Вольный стрелок
Опера | |
Вольный стрелок | |
---|---|
Место первой постановки | Берлинский драматический театр |
«Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz) — романтическая опера (и наиболее известное произведение) Карла Марии фон Вебера, написанная на либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. Считается одной из вершин немецкого романтизма и первой немецкой национальной оперой.[1]
Основана на немецкой легенде о "вольных" пулях, то есть заколдованных, траектория полета которых подчиняется не законам баллистики, а воле самого стрелка, который покупает их у дьявола в обмен на душу. При этом платой за душу служат 7 волшебных пуль, для первых шести стрелок волен выбрать цель, а последней распоряжается сам дьявол.
Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Далее последовали постановки в Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), под управлением автора — в Дрездене (1822) и в Капецбурге (1823) , затем опера обошла сцены всей Европы. В России она была впервые исполнена в 1823 г. артистами немецкой труппы; на русской сцене — 12 мая 1824 года в Петербурге под управлением К. Кавоса. С конца 1820-х годов партию Каспара исполнял В. Самойлов, а с 1830-х гг. — О. Петров.
Действующие лица
- Граф Оттокар (баритон)
- Куно, графский лесничий (бас)
- Агата, его дочь (сопрано)
- Анхен, её подруга (сопрано)
- Каспар, егерь (бас)
- Макс, егерь (тенор)
- Пустынник (бас)
- Килиан (баритон)
- Самьель, дикий («черный») охотник (разговорная роль)
- крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.
Постановки оперы
Мировая премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Дирижировал сам композитор. Опера имела огромный успех и в дальнейшем выдержала десятки постановок в разных странах.
В России опера впервые была показана 12 мая 1824 года в Большом театре Санкт-Петербурга с декорациями К. Ф. Сабата. Дирижёром выступил Катерино Кавос. Первыми исполнителями партий были Алексей Ефремов (Куно), Александра Иванова (Агата), Елизавета Рыкалова-Марсель (Аннхен), Павел Толчёнов (Каспар), Григорий Климовский (Макс), Василий Шемаев (Оттокар), Кузьма Баранов (Самиэль).
27 ноября 1901 года состоялась премьера оперы в Мариинском театре в постановке Осипа Палечека (декорации П. Б. Ламбина, А. А. Кваппа, Юргенса, Яковлева). Дирижировал Эдуард Направник. В премьерном спектакле участвовали Владимир Майборода (Куно), Аделаида Больская (Агата), Софья Гладкая (Аннхен), Александр Антоновский (Каспар), Иван Ершов (Макс), Александр Смирнов (Оттокар), Константин Серебряков (Самиэль).
В начале 2000-х гг. опера поставлена в Саратовском театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Постановка решена в духе эстетики нацистской Германии. Опера открывается сценой расстрела балерин.
Примечания
- ↑ Der Freischütz (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 февраля 2010. Архивировано 12 сентября 2009 года.
Литература
- Werner Abegg: Carl Maria von Weber : Der Freischütz. Romantische Oper — Finstere Mächte — Bühnenwirkung. Wißner, Augsburg 2005, ISBN 3-89639-368-5
- Der Freischütz. Texte, Materialien, Kommentare. Mit einem Essay von Karl Dietrich Gräwe. rororo Opernbuch 7328. Reinbek bei Hamburg, 1981. ISBN 3-499-17328-X
- Der Freischütz von Michael Leinert. In: Carl Maria von Weber , Rowohlt Monografien rm 50268; Reinbek b.Hamburg 2003; 5.Aufl., S. 82 — 10. ISBN 3-499-50268-2
- Abermals vom Freischützen — Der Münchner Freischütz von 1812; Regensburg 1959.
- Zum Libretto des Freischütz von Carl Dahlhaus. In: Neue Zeitschrift für Musik, Heft 5; Mainz 1972.
- Bilderwelt des Freischütz. In: Theodor W. Adorno Moment musicaux (edition suhrkamp 54); Frankfurt a.M. 1964.
- В. Галацкая, Музыкальная литература зарубежных стран, выпуск третий.