическая культура представляет собой активный отдых и восстановление сил с помощью средств физического воспитания: занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота[3]. Результат физической рекреации — удовольствие, хорошее настроение и самочувствие, высокая работоспособность[13].
Оздоровительная реабилитация
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — использование физических упражнений специально в качестве средства восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие травм, заболеваний и переутомления[14].
Спортивная реабилитация
Спортивно-реабилитационная физическая культура направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма и является важной частью системы подготовки спортсменов, она используется после длительных напряжённых нагрузок, испытываемых спортсменами на соревнованиях и в тренировках[15].
Гигиеническая физическая культура
Гигиеническая физическая культура — это различные повседневные формы физкультуры, включённые в обычную жизнь: утренняя гимнастика, прогулки и умеренные по нагрузке физические упражнения в режиме дня, предназначенные для оперативной оптимизации функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха[15].
Утренняя гигиеническая гимнастика, иначе называемая «утренней зарядкой», которая состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру, помогает быстро привести организм в рабочее состояние после пробуждения. Она улучшает координацию нервно-мышечного аппарата, быстро приводит деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем в нормальное для периода бодрствования состояние. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, в итоге улучшаются функции опорно-двигательного аппарата и внутренних органов[15].
У людей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие и повышается работоспособность[16].
Физическое воспитание
Физическое воспитание является частью практически всех систем воспитания молодёжи. Оно способствует выработке качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности и вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности[17].
Понятия, использующиеся в теории физического воспитания, включают[17]:
- физическое развитие;
- физическое совершенствование;
- физическая культура;
- физическое воспитание;
- физическое образование;
- физическая подготовленность;
- физические упражнения;
- двигательная активность;
- двигательная деятельность;
- спорт.
Задачи физического воспитания[17]:
- укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие;
- повышение работоспособности;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости);
- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
- формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть и оставаться здоровым.
История физического воспитания
В Российской империи в Смольном институте благородных девиц, в Воспитательном доме и других заведениях ведомства Её Императорского Величества Марии Фёдоровны в учебном процессе большое внимание было уделено закаливанию, играм на свежем воздухе и гимнастике[18].
В 1869 году доктор Клевезаль, будучи преподавателем физической культуры, пропагандировавший регулярные занятия физическими упражнениями, написал и издал первый в Российской империи учебник по физическому воспитанию для женских учебных заведений[18][19][20]. В этой книге автор описал положительные и отрицательные стороны физического развития и указал, что правильно и регулярно выполняемые физические упражнения являются необходимым предметом воспитания детей. Во время его работы Санкт-Петербургский Николаевский сиротский институт стал первым в стране учебным заведеним, выпускающим учительниц физической культуры[19].
Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, в России считается[кем?] педагог, анатом и врач Пётр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.[источник не указан 630 дней]
Следует различать[кому?] термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может быть употреблён и в том, и в другом смысле.[источник не указан 630 дней]
Следует также иметь в виду[кому?], что за пределами России и других постсоветских стран не в ходу английский термин «physical culture» в смысле широкого русского понятия «физическая культура» (под physical culture понимается интерес к физическому развитию, спорту, начиная с XIX века). Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используют, в частности, английские слова «sport», «physical education», «physical training», «fitness[англ.]».[источник не указан 630 дней]
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляют на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».[источник не указан 630 дней]
Считают[кто?], что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.[источник не указан 630 дней]
Физическое развитие
Физическое развитие в наиболее широком смысле означает процесс формирования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека и основанных на них психофизических качеств и последующего их изменения на протяжении его индивидуальной жизни[17].
В узком значении термин «физическое развитие» обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и измеряются в антропометрии и биометрии (рост, масса тела, окружность груди, рабочая емкость лёгких, состояние осанки и изгибы позвоночника, высота свода стопы, динамометрия, становая сила и другие параметры тела человека)[17].
В более широком смысле термин «физическое развитие» означает также развитие психофизических двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость)[17].
На развитие физических качеств сильно влияют повседневные занятия физическими упражнениями (физкультурные занятия)[21].
Физическое совершенство
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития, возникающий в результате полноценного использования физической культуры, подразумевающее оптимальную физическую подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям всех форм жизнедеятельности, в первую очередь — трудовой деятельности. Оно соответствует высокой степени развития индивидуальной физической одарённости и означает высокую биологическую надёжность организма индивида[21].
