Уэйдвиц, Эдрианн
Эдрианн Уэйдвиц | |
---|---|
англ. Adrianne Wadewitz |
Эдрианн Уэйдвиц (англ. Adrianne Wadewitz; 6 января 1977 — 8 апреля 2014) — американский литературовед, специалист по британской литературе XVIII века, известная википедистка и комментатор Википедии, исследователь феминизма и гендерных проблем. В последние годы жизни занималась также скалолазанием и погибла, сорвавшись со скалы и получив травму головы.
Ранние годы
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/Editing_Wikipedia_brochure_%28Wiki_Education_Foundation%29_%282016%29.pdf/page1-300px-Editing_Wikipedia_brochure_%28Wiki_Education_Foundation%29_%282016%29.pdf.jpg)
Эдрианн Уэйдвиц родилась 6 января 1977 года в городе Омаха, штат Небраска, и была единственным ребёнком в семье. Отец — Натан Р. Уэйдвиц (англ. Nathan R. Wadewitz), лютеранский пастор, мать — Бетти М. (англ. Betty M.), которая вначале работала сиделкой, потом стала адвокатом[1]. В 1995 году окончила Высшую школу Норт-Платта (англ. North Platte High School) в городе Норт-Платт, штат Небраска[2]. Затем поступила в Колумбийский университет, где изучала английскую литературу и в 1999 году получила учёную степень в области английского языка[3]. В 2011 году получила степень доктора философии в Индианском университете и поступила в постдокторантуру Центра цифрового обучения и исследования (англ. Center for Digital Learning and Research) при Западном колледже (англ. Occidental College). Выбрала работать по стипендиальным программам «Mellon Digital Scholarship Postdoctoral Fellow» и «HASTAC scholar»[4].
Научная работа
Образование
Эдрианн Уэйдвиц получила диплом с большим почётом (magna cum laude) в Колумбийском университете, затем в Индианском университете — степени магистра и доктора философии в области английской литературы, с дополнительной специализацией в области литературы XVIII века[5]. Тема квалификационной работы магистра (англ. master's thesis) — «Сомневающийся Томас: неудача религиозного присвоения в Век Разума» (англ. Doubting Thomas': The Failure of Religious Appropriation in The Age of Reason, 2003 год)[6], тема диссертации на соискание степени доктора философии (doctoral dissertation) — «Берегите симпатию, добычу и ребёнка: чувствительность, индивидуальность и созревающий читатель в 1775—1815 годах» (англ. Spare the Sympathy, Spoil the Child:' Sensibility, Selfhood, and the Maturing Reader, 1775–1815; 2011 год)[7]
В диссертацию Эдрианн Уэйдвиц вошли результаты её работы в архивах, исследований в области детской литературы и гендерных проблем. В частности, Уэйжвиц рассматривала использование языковых и дискурсивных стратегий, таких как встроенные повествования, в книгах для детей Мэри Уолстонкрафт, Анны-Летиции Барбо, Шарлотты Смит, Марии Эджуорт и других авторов. Она утверждала, что через чтение этих книг в ребёнке поддерживается построение «самосимпатии» (англ. sympathetic self), которая «коллективная, благожелательная и образная»[8] Она также утверждала, что те виды субъективности, которые наблюдаются в детской литературе восемнадцатого столетия, не согласуются с «доминантной моделью Локеана» (англ. the dominant Lockean model)
Цифровые гуманитарные науки
В 2009 году Уэйдвиц начала выкладывать в онлайн «Букварь Новой Англии», а в 2012 году завершила, и с тех пор эта историческая книга находится в постоянном свободном доступе[9]. Кроме детской литературы XVIII века, темами её публикаций были неоднозначность в историческом исследовании и использование Википедии в учебных классах[10].
В трудах об использовании Википедии в учебном процессе, она доказывала, что кроме традиционных исследовательских и писательских умений, студентам необходимо развивать навыки использования мультимедийных источников информации и повышать технологическую грамотность. Также подчёркивалась необходимость свободного доступа к источникам информации, отмечалась разница между убедительным текстом и текстом, основанным на фактах, уделялось внимание проблемам власти и легитимности. Уэйдвиц продвигала учебные курсы, включающие в себя совместное написание текста, развитие писательских навыков в контексте «сообщества практики» и с расчётом на глобальную читательскую аудиторию[10].
