Ушниша

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Голова Будды, увенчанная ушнишей, III век, Хадда, Афганистан
Пламенеющая ушниша, XIV—XV века, Сукхотаи, Таиланд

Ушниша (санскр. उष्णीष uṣṇīṣa) — выпуклость в виде трёхмерного овала на макушке головы Будды. В палийских писаниях считается короной Будды, символом его Просветления и восхождения на трон.

Ушниша — тридцать второй из 32 основных знаков Будды, согласно которому у Будды есть мясистый или черепной выступ на макушке. В более поздних описаниях уточняется, что он покрыт волосами, которые вьются по солнцу (по часовой стрелке).

Позже было добавлено второе определение ушниши — пламя, поднимающееся из середины этого выступа.

Первые изображения Будды в I веке н. э. в греко-буддийском искусстве Гандхары изображают его с пучком на макушке, а не просто с черепной шишкой. Считается, что интерпретация ушниши как сверхъестественного выступа на черепе произошла позднее, когда изображение пучка стало более символичным, а его первоначальное значение было утрачено[1].

Хотя ушниша является важной особенностью статуй и изображений Будды, нет никаких доказательств того, что у Будды был пучок волос на голове. В древних книгах ясно сказано, что у Будды была бритая голова. В текстах упоминается случай, когда охотник во время охоты встречает Гаутаму Будду (принца Лумбини) в одежде, отличной от той, что должна быть у принца. Упоминается, что охотник бросил охоту на день, увидев бритого мужчину посреди джунглей, посчитав это плохим предзнаменованием.

В раннем буддизме ушниша представлялась по-другому. Махавасту (1.259) и Дивьявадана, а также «Вопросы Милинды» описывают признаки чакравартина, идеализированного правителя мира: ушниша или патка (тюрбан), чхатра (зонтик), «роговой драгоценный камень» или ваджра, венчик и сандалии. Это были признаки кшатриев. Пластическое искусство раннего буддизма Махаяны в Матхуре представляет бодхисаттв в форме, называемой uṣṇīṣin «носящий тюрбан / повязку для волос», владеющий мудрами для «ненасильственного правления чакравартина»[2].

Примечания

  1. Mario Bussagli, L’art du Gandhara
  2. Falk, Harry, «Small-Scale Buddhism» in Devadattīyam : Johannes Bronkhorst felicitation volume. — Bern : Peter Lang, 2012. — ISBN 9783034306829., p. 495