Физическое воспитание
Физическое воспитание — педагогический процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования, его цель — разностороннее развитие личности и физических способностей человека, формирования двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Этот процесс направлен на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства и играет важную роль в формировании физической культуры человека[21].
Физическая подготовленность
Физическая подготовленность — соответствующий возрасту уровень развития двигательных умений и навыков, описанный в нормативных требованиях учебной программы[21].
Физические упражнения
Физические упражнения — это движения (двигательные действия), используемые для развития физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же для развития внутренних органов и систем организма. Они являются основным средством всех видов физической культуры (под «упражнениями» понимаются неоднократные повторения двигательного действия)[21].
Двигательная активность
Двигательная активность — это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата человека. Она является основой индивидуального развития и жизнеобеспечения организма человека, благодаря которой человек обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие[21].
Спорт
Спорт — соревновательная деятельность и подготовка к ней, составная часть физической культуры[21].
Спорт высших достижений — это та часть спорта, в которой участвует малая часть людей, избравших спорт своей основной деятельностью в определённый период жизни и занимающихся спортом с целью достижения максимально возможных спортивных результатов для побед на крупнейших спортивных соревнованиях — Олимпийских играх, чемпионатах мира, первенствах континентов и стран[21].
Массовый спорт — это составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом не ради спортивных достижений, но с целью укрепления здоровья, повышения работоспособности и коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений[13].
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности. Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется нервная система, костно-мышечная системы, дыхательный аппарат.[источник не указан 630 дней]
Физическое воспитание способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни[22].
В процессе физического воспитания осуществляют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:[источник не указан 630 дней]
- Укрепление и охрана здоровья ребёнка, закаливание организма
- Помощь в формировании изгиба позвоночника, развитие сводов стопы, укреплению связочного аппарата, развитию всех групп мышц
- Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков)
- Развитие физических качеств (ловкость, выносливость)
Физическое воспитание детей осуществляют в соответствии со следующими гигиеническими правилами:[источник не указан 630 дней]
- Выбор оптимального двигательного режима с учётом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей;
- Разграниченное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности;
- Систематичность занятий, и комплексное использование всех средств и форм физического воспитания;
- Создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий.
Влияние физической активности на здоровье
Любая физическая активность, как повседневная, так и целенаправленное выполнение физических упражнений, значительно снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний[10].
Учёные рекомендуют проводить не менее 150 минут в неделю в состоянии физической активности, в которую входят любые действия, требующие затрат энергии, в том числе: поход в магазин, пешая ходьба, уборка и другая работа по дому, передвижение на велосипеде, занятия физкультурой. Соблюдение этих рекомендаций позволит предотвратить приблизительно 1 из 6 ранних смертей, 1 из 9 случаев сердечно-сосудистых заболеваний и 1 из 20 случаев рака для каждых 30 миллионов взрослых жителей[10].
75 минут еженедельной физической активности снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 17%, онкозаболеваний — на 7%, ранней смерти — на 23%[10].
Физическая культура при беременности
Для поддержания здоровья и хорошего самочувствия беременной женщине необходимы физические занятия. Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю.[источник не указан 630 дней] Перед началом любых упражнений необходимо консультация лечащего врача.
Однако при таких заболеваниях, как диабет, заболевания сердца и астма, врачи рекомендуют воздержаться от занятий физической культурой. Также необходимо воздержаться от нагрузок в следующих случаях: ослабление шейки матки, угроза выкидыша или непроизвольный аборт в предыдущую беременность, кровянистые выделения или кровотечения, преждевременные роды в прошлом, предлежание плаценты. Чтобы начать физические упражнения после родов, необходимо проконсультироваться с врачом, он подскажет, какие упражнения будут безопасны, и когда их можно начинать[23][24].
Физическая культура в пожилом возрасте и старости
Регулярные силовые тренировки эффективно улучшают большинство аспектов качества жизни, снижающегося с возрастом. Силовые тренировки не только увеличивают силу рук и силу хвата кисти, они также уменьшают вероятность развития депрессии у пожилых людей[25].
