Федичева, Калерия Ивановна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Калерия Федичева
К. И. Федичева в 1964 г.К. И. Федичева в 1964 г.
Имя при рождении Калерия Ивановна Федичева
Место рождения Усть-Ижора, Ленинградская область, РСФСР, СССР
Место смерти Нью-Йорк, США
Профессия балерина,
балетный педагог,
балетмейстер
Годы активности 19551994
Театр Мариинский театр
(19551974)
Награды
Заслуженный артист РСФСР — 1963 Народный артист РСФСР— 1967
IMDb ID 0270156

Кале́рия Ива́новна Фе́дичева (20 июля 1936, посёлок Усть-Ижора Ленинградской области, СССР — 18 октября 1994, Нью-Йорк, США) — русская советская балерина, балетный педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1967)[1].

Биография

Калерия Ивановна Федичева родилась 20 июля 1936 года в посёлке Усть-Ижора Ленинградской области в семье, далёкой от мира искусства[2]. Балетом заинтересовалась самостоятельно, после того, как в детстве посмотрела балет «Щелкунчик»[2]. Без согласования с родственниками поступила в Ленинградское хореографическое училище[2], попав в экспериментальный класс с шестилетним обучением[2], где её педагогами стали В. П. Мей и Л. М. Тюнтина[2]. Среди номеров, исполненных Федичевой в училище[2], было па-де-де принцессы Флорины и Голубой Птицы из балета «Спящая красавица», а на выпускном спектакле[2] танцевала па-де-де Одиллии и принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро».

Сразу же после окончания хореографического училища в 1955 году[2] Федичева была принята в балетную труппу театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова, в котором танцевала до 1974 года. Начинала в кордебалете[2], затем выступила в лебедях в балете «Лебединое озеро»[2] и одной из фрейлин в балете «Спящая красавица»[2]. Первыми главными партиями[2] в театре стали Хозяйка Медной горы в балете «Каменный цветок» и Одетта—Одиллия в балете «Лебединое озеро».

Быстро завоевав положение солистки, Федичева стала одной из ведущих балерин театра[2]. Среди других крупных работ[2] Федичевой — главные партии в балетах «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лауренсия», «Легенда о любви» (Мехменэ-Бану), «Спартак» (Эгина), «Бахчисарайский фонтан» (Зарема).

Характерные черты исполнительской манеры Федичевой — широта, смелость, размах, недюжинный сценический темперамент, романтическая приподнятость[2]. У балерины хорошие природные данные — большой шаг, высокий прыжок, стремительное, энергичное вращение, её танец пластичен, масштабен, технически совершенен[2]. Федичевой близки натуры волевые, энергичные, целеустремлённые[3]. Своих героинь актриса наделяет этими же свойствами характера [3].

Динамика, присущая танцу Федичевой, была особенно выигрышна в современном репертуаре, и прежде всего там, где преобладала героическая патетика; героини Федичевой были призваны сметать всё на своём пути, наслаждаясь и самим процессом борьбы, и результатами её. К лучшим созданиям Федичевой принадлежат партии Девушки и Лауренсии. Федичева тяготела к характерам темпераментным, масштабным. Иногда ей удавались и драматические образы, но драматическое истолковывалось актрисой чаще как преодоление внешних препятствий, требовавших одержимости и напора, а не внутренней, психологической борьбы.

Большой удачей[2] Федичевой стали партии в балетах балетмейстера Игоря Бельского: в балете «Берег надежды» она стала первой исполнительницей[1][2] вариации «Отчаяние», а в балете «Ленинградская симфония» стала одной из первых исполнительниц главной партии Девушки. Балетмейстер Бельский, говоря о работе с балериной Федичевой, отмечал[2], что танцовщица нередко очень помогает постановщику, быстро схватывая и запоминая танцевальный материал, музыкальность даёт ей возможность преодолеть трудности и полюбить композитора[2].

