Фанк, Уолли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уолли Фанк

Мэри Уоллес «Уолли» Фанк (англ. Wally Funk; родилась 1 февраля 1939) — американская астронавт, лётчица и посол доброй воли. Она была первой женщиной-следователем по безопасности полетов в Национальном совете по безопасности на транспорте, первой женщиной-инструктором по полётам в Форт-Силл, штат Оклахома, и первой женщиной — инспектором Федерального авиационного агентства, а также одним из участников Mercury 13[1]. На данный момент является старейшей в истории космонавтики женщиной-участницей космического полёта (отправилась в космос в возрасте 82 лет).

Ранний период жизни

Фанк родилась в Лас-Вегасе, штат Нью-Мексико, в 1939 году[2] и выросла в Таосе, штат Нью-Мексико. Её родители владели магазином разнообразных товаров. В семье была коллекция произведений искусства от художников из художественной колонии Таос, поскольку художники обменивались произведениями искусства, чтобы выплатить свой долг в магазине.

В детстве Фанк увлекалась самолётами. Когда ей исполнился год, родители отвезли её в аэропорт недалеко от того места, где они жили в Нью-Мексико, и она подбежала близко к Douglas DC-3, одному из первых авиалайнеров. «Я подхожу к рулю и пытаюсь повернуть гайку», — говорит она. «Мать сказала: „Она собирается летать“»[1][3] Она увлеклась механикой и строила модели самолётов и кораблей[4]. К семи годам она мастерила самолётики из пробкового дерева. В девять лет у неё был первый урок полета.

Фанк также была опытной туристкой, проводя время, катаясь на велосипеде или лошади, катаясь на лыжах, охоте и рыбалке. В 14 лет она стала опытным стрелком, получив Премию выдающегося стрелка[4]. Национальная стрелковая ассоциация отправила её невероятные результаты стрельбы президенту Дуайту Эйзенхауэру, и он написал ей ответ[1]. В то же время она представляла юго-запад Соединенных Штатов как лучшая лыжница по слалому и скоростному спуску на соревнованиях Соединенных Штатов.

Обучение и летная школа

Будучи ученицей старшей школы, Фанк хотела пройти курсы механического рисования и автомеханики, но, поскольку она была девочкой, ей разрешили посещать только такие курсы, как домоводство. Разочаровавшись, Фанк рано бросила школу в возрасте 16 лет и поступила в Стивенс-колледж в Колумбии, штат Миссури[3]. Фанк стала участницей «Flying Susies» и заняла первое место в своем классе из 24 летчиков[5]. Она закончила обучение в 1958 году, получив лицензию пилота и степень кандидата гуманитарных наук[4].

Фанк продолжила обучение, чтобы получить степень бакалавра наук в области среднего образования в Государственном университете Оклахомы, привлеченную туда в первую очередь благодаря их знаменитой программе «Летающие средства»[1]. Во время учёбы в OSU Фанк получила большое количество оценок по авиационному приборостроению и обучению, включая коммерческие, одномоторные наземные, многомоторные наземные, одномоторные морские, приборные, оценки летного инструктора и всех наземных инструкторов. Фанк была избрана офицером «Flying Aggies» и летала за них на Международных университетских авиационных встречах. Два года подряд она получала награды «Выдающаяся женщина-пилот», «Лучший пилот Летающего Агги» и «Мемориальный трофей Альфреда Альдера»[4].

В 1964 году её работа в авиации была признана, когда она стала самой молодой женщиной в истории колледжа Стивена, получившей награду за достижения выпускников[5].

Авиационная карьера

В 20 лет Фанк стала профессиональным авиатором[6]. Её первая работа была в Форт Силл, Оклахома, в качестве гражданского летного инструктора унтер-офицеров и офицеров армии США[4]. Фанк была первой женщиной-инструктором на военной базе США[1]. Осенью 1961 года она устроилась на работу сертифицированным летным инструктором, чартером и старшим пилотом в авиационной компании в Хоторне, Калифорния[7].

В 1968 году Фанк получила свой рейтинг авиаперевозчиков, став 58-й женщиной в США, получившей это звание[4][8]. Она подала заявку в три коммерческие авиалинии, но, как и другим квалифицированным пилотам-женщинам, ей отказали из-за пола.