См. также
- Адаптивная физическая культура
- Физическая культура и спорт в СССР
- Коллектив физической культуры (КФК)
Примечания
- ↑ Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, статья «Физика»
- ↑ Этимологический словарь русского языка Семёнова А. В., статья «Культура»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Шарафутдинова, 2014, с. 117.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Щеголев и Белевский, 2019, с. 3.
- ↑ 329-ФЗ от 04.12.2007.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Щеголев и Белевский, 2019, с. 4.
- ↑ Физическое совершенство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Тело в общее дело. Зачем в СССР придумали парады физкультурников — статья газеты АиФ
- ↑ 9,0 9,1 Колосов и Пономарёв, 1977.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Garcia, L. Non-occupational physical activity and risk of cardiovascular disease, cancer and mortality outcomes: a dose–response meta-analysis of large prospective studies : [англ.] / L. Garcia, M. Pearce, A. Abbas … [et al.] // British Journal of Sports Medicine : журн. — 2023. — 28 February. — doi:10.1136/bjsports-2022-105669. — PMID 36854652.
- ↑ Щеголев и Белевский, 2019, с. 3–4.
- ↑ Шарафутдинова, 2014, с. 119.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Щеголев и Белевский, 2019, с. 7.
- ↑ Шарафутдинова, 2014, с. 117–118.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Шарафутдинова, 2014, с. 118.
- ↑ Шарафутдинова, 2014, с. 118–119.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 Щеголев и Белевский, 2019, с. 5.
- ↑ 18,0 18,1 Клевезаль Федор Федорович . Смоленское лютеранское кладбище (неофициальный сайт). Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано 26 сентября 2019 года.
- ↑ 19,0 19,1 Колосова, Е. М. Заметки на полях истории университета : [арх. 22 марта 2013] / Е. М. Колосова, А. В. Крейцер, Н. В. Андреева // Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 1. — С. 181. — 450 экз.
- ↑ Клевезаль Ф. Ф. Гимнастика для девиц в применении к различным возрастам для общественного и домашнего воспитания : Введена для руководства в С.-Петербургския институты Ведомства Императрицы Марии = Traitement domestique des obstructions et des hémorrhoïdes par la gymnastique médicale, approprié à l'âge mûr... par M. Th. de Klévésahl, ... Date de l'édition originale: 1867 / Пер. с фр. — СПб., 1869
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 21,6 21,7 Щеголев и Белевский, 2019, с. 6.
- ↑ Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко О. Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе Архивная копия от 25 октября 2014 на Wayback Machine // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 154—159
- ↑ Exercise during pregnancy (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 14 мая 2013 года.
- ↑ Физическая культура при беременности (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 20 мая 2014 года.
- ↑ Kashi, S. K. A Systematic Review and Meta-Analysis of Resistance Training on Quality of Life, Depression, Muscle Strength, and Functional Exercise Capacity in Older Adults Aged 60 Years or More : [англ.] / S. K. Kashi, Z. S. Mirzazadeh, V. Saatchian // Biological Research for Nurssing : журн. — 2022. — 13 August. — Art. 10998004221120945. — doi:10.1177/10998004221120945. — PMID 35968662.
Литература
- Физическая культура и спорт / А. И. Колосов, Н. И. Пономарёв // Ульяновск — Франкфорт. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 27).
- Значение, задачи и условия физического воспитания // Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 1978. — Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
- Усов, И. Н. Здоровый ребёнок : справочн. педиатра. — 2-е изд. — Мн. : Беларусь, 1994.
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ : О физической культуре и спорте в Российской Федерации.
- Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб. : Речь, 2007.
- Курчма, В. Р. Гигиена детей и подростков. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Шарафутдинова, Р. Д. Оздоровительная физическая культура как фактор укрепления и сохранения здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение : журн. — 2014. — № 2. — С. 117–120. — ББК 75.0. — УДК 796/799(G).
- Физическая культура : учебн. пособ. для студ. средних, профессиональных учебных заведений / Н. В. Решетников, Ю. И Кислицин. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 152 с.
- Физическая культура : учебно-методические рекомендации для студентов не физкультурных специальностей, обучающихся на заочном отделении / Метод. рекоменд. сост-ны на основе комплексной программы по физ-кой культуре доцентами каф. физического воспитания КГУ им. К.Э. Циолковского В. В. Щеголевым и В. Н. Белевским. — КГУ, 2019. — 31 с.