Работа в Википедии и для Википедии
В 2004 году Эдрианн Уэйдвиц сделала свою первую правку в Википедии[11] и потом стала создавать статьи о женщинах — писательницах и учёных; несколько написанных ею статей Википедии получили статус избранных. Первые несколько лет Эдрианн Уэйдвиц была анонимным редактором Википедии, и только потом раскрыла своё настоящее имя и свою гендерную принадлежность[12]. В общей сложности она успела сделать около 50 000 правок[3].
Эдрианн Уэйдвиц стремилась привлечь больше женщин к работе в Википедии, чтобы устранить существующий в ней гендерный дисбаланс и вызываемое им «систематическое смещение»[13]. В частности, она говорила, что «нам нужно больше женщин-редакторов, больше феминистов (любого гендера) и больше желающих работать над контентом, относящимся к женщинам. Есть социальная группа, наименее представленная в Википедии — это цветные женщины, имеющие детей»[14].
Популярность Уэйдвиц нарастала, и её всё чаще воспринимали как авторитетного специалиста по Википедии, особенно по гендерным проблемам энциклопедии; её слова цитировали многие известные организации, в том числе BBC[15].
Также Уэйдвиц была членом правления Wiki Education Foundation[15].
Скалолазание
Эдрианн Уэйдвиц увлекалась также скалолазанием, о котором она в 2013 году написала, что оно позволяет ей создать «новый рассказ о самой себе, за пределами „книжно-пианинного“ участия в Википедии»[16][17][18]:
Для меня, самым обнадёживающим итогом моего года скалолазания стало новое слово, которое я могу сказать о себе. Я больше не «Эдрианн: филолог, книголюб, пианистка и википедистка». Я теперь «Эдрианн: филолог, книголюб, пианистка, википедистка и скалолазка». Это дошло до меня наиболее живо и ярко в тот день, когда я занималась скалолазанием на открытом воздухе здесь, в Лос-Анджелесе, и люди на пляже восхищались, глядя на нас. Внезапно я поняла: я ж ещё совсем недавно говорила, что подобные подвиги невозможны или что это сумасшествие — и вот теперь я делаю это. Раньше я считала такое немыслимым для меня, но теперь моя точка зрения на это радикально переменилась. Это, как я поняла, и есть то, что я моим студентам желаю: испытать радикальную перемену и рост. Это грандиозная цель, и я рада слышать про то, как другие со своими студентами работают над её достижением.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]For me, one of the most empowering outcomes of my year of climbing has been the new narrative I can tell about myself. I am no longer 'Adrianne: scholar, book lover, pianist, and Wikipedian'. I am now 'Adrianne: scholar, book lover, pianist, Wikipedian, and rock climber'. This was brought home most vividly to me one day when I was climbing outdoors here in Los Angeles and people on the beach were marveling at those of us climbing. Suddenly I realized, I used to be the person saying how crazy or impossible such feats were and now I was the one doing them. I had radically switched subject positions in a way I did not think possible for myself. That, I realized, is what I want my students to experience—that radical switch and growth. It is an enormous goal and I would love to hear how others work at achieving it with their students.[18]
Смерть
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Media_tribute_to_Adrianne_Wadewitz%2C_Occidental_College.jpg&width=300)
Весной 2014 года Эдриан Уэйдвиц сорвалась со скалы в национальном парке Джошуа-Три и получила тяжёлую травму головы, от которой через неделю, 8 апреля 2014 года, скончалась[19][20]. Сью Гарднер, исполнительный директор Фонда Викимедиа, посчитала смерть Уэйдвиц «огромной потерей» и сказала, что Эдрианн Уэдвиц среди участников Википедии была той, которая внесла самый большой вклад в написание статей о женщинах-авторах и о женщинах в истории[3].
Некрологи были опубликованы в газетах The New York Times[3], Los Angeles Times[1], The Washington Post[21], The Sydney Morning Herald[22], Corriere della Sera[11] и ряде других СМИ[23][24]. The Sydney Morning Herald также опубликовала одну из последних записей в блоге, сделанную Эдрианн Уэйдвиц; в той записи Уэйдвиц писала о том, как трудно научить студентов преодолевать трудности и радоваться каждому маленькому успеху на пути к достижению цели. «В конце концов, ничто так не помогло мне, как повторяющиеся неудачи»[25] — написала Уйэдвиц, желающая, чтобы и её ученики поняли, что неудачи — тоже часть обучения, и в них нет ничего постыдного[26]. Журнал «ABO» (англ.), в котором Уэйдвиц работала с 2011 по 2012 год, посвятил её памяти свой мартовский номер 2014 года[27][28].
Партнёр Эдрианн Уэйдвиц, Питер Б. Джеймс (англ. Peter B. James), и её родители пережили её[29].