Партнёрами по сцене[2] Федичевой выступали выдающиеся танцовщики своего времени Юрий Соловьёв, Сергей Викулов, Валерий Панов, Олег Соколов, Геннадий Селюцкий, Джон Марковский, и др. В составе труппы театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова Федичева гастролировала за рубежом[3], и её искусство способствовало успеху ленинградского балета[3]. Например, 14 сентября 1961 года, когда театр ЛАТОБ им. С. М. Кирова впервые представил в США балет «Баядерка», показав акт «Тени»[5], Федичева исполняла главную партию Никии (в дуэте с Викуловым) на сцене театра «Метрополитен-опера».

В 1964 году[2] снималась в партии Феи Смелости в фильме-балете «Спящая красавица» (киностудия «Ленфильм», режиссёры А. Дудко и К. Сергеев). В 1966 году [1] снималась в документальных фильмах, посвящённых искусству мастеров ленинградского балета: «Ленинградский балет» (док. фильм) и «Симфония фонтанов» (фильм-концерт).

В 1976 году[1] эмигрировала в США[6] и присоединилась к своему мужу — американскому танцовщику Мартину Фридману[7]. Работала педагогом [1] в частной студии[6], балетмейстером[1] и построила здание балетной школы[6].

Скончалась от рака[6] 18 октября 1994 года[1][6] в Нью-Йорке[1][6].

Репертуар [1][2][3]

Внешние изображения
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10590.jpeg К.Федичева (Одетта) в балете «Лебединое озеро»]
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10429.jpeg К.Федичева (Раймонда) в балете «Раймонда»]
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10396.jpeg К.Федичева (Лауренсия) в балете «Лауренсия»]
Внешние изображения
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10411.jpeg И.Уксусников (Солор) и К.Федичева (Никия) в балете «Баядерка»]
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10404.jpeg К.Федичева (Никия) и С.Викулов (Солор) в балете «Баядерка»]
[pomnipro.ru/resources/image/userphoto_81951_10379.jpeg К.Федичева (Хозяйка Медной горы) в балете «Каменный цветок»]
Балетные партии
Первая исполнительница
Концертный репертуар
Из балета «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона
  • «Встреча» на музыку Б. Кравченко
  • «В порту»
Роли в кино
  • 1964 — «Спящая красавица» — Фея Смелости
  • 1966 — «Ленинградский балет» (документальный фильм)
  • 1966 — «Симфония фонтанов» (телефильм-концерт)

Звания

Библиография

  • К. Федичева и О. Соколов. // Театральный Ленинград. — Л., 1962. — № 14.
  • А. Крахмальникова. Не Одетта — Одиллия! // Театральная жизнь : журнал. — 1966. — № 1.
  • С. М. Вольфсон. К. И. Федичева. // Мастера балета. — 1967.
  • Танцует К. Федичева. // Театральный Ленинград. — Л., 1967. — № 10.
  • Рассказывает К. Федичева. // Театральный Ленинград. — Л., 1967. — № 46.
  • А. А. Соколов-Каминский. Калерия Федичева. // Ленинградский балет сегодня. — Л.-М.: Искусство, 1968. — Т. 2. — С. 205-217. — 288 с. — 35 000 экз.
  • В. Прохорова. Неожиданные грани. // Театральная жизнь : журнал. — 1972. — № 18.
  • Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • А. А. Соколов-Каминский. Калерия Федичева // Русский балет. Энциклопедия. — М.: БРЭ, Согласие, 1997. — С. 473-474. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997 Архивная копия от 31 мая 2014 на Wayback Machine К. И. Федичева
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 А.Соколов. К.Федичева, в сб.: «Ленинградский балет сегодня», т. 2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 С.М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 г. Архивная копия от 31 мая 2014 на Wayback Machine К.И.Федичева
  4. А.А. Соколов-Каминский. Энциклопедия «Русский балет» : книга. — Москва: Согласие, 1987. — С. 473.
  5. Дж.Баланчин, Ф.Мэйсон. «Сто один рассказ о большом балете» Архивная копия от 31 мая 2014 на Wayback Machine «Баядерка»
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 К.И.Федичева на сайте Кино.Театр.Ру
  7. The Ballerina Gallery Архивная копия от 28 марта 2014 на Wayback Machine Kaleria Fedicheva

Ссылки