Утреня (католическая)

Утреня (лат. matutinum, [horae] matutinae) — ночное богослужение в католическом оффиции. Исторически утреня служилась в часы между полуночью и ранним утром и была направлена на то, чтобы «освящать утро как начало светлого времени суток и естественного периода бодрствования людей»[1].
Краткая характеристика
Утреня происходит от вигилий (vigiliae) — ночных бдений ранних христиан, собиравшихся вместе, чтобы через пост и молитву, внимая Слову Божьему, приготовиться к празднику. Часть бревиария, посвящённая утрене, называлась matutinale или nocturnale.
В начале утрени располагался инвитаторий со «стандартным» псалмом Venite exsultemus. Затем следовали два или три (в воскресенье и большие праздники) раздела — так называемые ноктурны (лат. nocturnum, от nox — ночь), каждый из которых содержал помимо «простых» псалмов и библейских песней (те и другие всегда пелись с соответствующими антифонами) протяжённые ночные респонсории. Воскресная утреня (в дни кроме Адвента и Великого поста) завершалась гимном Te Deum. Со времён позднего Средневековья — в связи с общей тенденцией к сокращению ночных бдений — в римском обряде утвердилась практика непосредственно после утрени совершать следующий литургический час — лауды[2]. Пореформенный бревиарий Liturgia horarum содержит чтения, приуроченные к службам суточного оффиция, в том числе и к утрене. В конституции собора Sacrosanctum Concilium обычные часы состоят из небольшого количества псалмов и чуть более протяжённых библейских чтений.
В XXI веке полная «историческая» утреня (с присоединением лауд) всё ещё служится на Страстную неделю в Страстной четверг, Страстную пятницу и Страстную субботу (так называемый triduum) и носит метафорическое название Tenebrae («тёмная утреня»). В остальные дни церковного года утреня служится целиком только в строгих орденах и в традиционалистских общинах — схизматических и тех, что совершают богослужения по экстраординарной форме римского обряда[2]. Наиболее ревностно и притом ночью служат утреню картезианцы, в то время как большинство орденов служат её утром в краткой форме, вместе с лаудами. Такая совмещённая служба именуется термином laudes matutinae («утренние хвалы»).
Примечания
- ↑ Колупаев Р., Сахаров П. Утреня // Католическая энциклопедия. Т.4. М., 2011, стлб. 1629.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Ibidem, стлб. 1630.
Литература
- Christ-katolische Liturgik. Erster Theil. Prag, 1835, S. 486 ff.
- Lexikon für Theologie und Kirche. Bd 6. Freiburg im Breisgau: Herder, 1997.
- Steiner R. Matins // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 11. N. Y.; L., 1980, p. 825.
- Колупаев Р., Сахаров П. Утреня // Католическая энциклопедия. Т.4. М., 2011, стлб. 1629-1632.