Библиография
- With Pamela Gay-White. «Introduction: 'Performing the Didactic'». The Lion and the Unicorn 33.2 (2009): v-vii.
- With Pamela Gay-White (eds.) The Lion and the Unicorn, special issue on didacticism in 18th-century children’s literature. 2009.[30]
- Wadewitz, Adrianne (2011), 'Spare the Sympathy, Spoil the Child:' Sensibility, Selfhood, and the Maturing Reader, 1775–1815, Ann Arbor, MI: ProQuest Dissertations and Theses, <http://search.proquest.com/docview/884792113>. Order Number 3466388. Indiana University. (Doctoral dissertation)
- With Anne Ellen Geller and Jon Beasley-Murray. «Wiki-hacking: Opening up the Academy with Wikipedia», Hacking the Academy. In Tom Scheinfeldt and Daniel J. Cohen (eds.). Hacking the Academy: New Approaches to Scholarship and Teaching from Digital Humanities, Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2013, <http://hackingtheacademy.org/lectures-classrooms-and-the-curriculum/> Архивная копия от 24 апреля 2014 на Wayback Machine
- With Mica Hilson. «A Doctor for Who(m)?: Queer Temporalities and the Sexualized Child», Bookbird: A Journal of International Children’s Literature 52.1 (January 2014): pp. 63-76[31] (Abstract)
Ссылки
- Wadewitz (англ.) — страница участницы Эдрианн Уэдвиц в англоязычном разделе Википедии.
- Community mourns passing of Adrianne Wadewitz, The Signpost (9 апреля 2014). Дата обращения 6 января 2014.
- Wadewitz’s blog on the Humanities, Arts, Science and Technology Alliance and Collaboratory website
- Alex Juhasz and Anne Balsamo, Tribute to Adrianne Wadewitz, The New School, FemTechNet blog, April 10, 2014.
- «Dr. Adrianne Wadewitz» Fort Wayne, Indiana Newspapers, April 23, 2014.
- Wadewitz Google Website.
- Wholf, Tracy. 'Wikipedian' editor took on website’s gender gap, PBS NewsHour, Public Broadcasting Service (18 мая 2014). Архивировано 19 мая 2014 года. Дата обращения 19 мая 2014.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Elaine Woo. Adrianne Wadewitz dies at 37; helped diversify Wikipedia (23 апреля 2014). Архивировано 4 мая 2014 года. Дата обращения 19 марта 2016.
- ↑ Wetzel, Diane. North Platte grad, 37, Wikipedia editor, dies in climbing fall, Omaha World Herald (23 апреля 2014). Архивировано 24 апреля 2014 года. Дата обращения 27 апреля 2014.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Cohen, Noam Adrianne Wadewitz, 37, Wikipedia Editor, Dies After Rock Climbing Fall . The New York Times (19 апреля 2014). Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано 20 апреля 2014 года.
- ↑ Davidson, Cathy Remembering Adrianne Wadewitz: Scholar, Communicator, Teacher, Leader . HASTAC. Дата обращения: 23 апреля 2014. Архивировано 23 апреля 2014 года.
- ↑ Curriculum Vitae of Adrianne Wadewitz . Academia.edu. Дата обращения: 23 апреля 2014. Архивировано 24 мая 2014 года.
- ↑ Wadewitz, Adrianne 'Doubting Thomas': The Failure of Religious Appropriation in The Age of Reason . Indiana University. Дата обращения: 23 апреля 2014. Архивировано 30 декабря 2014 года.
- ↑ Wadewitz, Adrianne (2011), 'Spare the Sympathy, Spoil the Child:' Sensibility, Selfhood, and the Maturing Reader, 1775–1815, Ann Arbor, MI: ProQuest Dissertations and Theses, <http://search.proquest.com/docview/884792113>. Order Number 3466388. Indiana University.
- ↑ Wadewitz, Adrianne (2011), 'Spare the Sympathy, Spoil the Child:' Sensibility, Selfhood, and the Maturing Reader, 1775–1815, Ann Arbor, MI: ProQuest Dissertations and Theses, с. vi, <http://search.proquest.com/docview/884792113>. Order Number 3466388. Indiana University.
- ↑ New England Primer Архивировано 21 апреля 2014 года. exhibit and analysis, 2012. Retrieved April 21, 2014.
- ↑ 10,0 10,1 Selected Works of Adrianne Wadewitz Архивная копия от 5 апреля 2015 на Wayback Machine, OxyScholar Digital Repository Архивная копия от 26 февраля 2018 на Wayback Machine, Occidental College. Retrieved April 21, 2014.
