Усть-Кут (аэропорт)
Аэропорт Усть-Кут | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: UKX – ИКАО: UITT – Внутр. код: УСК | ||||||||||
Информация | ||||||||||
Вид аэропорта | гражданский | |||||||||
Страна | Россия | |||||||||
Расположение |
город Усть-Кут Иркутской области |
|||||||||
Владелец | ЮТэйр | |||||||||
Оператор | ОАО «Аэропорт Усть-Кут» | |||||||||
Высота НУМ | +667 м | |||||||||
Часовой пояс | UTC+8 | |||||||||
Время работы | по регламенту | |||||||||
Сайт | uskairport.ru | |||||||||
Карта | ||||||||||
Расположение аэропорта на карте Иркутской обл. |
||||||||||
Взлётно-посадочные полосы | ||||||||||
|
||||||||||
Вертолётные площадки | ||||||||||
|
||||||||||
Статистика (2018) | ||||||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 90 026 | |||||||||
Годовой грузопоток | ▼ 476 тонн | |||||||||
Взлётов/Посадок | ▲ 2 309 | |||||||||
Источники: Статистика[1] |
Усть-Ку́т — региональный аэропорт в 10 км к северу от города Усть-Кута Иркутской области, является третьим (после Иркутска и Братска) аэропортом регионального значения в области. Обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки в Иркутск, Красноярск и на нефтегазовые месторождения на севере Иркутской области.
Технические характеристики
Являясь аэропортом регионального значения, имеет достаточно высокие технические характеристики для данного уровня:
- железобетонная ВПП с высокой несущей способностью;
- оборудован инструментальной системой захода на посадку и светосигнальным оборудованием, позволяющим круглосуточно принимать ВС в сложный метеоусловиях;
- аэровокзал обладает пропускной способностью 50 пассажиров в час;
- перрон оборудован централизованной системой заправки и системой запуска воздушных судов
История[2]
Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки, где была оборудована грунтовая ВПП. С осени того же года стали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, вертолётов Ми-2, Ми-4. Немного позже стали выполняться полёты на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12.
В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12 — в зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты такого типа.
В 1970-х гг. значение аэропорта возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытием новых алмазодобывающих районов в Якутии. Были введены пассажирские рейсы на самолётах Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ. В 1979 году завершилось строительство искусственной ВПП, аэропорт был оборудован инструментальной системой посадки и светосигнальным оборудованием для круглосуточного приема воздушных судов в сложным метеоусловиях.
В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. В 1983 году через аэропорт Усть-Кут отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон, здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники, оборудованы централизованная система заправки и запуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.
В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40 %. С 1991 по 2001 годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз (с 111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).
В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как основное место базирования своих вертолетов, выполняющих полеты на нефтяные месторождения в Восточной Сибири.
Принимаемые типы ВС
- самолёты: Л-410, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, ATR-42, ATR-72, CRJ-200, Як-40, Ан-140, Ан-148, Як-42, Ил-76
- вертолёты: всех типов
-
Самолёт Canadair Regional Jet CRJ-200 на перроне
-
Як-40 над полосой
-
Стоянка вертолётов Ми-8 на перроне
-
запуск двигателей в условиях высоких температур (Ан-24)
-
Ан-12 на перроне
-
Dassault Falcon 2000 (частный самолёт бизнесмена)
-
Aerospatiale 350B3 Ecureuil (RA-04054) - Ютэйр
-
Ан-140 на перроне
-
Миль Ми-26Т на перроне
-
а/к Вертол-Авиа
Маршрутная сеть [3]
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Ангара | Иркутск |
ИрАэро | Иркутск, Ленск |
Транспортное сообщение с Усть-Кутом
Аэропорт соединён с городом местной автомобильной дорогой протяженностью 10 км, идущей от кольцевого перекрёстка объездной дороги и улицы Некрасова.
Городским общественным транспортом направление не обслуживается.
Района аэродрома
Расположение
Район аэродрома расположен в южной части обширного Средне-Сибирского плоскогорья, поверхность которого представляет собой возвышенное плато с отдельными сопками и кряжами. Рельеф окружающей местности холмистый с незначительными вершинами. Сопки и долины покрыты хвойным лесом с высотой деревьев до 40 метров. Местность района аэродрома – холмистая.
Климат
Аэродром Усть-Кут расположен в зоне резко континентального климата. Погода района аэродрома обуславливается расположением на левом берегу Лены выше её долины на 300-350 метров.
Средняя годовая скорость ветра – 3,9 м/с. Повторяемость скоростей ветра, превышающих установленные пределы, наблюдается весной (апрель-май) и в ноябре. В зимнее время преобладают ветры юго-западного, а в тёплый период западного и северо-восточного направления.
При заходе на посадку с юго-запада на удалении 8-10 км от взлётно-посадочной полосы при скоростях ветра 3 м/с и более наблюдается орографическая болтанка.
Видимость в районе аэродрома
Низкая облачность зависит от синоптической обстановки и от местных особенностей района. Наибольшая повторяемость низких облаков и тумана приходится на август-октябрь. Рост количества низко расположенных облаков – слоистых и разорвано-слоистых форм отмечается в основном в утренние и дневные часы. Минимальное количество низких облаков наиболее вероятно в ночные часы.
Горизонтальная дальность видимости достигает наименьших значений с ноября по апрель, за счёт снегопадов и метелей.
Температура
Среднегодовая температура воздуха составляет -3,4 °C. Минимальные температуры отмечаются в декабре-январе, максимальные в июле. Абсолютный минимум температуры воздуха -52 °C.
