Фахруддин ар-Рази

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фахруддин ар-Рази
Личная информация
Имя при рождении Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн ат-Тайми аль-Бакри ар-Рази
Прозвище Фахруддин, Ибн аль-Хатиб
Отец Умар аль-Хусейн ар-Рази
Богословская деятельность
Учителя Умар ар-Рази,
аль-Камал ас-Симнани,
Мадждуддин аль-Джили.
Оказал влияние ашариты

Фахрудди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Ума́р ар-Рази́, известен как Фахруддин ар-Рази (араб. فخرالدین الرازی‎; 1149, Рей1209, Герат) — видный представитель ашаритского калама, толкователь Корана, правовед шафиитского мазхаба, шестой муджаддид[1]. Служил при дворе гуридских султанов и хорезмшаховПерейти к разделу «#Биография». Полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами и каррамитамиПерейти к разделу «#Богословская деятельность». Ему принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих аль-гайб, который он написал в ответ на тафсир мутазилита аз-ЗамахшариПерейти к разделу «#Толкование Корана».

Биография

Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ибн аль-Хусейн ибн аль-Хасан ибн Али ат-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахруддин ар-Рази. Он родился в Рее в 1149 году. Отец Фахруддина ар-Рази был хатибом города Рей отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба). Первоначальное образование в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама получил под руководством отца и аль-Камала ас-Симнани. Философским наукам он научился у Мадждуддина аль-Джили.

Ар-Рази много скитался по городам Среднего Востока. Он служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Ар-Рази основал Мадраса в Герате и там же он провел последние годы своей жизни[2].

Учителя

Его известные шейхи:

  • Зияуддин Умар, отец ар-Рази;
  • Абу Наср Камалуддин Ахмад бин Зайд ас-Самнани;
  • Маджди аль-Джайли;
  • ат-Табаси, автор книги «аль-Хаиз фи ильми-р-Рухани»;
  • Махмуд ибн Али ибн Хасан аль-Химси;
  • Наджмуддин аль-Кубра и другие.

Ученики

Его известные ученики:

  • Ибрахим ибн Али ибн Хамд ас-Салями;
  • Абдурахман бин Мухаммад, он же Зайнуддин аль-Каши;
  • Шихабуддин ан-Найсабури;
  • Аль-Лайси, он из его больших учеников;
  • Мухаммад бин Хусейн;
  • Таджуддин аль-Армури;
  • Судья судей Шамсуддин аль-Хуяйи;
  • Ахмад бин Халил бин Саада;
  • Афзалуддин аль-Хунджи;
  • Шамсуддин аль-Хасрушахи;
  • Абдуль-Хамид бин Иса;
  • Заки бин Хасан бин Умар аль-Билкани,
  • Ибну Анин аш-Шаир Мухаммад бин Насру-д-Дин бин Хасан;
  • Шихабуддин ас-Сухраварди;
  • Мафзал бин Умар, Асиру-д-Дин аль-Абхари;
  • Абу Бакр бин Мухаммад, Шарафуддин аль-Харави;
  • Мухаммад бин Ризван;
  • Аль-Кутбу Тугани;
  • Бадиуддин аль-Бандахи;
  • Абу Абдуллах аль-Хусейн аль-Васати;
  • Мухаммад бин Махмуд;
  • Таджуддин аз-Зузани;
  • Мухаммад бин Масъуд Абу Яъля аль-Харави;
  • Ибрахим бин Аби Бакр бин Али Асбахани;
  • Мухйиддин Кади Марнад;
  • Султан Мухаммад бин Султан Хуваризмашах;
  • Его сын Мухаммад;
  • Его младший сын Мухаммад, который родился после смерти своего брата, старшего сына Рази;
  • Зияуддин Хусейн;
  • Таджуддин Абдуль-Джаббар аль-Джили.

Богословская деятельность

Фахруддин ар-Рази был знаменит активностью и резкостью в борьбе со своими идейными противниками и эта борьба составляла значительную часть его деятельности. Он полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти[3]. Ар-Рази составил также комментарий к дивану арабского поэта-скептика Абуль-Ала аль-Маарри[2].

Философия

Фахруддин ар-Рази расширил круг вопросов, по которым Абуль-Баракат аль-Багдади критиковал восточных перипатетиков и вместе с тем стремился к сближению калама с фальсафа. Ар-Рази выступал против позиции, которой придерживался аль-Газали по отношению к фальсафа. Попытки сблизить калам и фалсафа вызывала активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. По некоторым сведениям к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешёл в суфизм[4].

Космология

Фахруддин ар-Рази был одним из немногих исламских философов, которые признавали существование иных миров, помимо нашего. По его мнению, существование только одного мира несовместимо с всемогуществом Создателя. В своей книге Ключи от сокровенного философ пишет:

Установлено, что за пределами мира лежит беспредельная пустота, и также установлено, что сила Бога Наивысочайшего превосходит силу всех возможных существ. Поэтому в Его, Наивысочайшего, силе создать тысячу тысяч миров за пределами этого мира, и каждый из этих миров больше и массивнее нашего мира, имея все, что имеет наш мир: … небеса, землю, солнце, луну. Аргументы философов в пользу единственности мира слабы, хрупкие аргументы, основанные на невнятных предпосылках[5].

Точка зрения сторонников существования других миров означала радикальный выход за пределы геоцентрической системы мира, ведь в этом случае Земля, хотя она и оставалась центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.

Толкование Корана

Фахруддину ар-Рази принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих аль-гайб, который в мусульманском мире считаются несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма. Этот тафсир считался как бы ответом на тафсир «аль-Кашшаф» мутазилита аз-Замахшари[2].

Труды

Опубликованные
  • Тафсир «Мафатихуль Гайб»;
  • «аль-Махсуль фи усули-ль-Фикх»;
  • «аль-Мабахиси-ль-Машрикия»;
  • «Махсалю-ль-Афкар»;
  • «Асасу-т-Такдис»;
  • «Маалиму Усуля-д-Дин»;
  • «Лявами-уль-Баян»;
  • «Шарх-уль-Ишаарат»;
  • «аль-Арбаин фи усули-ль-Фикх»;
  • «Исмату-ль-Анбия»;
  • «Муназарату Фахру-д-Дин»;
  • «Нихаят-уль-Иджаз фи дираяти-ль-Иъджаз»;
  • «Иътикадату фиракиль муслимин валь мушрикин»;
  • «Манакибу Имами Шафии»;
  • «аль-Хамсия фи усулиль Фикх»;
  • «Любабуль Ишара».
В виде рукописей
  • «аль-Маталибуль Алия»;
  • «Аксаму лляззат»;
  • «аль-Муляххас филь хикмати валь Мантик»;
  • «Шархуль уюн»;
  • «Нихаятуль укуль» и множество других.

Примечания

  1. Акыда ас-Санусийя с комментариями шейха Абу Адама ан-Наруиджи. — 1-е. — Махачкала, 2012. — 60 с. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 августа 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ислам: ЭС, 1991, с. 197.
  3. согласно преданию, ар-Рази был отравлен по наущению каррамитов
  4. сохранился текст послания к нему Ибн Араби, в котором рассматривается событие перехода в суфизм
  5. Adi Setia. Fakhr Al-Din Al-Razi on Physics and the Nature of the Physical World: A Preliminary Survey // Islam & Science. — 2004. — Vol. 2. — P. 161—180..

Литература