- ↑ 11,0 11,1 Marta Serafini. Addio ad Adrianne Wadewitz, paladina delle donne su Wikipedia . Corriere della Sera (21 апреля 2014). Дата обращения: 27 апреля 2014. Архивировано 19 мая 2014 года.
- ↑ Wholf, Tracy ‘Wikipedian’ editor took on website’s gender gap . PBS NewsHour (18 мая 2014). Дата обращения: 21 мая 2014. Архивировано 19 мая 2014 года.
- ↑ Heffernan, Virginia. The Lives They Lived – Remembering some of those we lost this year, The New York Times (27 декабря 2014). Архивировано 30 декабря 2014 года. Дата обращения 30 декабря 2014.
- ↑ Mehrotra, Karishma Universities 're-write' Wikipedia to fill holes, include women . USA Today (26 марта 2014). Дата обращения: 20 апреля 2014. Архивировано 21 апреля 2014 года.
- ↑ 15,0 15,1 Garrison, Lynsea. How can Wikipedia woo women editors?, BBC News Magazine, BBC (7 апреля 2014). Архивировано 23 мая 2014 года. Дата обращения 21 апреля 2014.
- ↑ англ. a new narrative about herself beyond that of a bookish, piano-playing Wikipedia contributor
- ↑ Cohen, Noam. Adrianne Wadewitz, 37, Wikipedia Editor, Dies After Rock Climbing Fall, The New York Times (18 апреля 2014). Архивировано 23 апреля 2014 года. Дата обращения 18 апреля 2014.
- ↑ 18,0 18,1 Wadewitz, Adrianne What I learned as the worst student in the class . HASTAC (12 августа 2013). Архивировано 25 апреля 2014 года.
- ↑ Albrinck, Jennie. Busy Weekend for Search and Rescue at Joshua Tree National Park (1 апреля 2014). Архивировано 24 апреля 2014 года. Дата обращения 24 апреля 2014.
- ↑ Wikipedia editor Adrianne Wadewitz dies in Palm Springs, The Desert Sun (18 апреля 2014). Архивировано 19 апреля 2014 года. Дата обращения 18 апреля 2014.
- ↑ Elaine Woo. Adrianne Wadewitz, Wikipedia contributor, dies at 37. Архивировано 29 апреля 2014 года. Дата обращения 30 апреля 2014. (перепечатан из Los Angeles Times)
- ↑ Cohen, Noam. Adrianne Wadewitz: A persnickety, fact-obsessed Wikipedia editor (25 апреля 2014). Архивировано 24 мая 2014 года. Дата обращения 29 апреля 2014. (перепечтка из New York Times)
- ↑ E.g. «Dr. Adrianne Wadiwitz Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine» Fort Wayne, Indiana Newspapers, April 23, 2014.
- ↑ Editorial. Adrianne Wadewitz: Seizing the power of Wikipedia, Boston Globe (3 мая 2014). Архивировано 4 мая 2014 года. Дата обращения 3 мая 2014.
- ↑ англ. Ultimately, nothing was more helpful for me than failing repeatedl
- ↑ Wadewitz, Adrianne. How Adrianne Wadewitz learnt to embrace failure, The Sydney Morning Herald (25 апреля 2014). Архивировано 24 мая 2014 года. Дата обращения 30 апреля 2014.
- ↑ Примечание переводчика: надо понимать, номер о событиях марта, изданный в апреле.
- ↑ Runge, Laura. Adrianne Wadewitz, 1977–2014 (неопр.) // ABO: Interactive Journal for Women in the Arts, 1640–1830. — ScholarCommons; University of South Florida, 2014. — 12 May (т. 4, № 1). Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Adrianne Wadewitz, 37, remembered . Occidental Weekly. Дата обращения: 6 июля 2015. Архивировано 8 июля 2015 года.
- ↑ Pamela Gay-White and Adrianne Wadewitz. «Introduction: „Performing the Didactic“ Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.» The Lion and the Unicorn 33.2 (2009): v-vii. Project MUSE. Web. 23 Apr. 2014.
- ↑ Wadewitz, Adrianne & Hilson, Mica (2014), A Doctor for Who(m)?: Queer Temporalities and the Sexualized Child, Bookbird: A Journal of International Children's Literature Т. 52 (1): 63–76, <http://muse.jhu.edu/> Архивная копия от 6 мая 2014 на Wayback Machine
![]() | На эту статью не ссылаются другие статьи Руниверсалис. |