Осадки
Осадки наблюдаются в течение всего года. Число дней с осадками составляет от 125 до 185 в год.
Грозы наблюдаются с мая по август, в основном во второй половине дня и связаны с прохождением фронтов.
Гололёд наблюдается редко.
Показатели деятельности
Операционные показатели | 1983 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018[7] |
Пассажиропоток
(тыс. пасс.) |
228,3 | 33,6 | 20,4 | 76,1 | 115 | 133 | 134,4 | 70,6 | 72,2 | 77,9 | 83,5 | 90 |
Коммерческое
обслуживание груза (тонн) |
26700 | 819 | 781 | 705 | 447 | 478 | 450 | |||||
Коммерческое обслуживание
почты (тонн) |
536 | 26 | 27 | 28 | 28 | 26 |
Начиная с 2008 году произошло значительное увеличение прибыли за счёт увеличения вахтовых перевозок до нефтяных месторождений Иркутской области
Чистая прибыль оператора аэропорта в 2015 году составила 6,88 млн руб. по сравнению с чистым убытком в 2014 г. - 4,92 млн руб.
Перспективы развития
Экономические перспективы напрямую связаны с перспективами освоения крупных месторождений углеводородного сырья и эксплуатацией Восточного нефтепровода.
Авиакомпания «ЮТэйр», став в 2007 году держателем контрольного пакета акций аэропорта, заявляла о намерении построить новый аэровокзал и удлинить взлётно-посадочную полосу для принятия самолётов первого класса[8].
Однако, в 2018 году у основного акционера возникли серьёзные финансовые трудности — чистый убыток авиакомпании составил 22 миллиарда рублей, в связи с чем была утрачена способность расплачиваться по кредитам[9]. Авиапредприятием рассматривался вариант перевода аэродрома в статус посадочной площадки с целью минимизации сертификационных требований и сокращения расходов, что повлекло бы за собой ограничения на пассажирские перевозки. Позже в авиакомпании заявили, что аэропорт ликвидировать не собираются[10].
Происшествия и катастрофы
Дата,
время местное |
Воздушное судно | Авиакомпания | количество жертв / количество человек на борту (П+Э) | Описание |
---|---|---|---|---|
CCCP-58340 |
Аэрофлот | Вскоре после взлёта, из-за смещения груза (мешки с цементом), самолёт потерпел крушение в районе ближней приводной радиостанции. | ||
Аэрофлот | Сразу после взлета самолёт задел деревья и упал в лес.
К моменту отправления продолжительность рабочего времени экипажа составляла более 10 часов. Подготовка к вылету проводилась в спешке. Причина катастрофы — ошибки экипажа при подготовке к вылету и в технике пилотирования во время взлёта[13][14]. |
Примечания
- ↑ Годовой отчёт ОАО Аэропорт Усть-Кут за 2018 г. (PDF) (14 апреля 2019). Дата обращения: 29 сентября 2019. Архивировано 4 октября 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 Аэропорт Усть-Кут: есть перспективы развития Архивная копия от 29 апреля 2011 на Wayback Machine // Ленские вести. — 2008. — 15 авг. — № 32. (Дата обращения: 12 января 2012)
- ↑ Расписание :: Аэропорт Усть-Кут . www.uskairport.ru. Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Отчётность аэропорта . Дата обращения: 30 декабря 2011. Архивировано 27 марта 2012 года.
- ↑ Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2015-2016 гг. . Росавиация. Дата обращения: 16 января 2018. Архивировано 21 февраля 2017 года.
- ↑ Историческая справка :: Аэропорт Усть-Кут . www.uskairport.ru. Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 29 августа 2019 года.
- ↑ [http://www.uskairport.ru/docs/2018/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf Отчет о работе акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» за 2018 г.] . Аэропорт Усть-Кут. Дата обращения: 29 сентября 2019. Архивировано 4 октября 2021 года.
- ↑ Отчёт мэра Усть-Кутского муниципального образования В.П. СЕНИНА за 2007 год Архивная копия от 1 мая 2011 на Wayback Machine // Ленские вести. — 2008. — 4 апр. — № 13. (Дата обращения: 12 января 2012)
- ↑ Москва24. Как авиакомпания UTair оказалась в долговой яме. . www.m24.ru. Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано 30 августа 2019 года.
- ↑ Дарья Галеева. Аэропорт под угрозой. Воздушную гавань Усть-Кута хотят ликвидировать? . irk.aif.ru (25 июля 2019). Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано 30 августа 2019 года.
- ↑ CCCP-58340 Accident description . Aviation Safety Network. Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано 21 февраля 2012 года.
- ↑ Crash of a Lisunov LI-2 in Ust-Kut | Bureau of Aircraft Accidents Archives . www.baaa-acro.com. Дата обращения: 22 марта 2020. Архивировано 22 марта 2020 года.
- ↑ Катастрофа Як-40 ВС УГА в а/п Усть-Кут (борт СССР-88208), 17 декабря 1976 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - факты, история, статистика . www.airdisaster.ru. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Crash of a Yakovlev Yak-40 in Ust-Kut: 7 killed | Bureau of Aircraft Accidents Archives . www.baaa-acro.com. Дата обращения: 22 марта 2020. Архивировано 22 марта 2020 года.
Ссылки
- G!S meteo (недоступная ссылка) Прогноз погоды по аэропорту "Усть-Кут" и вероятность задержки рейсов. (Дата обращения: 4 апреля 2012)
- Табло аэропорта Усть-Кут на сервисе «Яндекс.Расписания». (Дата обращения: 12 января 2012)
- Официальный сайт аэропорта Усть-Кут ~ новости, расписание ~ (Дата обращения: 12 января 2012)