Феспис (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Феспис
Сцена из оперы, театр Гайети, 1872 г.Сцена из оперы, театр Гайети, 1872 г.
Либреттист Уильям Гилберт
Жанр оперная феерия
Место первой постановки Гайети-театр[англ.], Лондон

Фе́спис (англ. Thespis; or, The Gods Grown Old) — оперная феерия в двух действиях драматурга Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана. Первое исполнение состоялось 26 декабря 1871 года в Гайети-театре[англ.] в Лондоне.

История

Импресарио Джон Холлингсхед заказал Салливану создать совместно с Гилбертом комическую оперу-феерию в пародийном стиле бурлеск для Гайети-театра[англ.][1] к концу 1871 года. Эта опера с классическим сюжетом, политической сатирой и пародией на большую оперу напоминала «Орфей в аду» и «Прекрасную Елену» Жака Оффенбаха, чьи оперетты были очень популярны на английской сцене, как на английском, так и на французском языках.

Произведение стало первой совместной работой Гилберта и Салливана, творческого сотрудничества, ставшего самым известным и успешным в викторианской Англии, и существенно отличается от их более поздних произведений. Оперу рекламировали как «совершенно оригинальный оперный гротеск в двух действиях»[2]. Успешно исполненная впервые во время рождественских увеселительных мероприятий[3], она продержалась до 8 марта 1872 года и была исполнена 63 раза[4], что было неплохим сроком для подобного сочинения. Партитура оперы никогда не издавалась, и в настоящее время большая часть музыки утеряна.

После «Фесписа» Гилбертом и Салливаном был написан ряд популярных в англоязычных странах комических опер, в том числе «Корабль Её Величества „Пинафор“», «Пираты Пензанса» и «Микадо», которые часто исполняются и по сей день.

Сюжет

Актёрская труппа во главе с Фесписом, легендарным древнегреческим отцом драмы, временно меняется местами с состарившимися богами на горе Олимп, которых уже все игнорируют. Актёры оказываются комически бездарными правителями. Увидев последующий беспорядок, сердитые боги вернулись и отправили актёров обратно на Землю как «выдающихся трагиков, которых никто не ходит смотреть». Гилберт вернётся к этой теме двадцать пять лет спустя в своей последней опере с Салливаном, «Великий герцог», в которой театральная труппа временно заменяет правителей маленького государства и решается «оживить классические воспоминания об Афинах в самом лучшем виде».

Примечания

Литература

  • Ainger, Michael. Gilbert and Sullivan – A Dual Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — ISBN 0195147693.
  • Rees, Terence. Thespis – A Gilbert & Sullivan Enigma. — London: Dillon's University Bookshop, 1964.
  • Rollins, Cyril; Witts, R. John. The D'Oyly Carte Opera Company in Gilbert and Sullivan Operas: A Record of Productions, 1875–1961. — London: Michael Joseph, 1962.
  • Walters, Michael. Thespis: a reply (англ.) // W. S. Gilbert Society Journal. — 2011. — Vol. 4, part 3, issue 29.