В 1971 году Фанк получила рейтинг летного инспектора Федерального управления гражданской авиации (FAA), став первой женщиной, прошедшей курс Академии инспекторов авиации общего назначения FAA, который включает процедуры сертификации пилотов и летных испытаний, управление авариями и нарушениями[6][9]. Она проработала четыре года в FAA в качестве полевого экзаменатора, став первой женщиной, которая сделала это. В 1973 году её повысили до FAA SWAP (Программа анализа достоинства систем) в качестве специалиста, став первой женщиной в Соединенных Штатах, занявшей эту должность. В конце ноября 1973 года Уолли снова поступил в Академию FAA, чтобы пройти курсы, связанные с авиатакси, чартерными рейсами и арендой самолётов[4].

В 1974 году Фанк была нанята Национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB) в качестве первой женщины -следователя по безопасности полетов[6]. Фанк расследовала 450 происшествий, от возможного удара толпы до аварии в морге со смертельным исходом[7]. Она сделала открытие, что у людей, погибших в авиакатастрофе, часто сбрасываются украшения, обувь и одежда.

Параллельно Фанк участвовала во многих воздушных гонках[7][8]. Она заняла 8-е место в 25-й ежегодной гонке Powder Puff Derby, 6-е место в Pacific Air Race и 8-е место в Palms to Pines Air Race. 16 августа 1975 года она заняла второе место в женской гонке Palms to Pines All Women Air Race из Санта-Моники, Калифорния, в Индепенденс, Орегон. 4 октября 1975 года, управляя своей красно-белой Citabria, Уолли выиграла Pacific Air Race из Сан-Диего, Калифорния, в Санта-Роза, Калифорния, против 80 участников[4].

Фанк ушла в отставку с должности следователя по безопасности полетов в 1985 году, проработав 11 лет[9][7]. Затем она была назначена советником по безопасности FAA и стала известным инструктором пилотов и докладчиком по вопросам безопасности полетов[4]. В 1986 году она была основным докладчиком от США на Всемирном конгрессе по авиационному образованию и безопасности полетов. В 1987 году Фанк была назначен старшим пилотом авиационного колледжа Эмери, Грили, штат Колорадо, и курировала все летные программы для 100 студентов, от рядового до инструктора по многодвигательному полету и рейтингового вертолета.

Фанк была главным пилотом пяти авиационных школ по всей стране[9]. На сегодняшний день в качестве профессионального летного инструктора она обучила более 700 студентов и провела через 3000 частных, коммерческих, многомоторных, гидросамолетов, планеров, приборов, CFI, Al и пилотов воздушного транспорта[4].

Космическая карьера

Mercury 13

В феврале 1961 года Фанк вызвалась участвовать в программе «Женщины в космосе». Программой руководил Уильям Рэндольф Лавлейс и поддерживал НАСА, хотя не было официальной государственной спонсорской поддержки. Фанк связалась с Лавлейс, подробно рассказав о её опыте и достижениях. Несмотря на то, что Фанк была моложе возрастного диапазона 25-40 лет, её пригласили принять участие[1]. Были приглашены 25 женщин, 19 — зачислены, 13 — закончили, в том числе Фанк, которая в 21 год была самой молодой. На некоторых тестах она набрала больше очков, чем Джон Гленн. СМИ окрестили группу «Меркурий 13», отсылка к Mercury 7[10].

Как и другие участники программы, Фанк была подвергнута строгим физическим и психологическим испытаниям. В одном из испытаний добровольцев поместили в резервуары для сенсорной депривации. Фанк находилась в резервуаре без галлюцинаций 10 часов 35 минут, что является рекордом. Она прошла испытания и получила право на полет в космос. Её результат был третьим в программе Mercury 13. Несмотря на это, программа была отменена до того, как женщины должны были пройти последний тест[6].

После отмены программы Mercury 13 Фанк стала послом доброй воли.

Более поздняя карьера

Фанк продолжала мечтать о полетах в космос. Когда в конце 1970-х НАСА наконец начало принимать женщин, Фанк подала заявку трижды. Несмотря на её впечатляющие достижения, ей отказали из-за отсутствия инженерного образования или опыта работы в качестве летчика-испытателя[8].

В 1995 году подполковница А. Эйлин Коллинз стала первой женщиной, которая пилотировала космический шаттл в космос; Фанк была слишком стара, чтобы претендовать на звание пилота космического корабля к тому времени, когда им стала Коллинз. Фанк и шесть других членов «Mercury 13» были приглашены Коллинз на запуск, и НАСА провело для них закулисную VIP-экскурсию по комплексу Космического центра Кеннеди[4].

