Фантастическая симфония

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первая страница авторской рукописи

Фантастическая симфония, ор. 14 (полное название «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» ― фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties) ― симфония Гектора Берлиоза. Написанная в 1830 году, она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки и одним из самых известных произведений композитора.

Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза — английской актрисой Гарриет Смитсон. В 1847 году во время гастролей в России автор посвятил «Фантастическую симфонию» императору Николаю I[1].

История создания

Берлиоз создавал Фантастическую симфонию в феврале―марте 1830 года, премьера состоялась 5 декабря 1830 года в зале Парижской консерватории под управлением Франсуа-Антуана Габенека. Исполнение прошло с большим успехом, но несмотря на это, композитор в дальнейшем подверг симфонию кардинальной переработке. В наше время она исполняется в редакции 1845 года.

Вскоре после завершения Фантастической симфонии Берлиоз написал монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца, хора и оркестра. Построенная на тематическом материале Фантастической симфонии, она является своеобразным её продолжением, хотя далеко не всегда эти два произведения исполняются в одном концерте.

Состав оркестра

Строение

Лейтмотив симфонии — «тема возлюбленной»

В симфонии пять частей, каждой из которых Берлиоз предпослал название и краткое литературное вступление. Согласно предписанию композитора, текст должен быть прочитан только в том случае, если после Фантастической симфонии исполняется монодрама «Лелио, или Возвращение к жизни».

  1. Мечтания ― Страсти (Rêveries ― Passions)
  2. Бал (Un bal)
  3. Сцена в полях (Scène aux champs)
  4. Шествие на казнь (Marche au supplice)
  5. Сон в ночь шабаша (Songe d’une nuit de sabbat)

Важное значение имеет idee fixe, лейтмотив возлюбленной, который объединяет все части в качестве основного музыкального образа симфонии. Лейтмотив возлюбленной, его элементы и модификации лежат в основе всего Allegro первой части, составляют «ядро» трехчастной сцены бала. В финале Фантастической симфонии Берлиоз использует во вступлении тему «Dies irae» (День гнева)[2].

Использование музыки

Примечания

  1. Галина Петрова. Посвящение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза Николаю I. Успех или неуспех? Музыка в культурном пространстве Европы – России. События. Личность. История / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. — СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. — С. 104–118. — 320 с. — ISBN 978-5-86845-184-3.
  2. Владимир Зисман. Путеводитель по оркестру и его задворкам. — Litres, 2018-03-30. — 465 с. — ISBN 9785040971343. Архивная копия от 16 апреля 2018 на Wayback Machine
  3. Фантастическая симфония // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 540. — 623 с.

Литература

  • Берлиоз Г. Фантастическая симфония (Эпизод из жизни артиста). Партитура / Предисловие К. Саквы.. — М., 1959.
  • Шуман Р. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония // Роберт Шуман. Избранные статьи о музыке / Пер. с немецкого, ред., вступ. cт. и прим. Д. В. Житомирского. — М., 1956. — С. 145–184.

Ссылки