В 2012 году она вложила деньги в то, чтобы одной из первых полететь в космос через Virgin Galactic. Деньги на перелет поступили из собственных гонораров Фанк за книги и фильмы, а также из семейных денег.

1 июля 2021 года Blue Origin объявила, что Фанк отправится в первый пилотируемый рейс на New Shepard. Она будет частью экипажа из четырёх человек, включая Джеффа Безоса и его брата[11].

20 июля 2021 года полёт успешно состоялся. Вместе с Фанк суборбитальный полёт совершили ещё три пассажира — миллиардеры Джефф Безос, Марк Безос и 18-летний Оливер Дамен[12].

Также 82-летняя Фанк стала самым старым участником космического полёта в истории космонавтики, побив продержавшийся почти четверть века рекорд Джона Гленна, совершившего полёт в возрасте 77 лет в 1998 году (на борту STS-95)[13].

Личная жизнь

В настоящее время Фанк живёт в Роаноке, штат Техас[1]. Она увлекается спортом и реставрирует старинные автомобили, в коллекцию которых входит Hooper Silver Wraith 1951 года[4].

У неё более 19 000 лётных часов и по состоянию на 2019 год по-прежнему летает каждую субботу инструктором[1].

Награды и почести

  • В 1964 году Фанк стала самой молодой женщиной в истории колледжа Стивена, получившей награду за достижения выпускницы[5].
  • В 1965 году Фанк была выбрана одной из выдающихся молодых женщин Америки «в знак признания её выдающихся способностей, достижений и служения своему сообществу, стране и профессии»[4].
  • В 2012 году снимала историю своей жизни для Музея путешествий и космонавтики.
  • В 2017 году имя Уолли Фанк было вписано на Стену почета Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики «в знак признания вашего вклада в наше наследие в области авиации и исследований».
  • Фанк внесена в список «Кто есть кто в авиации».

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Saner. 'I'll be flying till I die!' Why Wally Funk won't give up her lifelong space mission (англ.), The Guardian (June 24, 2019). Архивировано 4 января 2022 года. Дата обращения 24 июня 2019.
  2. Who's Who in Aviation. Harwood & Charles Publishing Company (October 13, 1973). Дата обращения: 4 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Wilde. Wally Funk: the woman cheated out of space by gender politics. Huck Mag. Дата обращения: 22 июля 2019. Архивировано 21 июля 2019 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Advancing Women Pilots | Women Pilots Today | Wally Funk. The Ninety-Nines, Inc.. Дата обращения: 21 апреля 2016. Архивировано 26 марта 2019 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Hackel. Female aviation pioneer to share her fervor for flight at Stephens College. Columbia Missourian. Дата обращения: 21 апреля 2016. Архивировано 8 августа 2017 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Wally Funk. Women Aviators. Дата обращения: 16 июня 2013. Архивировано 2 сентября 2011 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Lerner. The Unlaunchable Wally Funk, Los Angeles Times (January 18, 2004). Архивировано 23 июля 2019 года. Дата обращения 23 июля 2019.
  8. 8,0 8,1 8,2 Varnum. Wally Funk: still ready for space travel, State Magazine (Fall 2009). Архивировано 31 марта 2016 года. Дата обращения 23 июля 2019.
  9. 9,0 9,1 9,2 Romo. Her Dream of Spaceflight: Female Aviation Pioneer Wally Funk Has A Ticket and Awaits a Ride to Space, Journal Southern Bureau. Архивировано 9 января 2020 года. Дата обращения 23 июля 2019.
  10. Butler. Wally Funk Oral History Interview. C-SPAN. Дата обращения: 16 июня 2013. Архивировано 16 января 2022 года.
  11. Wally Funk will fly to space on New Shepard’s first human flight (англ.). Blue Origin. Дата обращения: 1 июля 2021. Архивировано 1 июля 2021 года.
  12. Chow, Denise. Amazon's Jeff Bezos makes history with all-civilian suborbital flight, NBC News (20 July 2021). Архивировано 11 января 2022 года. Дата обращения 21 июля 2021.
  13. Editors. John Glenn returns to space (англ.). HISTORY. Дата обращения: 1 июля 2021. Архивировано 1 июля 2021 года.